Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Информационное письмо Банка России от 22 июля 2014 г. N 24 "О применении Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

 

1. Обязана ли кредитная организация запрашивать у принимаемого на обслуживание клиента - юридического лица либо индивидуального предпринимателя все документы, перечисленные в подпункте 1.13 пункта 1 приложения 2 к Положению Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Положение N 262-П), или имеет право запросить один из перечисленных в указанном подпункте документов?

Исходя из положений подпункта 1.13 пункта 1 приложения 2 к Положению N 262-П кредитная организация самостоятельно определяет количество и виды документов, указанных в подпункте 1.13 пункта 1 приложения 2 к Положению N 262-П, которые запрашивает у клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя в целях определения его финансового положения.

2. Какие документы, подтверждающие сведения о финансовом положении клиента - юридического лица (индивидуального предпринимателя), могут быть запрошены у клиента, период деятельности которого с момента регистрации не превышает трех месяцев? Каковы действия кредитной организации в случае, если она не может получить сведения, необходимые для идентификации такого клиента?

Исходя из требований пункта 2.1 Положения N 262-П кредитная организация вправе самостоятельно определить в своих внутренних документах требования к документам юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации и не позволяет представить в кредитную организацию сведения (документы), указанные в подпункте 1.13 пункта 1 приложения 2 к указанному Положению.

Таким образом, в случае невозможности получения предусмотренных внутренними документами кредитной организации документов, подтверждающих сведения о финансовом положении клиента - юридического лица, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, кредитная организация отказывает такому клиенту в заключении договора банковского счета в соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон).

3. Каковы последствия непредставления клиентом документов, перечисленных в подпунктах 1.13-1.14 пункта 1 приложения 2 к Положению N 262-П?

В соответствии с пунктом 14 статьи 7 Федерального закона клиенты обязаны предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, необходимую для исполнения указанными организациями требований Федерального закона, в том числе для идентификации клиентов и выгодоприобретателей.

В соответствии с абзацем 5 пункта 5 статьи 7 Федерального закона кредитным организациям запрещается заключать договор банковского счета (вклада) с клиентом в случае непредставления клиентом, представителем клиента документов, необходимых для идентификации клиента, представителя клиента в случаях, установленных Федеральным законом.

Пунктом 11 статьи 7 Федерального закона установлено право организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, если в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Таким образом, непредставление клиентом информации, необходимой для реализации кредитной организацией требований Федерального закона, является основанием для отказа кредитной организацией в заключении договора банковского счета (вклада), а также для отказа в проведении операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, в соответствии с положениями абзаца 5 пункта 5 и пунктом 11 статьи 7 Федерального закона.

4. Какие действия следует предпринять кредитной организации в случае сбоя в работе сайта ФМС? Каким образом кредитной организации следует зафиксировать информацию о недоступности данного сайта в момент принятия решения о приеме на обслуживание клиента?

По информации, полученной из ФМС России, в настоящее время в целях проверки действительности паспортов при проведении идентификации клиентов кредитные организации помимо ресурса, размещенного на сайте ФМС России, могут использовать вариант обмена сведениями с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), подключаясь к СМЭВ как участники Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

С учетом пункта 2.1 Положения N 262-П полагаем возможным кредитным организациям в соответствии с пунктом 2.2 Положения N 262-П использовать зарегистрированный в СМЭВ электронный сервис ФМС России для проверки паспортов граждан Российской Федерации на предмет определения их действительности.

Способ фиксирования информации о недоступности сайта ФМС России в момент принятия решения о приеме на обслуживание клиента может определяться кредитной организацией самостоятельно в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с абзацем третьим пункта 2.5 Положения Банка России от 02.03.2012 N 375-П "О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

5. Какие действия следует предпринять кредитной организации в случае, если при проверке действительности паспорта получен ответ "Сведениями по заданным реквизитам не располагаем" либо "В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится" или если получен ответ о его недействительности?

В случае если при проверке действительности паспорта физического лица кредитной организацией получен ответ "Сведениями по заданным реквизитам не располагаем" либо "В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится", кредитная организация определяет возможность принятия на обслуживание такого физического лица с учетом оценки риска на основании правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В случае если при проверке действительности паспорта физического лица кредитной организацией получен ответ о недействительности паспорта, кредитной организации следует отказать такому лицу в приеме на обслуживание исходя из требований абзаца пятого пункта 5 статьи 7 Федерального закона либо в выполнении распоряжения о совершении операции на основании пункта 11 статьи 7 Федерального закона до представления клиентом доказательств, подтверждающих действительность паспорта (например, официального ответа территориального подразделения ФМС России о действительности паспорта данного лица), и представить сведения о таком отказе в уполномоченный орган в порядке, установленном Указанием Банка России от 23.08.2013 N 3041-У "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) с клиентом, отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции и о случаях расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом по инициативе кредитной организации".

6. Какие операции по расходованию денежных средств некоммерческими организациями, совершаемые на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, подлежат обязательному контролю в соответствии с подпунктом 1.2 статьи 6 Федерального закона?

Буквальное прочтение нормы пункта 1.2 статьи 6 Федерального закона позволяет сделать вывод о том, что обязательному контролю по основанию, указанному в пункте 1.2 статьи 6 Федерального закона, подлежат операции любых некоммерческих организаций по расходованию денежных средств, совершаемые на сумму, равную или превышающую 100 000 рублей, либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, в частности переводы денежных средств некоммерческих организаций в пользу третьих лиц, операции по снятию некоммерческими организациями наличных денежных средств со счетов.

7. С 16 мая 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Указанным федеральным законом предусмотрена возможность проведения упрощенной идентификации клиентов - физических лиц при осуществлении перевода денежных средств по поручению клиента - физического лица без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также при предоставлении клиенту - физическому лицу электронного средства платежа. Вправе ли кредитная организация проводить упрощенную идентификацию клиентов - физических лиц при проведении операций, указанных в пункте 3.1 Положения N 262-П?

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона Банку России предоставлены полномочия по установлению требований к идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей, которые могут различаться в зависимости от степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

На основании изложенного полагаем, что кредитные организации вправе проводить упрощенную идентификацию физических лиц при совершении банковских операций с наличной иностранной валютой и чеками, указанных в пункте 3.1 Положения N 262-П.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Банк России рассмотрел некоторые вопросы идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях реализации "антиотмывочного" законодательства.

В частности, указано, что кредитная организация самостоятельно устанавливает количество и виды документов о финансовом положении клиента. Общий перечень закреплен Положением от 19 августа 2004 г. N 262-П.

Последнее предусматривает в т. ч. право кредитной организации определить в своих внутренних актах требования к документам юрлица, период деятельности которого не превышает 3 месяцев с даты регистрации и не позволяет представить сведения о финансовом положении. Таким образом, если материалы получить невозможно, то клиенту откажут в заключении договора банковского счета.

Разъяснены последствия непредставления сведений о финансовом положении и о деловой репутации. Кредитная организация может отказать выполнить распоряжение клиента совершить ту или иную операцию, если возникнут подозрения на легализацию преступных доходов или финансирование терроризма. Таким образом, непредставление информации является основанием для отказа в совершении операции (кроме зачисления средств, поступивших на счет физического или юридического лица).

Что касается проверки действительности паспортов, то кредитные организации помимо ресурса, размещенного на сайте ФМС России, могут использовать вариант обмена сведениями с использованием Единой системы межведомственного электронного взаимодействия, подключаясь как участники Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.

Рассмотрены действия компаний, если при проверке действительности паспорта получен ответ "Сведениями по заданным реквизитам не располагаем" либо "В электронных учетах ФМС России в настоящее время не значится". В таких случаях организация определяет возможность принять на обслуживание физлица с учетом оценки риска на основании правил внутреннего контроля.

С 16 мая 2014 г. вступили в силу поправки к некоторым законодательным актам, предусматривающие в т. ч. упрощенную идентификацию физлиц. Указано, что банки могут применять ее при совершении операций с наличной иностранной валютой и чеками.

Рассмотрен вопрос о совершении некоммерческими организациями операций по расходованию средств, совершаемые на сумму, равную или превышающую 100 тыс. руб (эквивалентную ей в иностранной валюте). Отмечено, что контролируются любые операции, в частности, переводы в пользу третьих лиц, снятие средств со счетов.


Информационное письмо Банка России от 22 июля 2014 г. N 24 "О применении Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"


Текст информационного письма опубликован в "Вестнике Банка России" от 30 июля 2014 г. N 69