Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июля 2014 г. N АПЛ14-294
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.
членов коллегии Корчашкиной Т.Е., Назаровой А.М.
при секретаре Диордиеве А.И., с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ашуркова В.Л. о признании частично недействующим пункта 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455,
по апелляционной жалобе Министерства юстиции Российской Федерации на решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г., которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителей Министерства юстиции Российской Федерации Вагиной Т.В., Журавковой Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Ашуркова В.Л. - Крайнева Д.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом Министерства юстиции Российской Федерации (Минюст России) от 30 декабря 2011 г. N 455 утвержден Административный регламент предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (далее - Административный регламент). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 2 февраля 2012 г., регистрационный N 23117, опубликован в "Российской газете", 2012 г., 16 марта.
Ашурков В.Л. просил Верховный Суд Российской Федерации признать недействующим пункт 41 Административного регламента в части положения абзаца первого о том, что все документы, кроме документов, представленных в электронной форме, и учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. В обоснование заявленного требования ссылался на то, что оспариваемая норма, содержит требование о представлении документов в двух экземплярах, в том числе одного из них в подлиннике, что противоречит статье 16 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", которая не содержит такого требования и устанавливает исчерпывающий перечень документов, представляемых для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии (пункт 1), и которая запрещает федеральному уполномоченному органу требовать от политической партии не предусмотренные пунктом 1 этой статьи документы (пункт 2).
Нарушение своих прав заявитель усматривает в том, что Минюст России приостановил государственную регистрацию политической партии, уполномоченным лицом которой он являлся, при этом одним из мотивов для этого послужило непредставление некоторых документов в двух экземплярах.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. заявление Ашуркова В.Л. удовлетворено. Признан недействующим со дня вступления данного решения в законную силу пункт 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 455, в той мере, в какой данный пункт позволяет распространить на перечень документов, представляемых для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, требование о представлении всех документов на государственную регистрацию в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником.
В апелляционной жалобе Минюст России просит отменить решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. и вынести по делу новое решение, считает, что решение суда первой инстанции не соответствует сложившейся практике, поскольку ранее суд не удовлетворил аналогичное по основаниям заявление о порядке государственной регистрации некоммерческих организаций. Также Минюст России указывает, что из анализа Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373, следует, что соответствующий федеральный орган исполнительной власти при составлении административного регламента предоставления государственной услуги обязан в исчерпывающем перечне документов, необходимых для получения названной услуги, предусмотреть, какие конкретно документы и информацию должен представить заявитель. Со ссылкой на то, что в подпункте 1 пункта 30 Административного регламента приведен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги по государственной регистрации политической партии, создаваемой на учредительном съезде, а нормы указанного пункта (прямо определяющего, какие документы могут быть представлены в копии) являются специальными по отношению к общей норме оспоренного заявителем пункта 41 Административного регламента, в апелляционной жалобе делается вывод, что применение данного пункта не допускает иного толкования. Также Минюст России полагает, что требование предоставить на государственную регистрацию политической партии в двух экземплярах документы обусловлено необходимостью их представления в ФНС России для ведения Единого государственного реестра юридических лиц, и в Минюст России для ведения реестра зарегистрированных некоммерческих организаций и предоставления содержащейся в нем информации, а также для принятия последующих решений о государственной регистрации в отношении политической партии и осуществления контроля за соответствием ее деятельности законодательству.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для её удовлетворения.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", статья 10 которого предусматривает, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В силу статьи 15 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия и ее региональные отделения подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного данным федеральным законом специального порядка государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений. Политическая партия и ее региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объеме, в том числе как юридические лица, с момента государственной регистрации. Подтверждением государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения является документ, подтверждающий факт внесения записи о политической партии или ее региональном отделении в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 1); решение о государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений принимается соответственно федеральным уполномоченным органом и его территориальными органами (далее - уполномоченные органы). Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным уполномоченным органом или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия уполномоченных органов с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений определяется Правительством Российской Федерации (пункт 2).
Федеральным уполномоченным органом, принимающим решение о государственной регистрации политических партий, является Минюст России (подпункт 30.7 пункта 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313), а уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, - Федеральная налоговая служба (пункт 1, подпункт 5.3.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506).
Перечень документов, представляемых в федеральный уполномоченный орган для государственной регистрации политической партии, созданной на учредительном съезде политической партии, закреплен в пункте 1 статьи 16 Федерального закона "О политических партиях". При этом согласно пункту 2 статьи 16 названного закона федеральный уполномоченный орган не вправе требовать от политической партии представления документов, не предусмотренных в пункте 1 этой статьи.
В указанном исчерпывающем перечне документов, необходимых для государственной регистрации политической партии, определены документы, которые должны представляться не в подлиннике, а в виде их копий, и требуемое количество экземпляров документов.
Разрешая дело, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что содержащаяся в абзаце первом пункта 41 Административного регламента норма, по ее буквальному смыслу, требует для государственной регистрации любых некоммерческих организаций, включая политические партии, представления подлинного экземпляра каждого документа и его копии, что не соответствует положениям статьи 16 Федерального закона "О политических партиях".
Суд первой инстанции проверил довод представителя Минюста России о том, что требование о предоставлении документов в двух экземплярах основано на установленной федеральным законом обязанности направить в регистрирующий орган весь комплект документов, поданных в федеральный уполномоченный орган, для включения в единый государственный реестр юридических лиц, и пришел к правильному выводу о его несостоятельности как не основанном на положениях Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (статья 5) и Федерального закона "О политических партиях" (пункты 3, 5 статьи 15). В обоснование этого вывода суд правильно указал в решении, что федеральный законодатель, определив особый порядок государственной регистрации политической партии, предусматривающий участие двух органов государственной власти - федерального уполномоченного органа и регистрирующего органа, не установил обязанность политической партии представлять для каждого из этих органов государственной власти документы, необходимые для осуществления государственной регистрации.
Анализ содержания пунктов 3, 5 статьи 15, пунктов 1, 2 статьи 16 Федерального закона "О политических партиях" позволяет прийти к выводу, что федеральный уполномоченный орган направляет в регистрирующий орган лишь те документы, которые входят в состав документов, поданных политической партией в соответствии с утвержденным перечнем, и необходимы для ведения единого государственного реестра юридических лиц.
Признав, что оспариваемое положение Административного регламента лишено правовой определенности, допускающей возможность его произвольного применения, и это создает угрозу нарушения права граждан Российской Федерации на объединение в политическую партию, суд вынес правомерное решение, удовлетворив заявление Ашуркова В.Л.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие вступившего в силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 29 июля 2008 г., которым рассмотрена правомерность установления ряда требований к порядку государственной регистрации некоммерческих организаций, не может свидетельствовать о незаконности обжалованного решения суда, вынесенного по иным правовым основаниям и в отношении регистрации исключительно политических партий.
Указание в апелляционной жалобе на пункт 30 Административного регламента, содержащий исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления услуги по государственной регистрации политической партии, создаваемой на учредительном съезде, не опровергает вывод суда о неопределенности пункта 41 Административного регламента, поскольку положения данной нормы, как уже указывалось выше, не согласуются с требованиями статьи 16 Федерального закона "О политических партиях".
Предусмотренных законом оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства юстиции Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.В. Манохина |
Члены коллегии |
Т.Е. Корчашкина |
|
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 22 июля 2014 г. N АПЛ14-294
Текст определения официально опубликован не был