Определение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. N 304-ЭС14-77
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
изучив по материалам истребованного дела жалобу (заявление) муниципального образования "Город Томск" в лице администрации города Томска на решение Арбитражного суда Томской области от 10.12.2013 по делу N А67-761/2013, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.05.2014 по тому же делу по исковому заявлению муниципального образования "Город Томск" в лице администрации города Томска к обществу с ограниченной ответственностью "АВТОГРАД" и обществу с ограниченной ответственностью "Томская Транспортная компания" о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на сооружение - асфальтовую площадку с инвентарным номером 69:401:1000:18:06944 площадью 22 546 кв.м, расположенное по адресу: г. Томск, пр. Мира, д. 52, стр. 6, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Томского городского унитарного муниципального предприятия "Трамвайно-троллейбусное управление", Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, установил:
муниципальное образование "Город Томск" в лице администрации города Томска (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "АВТОГРАД" (далее - ответчик 1) и обществу с ограниченной ответственностью "Томская Транспортная компания" (далее - ответчик 2) о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на сооружение - асфальтовую площадку с инвентарным номером 69:401:1000:18:06944 площадью 22 546 кв.м, расположенное по адресу: г. Томск, пр. Мира, д. 52, стр. 6 (далее - спорное имущество).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Томское городское унитарное муниципальное предприятие "Трамвайно-троллейбусное управление", Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска.
Решением Арбитражного суда Томской области от 10.12.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2014, истцу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 28.05.2014 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
Истец обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, которое было принято к производству определением судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.06.2014, а определением коллегии судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.07.2014 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Томской области.
В соответствии с частью 4 статьи 2 Федерального закона от 28.06.2014 N 186-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 186-ФЗ) заявления лиц, участвующих в деле, о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора, которые поступили в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и в отношении которых на день вступления в законную силу Закона N 186-ФЗ не вынесено определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра обжалуемого судебного акта в порядке надзора, после дня вступления в силу Закона N 186-ФЗ передаются в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения в соответствии со статьей 273 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по правилам, установленным статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 186-ФЗ).
Поскольку на день вступления в силу Закона N 186-ФЗ в отношении данного заявления истца не вынесено определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра обжалуемых судебных актов в порядке надзора, настоящее заявление передано в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, которое подлежит рассмотрению по правилам, установленным статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
При изучении доводов жалобы истца по материалам истребованного дела и принятых по делу судебных актов таких оснований для передачи упомянутой жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
На основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Томской области от 07.03.2008 по делу N А67-423/2008 произведена государственная регистрация перехода права собственности на спорное имущество от унитарного муниципального предприятия "Городское автотранспортное предприятие" (далее - предприятие) к ответчику 1.
В рамках указанного дела суд установил, что являющееся муниципальной собственностью спорное имущество было передано предприятию в хозяйственное ведение на основании постановления мэра города Томска от 30.10.2001 N 640 "О передаче в хозяйственное ведение имущества предприятию" и приказа Департамента недвижимости администрации города Томска от 20.09.2001 N 1130 "О передаче основных средств в хозяйственное ведение предприятию", что подтверждается актом приемки-передачи основных средств от 20.09.2001 и представленным в судебное заседание соглашением сторон о достижении согласия по обстоятельствам дела. В ходе банкротства предприятия конкурсный управляющий реализовал спорное имущество ответчику 1 по договору купли-продажи недвижимого имущества от 14.06.2007 N 1 в редакции дополнительного соглашения от 14.06.2007, обязательства по которому исполнены в полном объеме. Принимая во внимание ликвидацию предприятия 30.08.2007 на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства и невозможность иным способом зарегистрировать за покупателем - ответчиком 1 право собственности на спорное имущество, учитывая отсутствие со стороны собственника имущества - Департамента недвижимости администрации города Томска (далее - департамент) возражений против данной регистрации права собственности, которое никем не оспаривается, суд удовлетворил требования покупателя - ответчика 1 об обязании Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области провести государственную регистрацию перехода права собственности от предприятия к ответчику 1 на спорное имущество. Право собственности ответчика 1 на спорное имущество зарегистрировано 06.11.2008.
В дальнейшем ответчик 1 реализовал спорное имущество по договору купли-продажи недвижимого имущества от 25.11.2008 ответчику 2, право собственности которого на это имущество было зарегистрировано 26.12.2008.
17.10.2012 ответчик 2 обратился к истцу с заявлением об образовании земельного участка необходимого для эксплуатации спорного имущества и о предоставлении этого земельного участка в собственность в порядке статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Полагая, что образование земельного участка под спорным имуществом установит обременение земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, последний обратился с настоящими требованиями к ответчикам, ссылаясь на то, что об обстоятельствах и факте регистрации права собственности ответчиков на спорное имущество ему стало известно только после указанного обращения ответчика 2 с упомянутым заявлением. По мнению истца, спорное имущество не является объектом недвижимости, в связи с чем отсутствовали основания для государственной регистрации права собственности на него.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды по настоящему делу установили, что при рассмотрении спора по делу N А67-423/2008 был привлечен департамент, который в силу положений статьи 124, пункта 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава города Томска, а также ненормативных правовых актов, устанавливающих структуру и компетенцию органов местного самоуправления города Томска (отраслевых и территориальных) обладал полномочиями по осуществлению прав собственника в отношении муниципальной собственности и имел право выступать в интересах муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции, в качестве представителя муниципального образования "Город Томск".
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что участвующий в рассмотрении дела N А67-423/2008 представитель департамента представлял в материалы дела доказательства и отзыв, подписывал соглашение сторон о достижении согласия по обстоятельствам дела и не возражал против регистрации права собственности на спорное имущество, суды пришли к выводу, что истцу не только могло, но и должно было быть известно о наличии спора относительно регистрации прав собственности ответчика 1 на спорное имущество в рамках названного дела с момента привлечения департамента к участию в деле - 18.02.2008.
На основании указанных обстоятельств, руководствуясь положениями статей 196, 199, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о пропуске истцом срока давности для оспаривания зарегистрированного права собственности на спорное имущество.
Доводы истца о том, что спорное имущество не является объектом недвижимости, право собственности на которой подлежит государственной регистрации, отклонены судами, поскольку рассматривая дело N А67-423/2008, определив характер спорного правоотношения и установив, что объектом купли-продажи (спорное имущество) является объект недвижимости, суд применив положения статей 165, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о необходимости регистрации перехода права собственности на это имущество к ответчику 1.
Таким образом, принимая во внимание пропуск срока исковой давности, а также преюдициально установленные судом обстоятельства, связанные с реализацией предприятием ответчику 1 спорного имущества, признанного объектом недвижимости, учитывая, что спорное имущество не выбывало из владения ответчиков и право собственности на него было зарегистрировано в установленном законом порядке, суды отказали истцу в удовлетворении заявленных требований, признав их направленными на пересмотр вступивших в законную силу судебных актов по делу N А67-423/2008. При этом суды на основании заключения судебной экспертизы, проведенной по настоящему делу, установили тождественность имущества, переданного в хозяйственное ведение предприятию, и спорного имущества, реализованного конкурсным управляющим ответчику 1 по договору купли-продажи недвижимого имущества от 14.06.2007 N 1.
Учитывая изложенное, приведенные истцом в жалобе доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Указанные доводы связаны с переоценкой фактических обстоятельств дела, установленных судами, и направлены на преодоление вступивших в законную силу судебных актов по делу N А67-423/2008 Арбитражного суда Томской области.
Таким образом, основания для передачи жалобы истца вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации обжалуемых судебных актов в порядке кассационного производства отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать муниципальному образованию "Город Томск" в лице администрации города Томска в передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. N 304-ЭС14-77
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
17.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8518/14
20.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8518/14
28.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4054/14
25.02.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-430/14
10.12.2013 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-761/13