Постановление Верховного Суда РФ от 22 сентября 2014 г. N 12-АД14-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев надзорную жалобу защитника Регионального управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Астраханской области (далее - Региональное управление ФСКН России по Астраханской области) Ковшик Е.В. на постановление инспектора по ИАЗ Центра фотофиксации ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 13 ноября 2013 г. N 12СС405435, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 декабря 2013 г., решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2014 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 мая 2014 г., вынесенные в отношении Регионального управления ФСКН России по Астраханской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением инспектора по ИАЗ Центра фотофиксации ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 13 ноября 2013 г. Региональное управление ФСКН России по Астраханской области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей в связи с тем, что 19 октября 2013 г. в 15:19:47 по адресу: 50 км + 150 м ФАД "Вятка" Республика Марий Эл работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством было зафиксировано, что водитель автомобиля марки "..., государственный регистрационный знак ..., собственником которого является Региональное управление ФСКН России по Астраханской области, допустил нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, превысив установленную скорость движения транспортного средства на 29 км/час, двигался со скоростью 119 км/час при разрешенной скорости на данном участке дороги 90 км/час.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 декабря 2013 г., оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2014 г. и постановлением председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 мая 2014 г., указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник Ковшик Е.В. просит отменить постановления, вынесенные в отношении Регионального управления ФСКН России по Астраханской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы защитника Ковшик Е.В. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Как следует из материалов дела, Региональное управление ФСКН России по Астраханской области не было согласно с постановлением инспектора по ИАЗ Центра фотофиксации ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 13 ноября 2013 г.
Защитником Ковшик Е.В. на данное постановление была подана жалоба в Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, в которой ставился вопрос о его отмене со ссылкой на то обстоятельство, что 19 октября 2013 г. в 15:19:47 в момент фиксации административного правонарушения автомобилем "...", государственный регистрационный знак ..., управлял состоящий в трудовых отношениях с Региональным управлением ФСКН России по Астраханской области ... отдела оперативной службы Регионального управления ФСКН России по Астраханской области лейтенант полиции Е. в связи с выполнением им служебных обязанностей.
В обоснование доводов жалобы были представлены объяснения Е., копия талона командировочного удостоверения N ... от 15 октября 2013 г., копия путевого листа за октябрь 2013 г. (л.д.4-8).
Рассмотрев жалобу на постановление должностного лица, судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл не нашел оснований для ее удовлетворения.
С состоявшимся решением согласиться нельзя.
Положениями части 1 статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
В соответствии с частью 2 данной статьи собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 данного Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.
Примечанием к указанной норме предусмотрено, что положение части 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 данного Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в совокупности (пункт 1.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 г. N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции от 9 февраля 2012 г.).
Судьей при рассмотрении жалобы защитника Ковшик Е.В. было установлено, что на момент совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, транспортное средство "...", государственный регистрационный знак ..., находилось под управлением сотрудника Региональное управление ФСКН России по Астраханской области Е.
Изложенное с учетом приведенных выше правовых норм исключает наличие в действиях Регионального управления ФСКН России по Астраханской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе его вину в содеянном, и является основанием для освобождения от административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление инспектора по ИАЗ Центра фотофиксации ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 13 ноября 2013 г. N 12СС405435, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 декабря 2013 г., решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2014 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 мая 2014 г., вынесенные в отношении Регионального управления ФСКН России по Астраханской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях Регионального управления ФСКН России по Астраханской области состава административного правонарушения.
В связи с изложенным, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
надзорную жалобу защитника Ковшик Е.В. удовлетворить.
Постановление инспектора по ИАЗ Центра фотофиксации ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от 13 ноября 2013 г. N 12СС405435, решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 26 декабря 2013 г., решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 19 февраля 2014 г. и постановление председателя Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 мая 2014 г., вынесенные в отношении Регионального управления ФСКН России по Астраханской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 22 сентября 2014 г. N 12-АД14-2
Текст постановления официально опубликован не был