Определение Верховного Суда РФ от 20 октября 2014 г. N 306-КГ14-2236
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 28.08.2014 N РБ-04-12708
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.06.2014 по делу N А65-26590/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Казань" (г. Казань; далее - общество)
о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (г. Казань; далее - антимонопольный орган) от 11.10.2013, установила:
к участию в деле привлечено общество с ограниченной ответственностью "КамаБизнесКонсалтинг" (далее - ООО "КамаБизнесКонсалтинг").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.06.2014 заявленные обществом требования удовлетворены. Решение и предписание антимонопольного органа признаны незаконными, как не соответствующие требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). На антимонопольный орган возложена обязанность устранить нарушение прав и законных интересов заявителя.
В кассационной жалобе антимонопольный орган ссылается на неправильное применение судами норм материального права. По его мнению, суды неправомерно ограничили право антимонопольного органа в сфере государственного контроля за закупками, осуществляемыми в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), полномочиями, предусмотренными частью 10 статьи 3 этого Закона. Кроме того, заявитель считает, что протокол по подведению итогов открытого запроса предложений без извещения о переносе даты подведения итогов подготовлен позже указанного в извещении срока (01.10.2013 вместо 12.09.2013). Антимонопольный орган настаивает на нарушении обществом пунктов 9.3.21, 9.3.22 Положения о закупках товаров, работ, услуг ОАО "Газпром" для нужд ООО "Газпром трансгаз Казань" от 29.12.2012 N 306 (далее - Положение о закупках).
Изучив жалобу и принятые по делу судебные акты, судья считает, что оснований для их передачи для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской не имеется.
Судами установлено, что обществом 21.08.2013 на официальном сайте для размещения заказов www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 31300506156 о проведении открытого запроса предложений на предмет: "Право заключения договора на оказание услуг по актуализации Регламента управления закупками в связи с вводом в действие Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и новой редакции Положения о закупках ОАО "Газпром" для нужд ООО "Газпром трансгаз Казань".
На участие в открытом запросе предложений были поданы две заявки - открытого акционерного общества "АйСиЭл-КПО ВС" и ООО "КамаБизнесКонсалтинг".
Протокол по подведению итогов оформлен 01.10.2013 и размещен на официальном сайте 03.10.2013.
ООО "КамаБизнесКонсалтинг", указывая на нарушение обществом действующего законодательства при проведении открытого запроса предложений (нарушение срока рассмотрения заявок и неуказание в документации об открытом запросе предложений порядка оценки и сопоставления заявок), обратилось в антимонопольный орган.
По результатам рассмотрения жалобы названного лица антимонопольный орган решением от 11.10.2013 N Т04-174/2013 признал общество нарушившим требования пункта 9.2.10 раздела 9.2, пункта 1.6.8 раздела 1.6, пунктов 9.3.21, 9.3.22 раздела 9.3 Положения о закупках и выдал предписание об устранении нарушений.
Общество не согласилось с принятыми антимонопольным органом актами и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования, суды первой и апелляционной инстанций, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, пришли к выводу о том, что при рассмотрении жалобы ООО "КамаБизнесКонсалтинг" антимонопольный орган вышел за пределы своей компетенции.
Суды первой и апелляционной инстанций указали, что в рассматриваемом случае подлежали применению положения части 10 статьи 3 Закона о закупках, устанавливающие исчерпывающий перечень случаев нарушений процедуры закупки, предусматривающих право участника закупки на обжалование действий заказчика в административном порядке.
Суд округа согласился с выводами судов, отметив, что в силу части 9 статьи 3 Закона о закупках участник закупки при обращении в суд не ограничен исчерпывающим перечнем действий (бездействий) заказчика при закупке товаров, работ, услуг.
Учитывая обстоятельства настоящего дела, установленный антимонопольным органом порядок для рассмотрения соответствующего заявления и перечень случаев нарушений процедуры закупки, суды пришли к выводу, что вынесенные по результатам рассмотрения жалобы ненормативные акты подлежат признанию недействительными.
Применительно к дате составления протокола по подведению итогов открытого запроса предложений суды указали, что ни мотивировочная, ни резолютивная часть решения антимонопольного органа не содержат выводов о том, какую конкретно норму федерального закона, образующую состав правонарушения, нарушило общество.
Довод антимонопольного органа об отсутствии в документации о запросе предложений критериев оценки и сопоставления заявок на участие в запросе суд первой инстанции отклонил и указал, что названные критерии предусмотрены пунктами 2.9.13.1-2.9.13.5 этой документации, с чем согласились и суды апелляционной и кассационной инстанций.
Возражения антимонопольного органа, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судебных инстанций. Несогласие стороны с этими выводами не является безусловным основанием к передаче кассационной жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29.01.2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.06.2014 по делу N А65-26590/2013 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 20 октября 2014 г. N 306-КГ14-2236
Текст определения официально опубликован не был