Обращаемся к Вам связи с проблемами, возникающими в деятельности банков - членов АРБ при применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Так, при реализации государственных и муниципальных контрактов, заключаемых в соответствии с указанными законодательными актами, государственные и муниципальные заказчики зачастую включают в условия таких контрактов положения, не предусматривающие авансирование работ (поставок) и устанавливающие, что оплата за выполненные работы (поставленную продукцию) производится по истечении 30 и более дней после оформления результатов заказчиками. Такое положение дел с финансированием в сфере закупок создает для коммерческих организаций-исполнителей государственных контрактов серьезные проблемы с оборотным капиталом, а государственные меры по расширению доступа в этот сектор малого и среднего бизнеса рискуют оказаться недейственными.
В настоящее время решением таких задач в рамках своей основной деятельности занимаются российские банки, предоставляя поставщикам и подрядчикам целевые кредиты на исполнение обязательств по государственным и муниципальным контрактам. При этом банки часто не требуют твердого обеспечения в виде недвижимости или других ликвидных активов, беря на себя функции контроля за целевым использованием кредитных ресурсов, направляемых на конкретные проекты, финансируемые из бюджетов различных уровней. Таким образом, банки фактически исполняют роль финансового агента, а средства, поступающие по государственным контрактам после принятия заказчиками результатов работ, должны быть формой залогового обеспечения.
Вместе с тем банки, осуществляя рассматриваемое целевое кредитование, не имеют юридически подтвержденного обеспечения. Ситуация была бы иной при признании правомерности заключения в соответствующем случае договора финансирования под уступку денежного требования, стороной которого банк выступает в роли финансового агента, который получает от клиента (заемщика) право требования к должнику (государственному заказчику) за предоставленное финансирование и сопровождение контракта. При этом обязанность поставить товар (выполнить работы) оставалась бы за поставщиком, а право требования у банка возникало бы только после выполнения работ и оформления работ (услуг) заказчиками.
В письме Минфина России от 29.05.2012 г. N 02-11-05/1904 указано, что "публично-правовой характер регулирования размещения заказов ограничивает возможности сторон государственного (муниципального) контракта изменять условия заключенного контракта". Государственные заказчики и Федеральное казначейство, руководствуясь вышеназванным письмом Минфина России, не принимают от поставщиков уведомления о необходимости перечисления денежных средств в оплату исполненных государственных контрактов банкам, выступающим финансовыми агентами в соответствии с заключенными с поставщиками договорами финансирования под уступку денежного требования. Однако в пункте 4 Письма ФАС России от 02.10.2013 N АД/38430/13 сформулирован вывод об отсутствии запрета на заключение договоров уступки права (требования) оплаты поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) по государственным контрактам третьим лицам на основании договоров уступки права (требования).
Иными словами, кредитование клиентов под уступку денежного требования при закупках товаров, работ и услуг регулируется исключительно нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, но для должного развития малого и среднего предпринимательства и устранения описанных противоречий необходимо принятие норм, регламентирующих применение данной договорной конструкции в отношениях, связанных с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Учитывая вышеизложенное, Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть возможность внесения изменений в Приказ Минфина России от 01.09.2008 N 87н "О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" в части включения нормы об оплате третьему лицу, выступающему кредитором исполнителя государственного, муниципального контракта на основании положений главы 43 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 2 сентября 2014 г. N А-01/5-541 "О финансировании под уступку денежного требования исполнения государственных и муниципальных контрактов"
Текст письма официально опубликован не был