24 февраля 1996 года в районе аэропорта Омск днем в простых метеоусловиях произошло авиационное происшествие без человеческих жертв с самолетом Ан-12 RA-11403 авиакомпании "Якутавиатранс" национальной авиакомпании "Саха-Авиа" регионального управления воздушного транспорта Республики Саха (Якутия).
Экипаж в составе командира воздушного судна Горбунова Н.М., КВС-стажера Черникова Е.В., штурмана Никитина И.А., бортмеханика-инструктора Жукова Б.П., бортмеханика Умеренко А.В., бортрадиста Щербакова Д.К. и бортоператора Мангареева З.Г. выполнял транспортный рейс К-29052 по маршруту Домодедово - Омск - Братск - Якутск. На борту находилось 10990 кг неоформленного груза, два авиатехника, которые выполняли техническое обслуживание самолета в транзитных аэропортах, и один представитель заказчика, сопровождавший груз. Взлетная масса самолета и его центровка не выходили за пределы ограничений, установленных РЛЭ Ан-12. Загрузка на самолет неоформленного груза стала возможной из-за отсутствия отлаженной системы контроля в аэропорту Домодедово со стороны специалистов службы организации перевозок.
При выполнении полета, в процессе снижения с эшелона для захода на посадку, на высоте 1150 м в районе третьего и четвертого разворотов произошло последовательное выключение всех четырех двигателей из-за прекращения подачи топлива к ним. Экипаж произвел вынужденную посадку с убранными шасси на заснеженное поле в районе аэропорта Омск. Самолет получил повреждение силовых элементов, экипаж и пассажиры не пострадали.
Согласно заключению комиссии по расследованию, причина авиационного происшествия обусловлена следующими факторами:
- неправильный расчет экипажем необходимого количества топлива для выполнения полета и принятие решения на вылет без аэронавигационного запаса;
- ошибочное решение командира воздушного судна о преждевременном снижении с эшелона, что привело к дополнительному расходу топлива;
- отсутствие контроля со стороны бортмеханика за работой топливной системы и расходом топлива;
- отказ насоса пятой правой группы баков, в результате чего выработка топлива из нее оказалась невозможна;
- непринятие командиром воздушного судна своевременного решения о посадке на ближайший аэродром при недостатке топлива для полета до аэродрома назначения;
- отсутствие контроля со стороны проверявших (пилота-инструктора, бортмеханика-инструктора) за работой экипажа при подготовке к полету и выполнении полета.
Приказываю:
1. Заместителям директора, начальникам управлений ФАС России рассмотреть рекомендации комиссии по расследованиям, принять необходимые меры для их реализации в части касавшейся.
2. Начальникам региональных управлений ФАС России:
2.1. Довести приказ до руководителей авиапредприятий.
2.2. Спланировать и организовать проверку выполнения в подконтрольных авиакомпаниях требований приказа Директора ДВТ от 5.10.95 г. N ДВ-102.
2.3. Проверить выполнение требований указания МГА от 28.12.90 г. N 568/У в аэропортах, обслуживавших экипажи по информационно-консультативной системе "Брифинг". К 31 декабря 1996 года представить предложения о дальнейшем использовании (совершенствовании) этой системы.
3. Руководителям авиапредприятий, авиакомпаний и аэропортов:
3.1. Изучить на специальных разборах со всем летным составом и персоналом авиагрузовых комплексов обстоятельства и причины авиационного происшествия.
3.2. Провести дополнительные занятия по особенностям эксплуатации топливной системы на земле и в полете, по расчету необходимого количества топлива для выполнения полета с учетом аэронавигационного запаса в строгом соответствии с требованиями раздела 5.14. НПП ГА-85.
3.3. Путем систематического контроля со стороны командно-руководящего состава, добиться исключения нарушений при оформлении документации по заправке возданных судов топливом.
4. Генеральному директору Домодедовского производственного объединения принять дополнительные меры, направленные на исключение возможности бесконтрольной загрузки самолетов в аэропорту Домодедово.
5. Генеральному директору Национальной авиакомпании "Саха-Авиа" обратить внимание на низкую технологическую дисциплину летного состава в подчиненных авиапредприятиях, организовать проведение мероприятий по укреплению дисциплины и повышению ответственности за пунктуальное выполнение требований нормативных документов, регламентирующих летную деятельность.
6. Контроль за исполнением требований приказа возложить на начальника Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ Кореневского Ю.И.
Приложение: Анализ авиационного происшествия с самолетом Ан-12 RA-11403, происшедшего 24.02.96 г. в районе аэродрома Омск на 4 листах.
Директор |
Зайцев Г.Н. |
Начальник Главной инспекции по безопасности |
Ю.И. Кореневский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной авиационной службы РФ от 23 октября 1996 г. N 83 "Об авиационном происшествии с самолетом Ан-12 RA-11403, происшедшем 24 февраля 1996 года в районе аэропорта Омск"
Текст приказа официально опубликован не был