Приказ Федерального казначейства от 16 октября 2014 г. N 240
"Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе"
12 июля 2016 г.
Приказом Казначейства России от 19 декабря 2016 г. N 478 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
В соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2013, N 31, ст. 4191, N 52 (часть I), ст. 6983), Положением о Федеральном казначействе, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 49, ст. 4908; 2014, N 26 (часть II), ст. 3561), Правилами осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст. 1290) и в целях повышения эффективности осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита в центральном аппарате Федерального казначейства, территориальных органах Федерального казначейства, федеральном казенном учреждении "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" приказываю:
1. Утвердить Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе согласно приложению к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу приказы Федерального казначейства от 25 января 2011 г. N 19 "Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе", от 17 июня 2011 г. N 228 "О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 25 января 2011 г. N 19 "Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе".
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 года.
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе
(утв. приказом Федерального казначейства от 16 октября 2014 г. N 240)
12 июля 2016 г.
I. Общие положения
1.1. Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе (далее - Положение) разработано в целях повышения эффективности системы управления в Федеральном казначействе с учетом положений:
Бюджетного кодекса Российской Федерации;
Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703;
Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89;
Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193;
Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе, утвержденной решением Коллегии Федерального казначейства от 23 декабря 2005 г. N 1/1 (с изменениями, утвержденными решениями Коллегии Федерального казначейства от 27 апреля 2009 г. N 16/1, от 27 октября 2010 г. N 21/2).
1.2. Положение определяет основные цели, принципы, требования к организации, проведению и структуре внутреннего контроля и внутреннего аудита в центральном аппарате Федерального казначейства, территориальных органах Федерального казначейства, федеральном казенном учреждении "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (далее - ФКУ "ЦОКР").
II. Термины и определения
2.1. В настоящем Положении применяются следующие термины и определения:
2.1.1. Органы Федерального казначейства - центральный аппарат Федерального казначейства, территориальные органы Федерального казначейства.
2.1.2. Территориальные органы Федерального казначейства - Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
2.1.3. Руководство - руководитель и заместители руководителя центрального аппарата Федерального казначейства, руководитель и заместители руководителя территориальных органов Федерального казначейства, директор и заместители директора ФКУ "ЦОКР".
2.1.4. Контрольно-аудиторские подразделения - Управление внутреннего контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального казначейства, отделы внутреннего контроля и аудита территориальных органов Федерального казначейства.
2.1.5. Процессы и операции внутреннего контроля и внутреннего аудита - действия, осуществляемые руководством, сотрудниками и контрольно-аудиторскими подразделениями (в том числе с использованием прикладных программных средств автоматизации), направленные на установление соответствия деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Федерального казначейства, регламентирующих их деятельность, а также на повышение эффективности выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности.
III. Принципы внутреннего контроля и внутреннего аудита
3.1. Внутренний контроль и внутренний аудит основываются на следующих принципах.
3.1.1. Принцип законности - обеспечение субъектами внутреннего контроля и внутреннего аудита неуклонного и точного соблюдения всех норм и правил, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.1.2. Принцип объективности - осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации.
3.1.3. Принцип эффективности - обеспечение при осуществлении внутреннего контроля и внутреннего аудита достижения заданных количественных и качественных параметров осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита с использованием наименьшего объема средств либо достижения наилучших параметров осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита с использованием объема средств, определенного для данного вида деятельности.
3.1.4. Принцип независимости - независимость субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита при выполнении своих функциональных обязанностей от объектов внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также должностных лиц органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", за исключением должностных лиц, которым непосредственно подчинены субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита, а также должностных лиц, которые осуществляют курирование и контроль их деятельности.
3.1.5. Принцип профессиональной компетентности - осуществление субъектами внутреннего контроля и внутреннего аудита своей деятельности добросовестно, в соответствии с действующими в Федеральном казначействе стандартами контроля и аудита, на уровне, позволяющем обеспечивать предоставление уполномоченным лицам достоверной, объективной и точной информации о деятельности объекта внутреннего контроля и внутреннего аудита.
3.1.6. Принцип системности - осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита в отношении всех направлений деятельности объектов внутреннего контроля и внутреннего аудита с учетом их взаимосвязей.
3.1.7. Принцип ответственности - ответственность каждого субъекта внутреннего контроля и внутреннего аудита за ненадлежащее выполнение контрольных и аудиторских функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.1.8. Принцип стандартизации - установление процессов и процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита в целях их многократного использования.
IV. Внутренний контроль
Приказом Казначейства России от 12 июля 2016 г. N 253 в пункт 4.1 внесены изменения
4.1. Внутренний контроль - процесс, осуществляемый в рамках управления казначейскими рисками руководителями (заместителями руководителей), иными должностными лицами органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", контрольно-аудиторскими подразделениями, направленный на соблюдение нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Федерального казначейства и иных документов, регламентирующих деятельность органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", повышение эффективности (экономности и результативности) деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в разрезе финансового, административного и технологического направлений деятельности.
Субъектами внутреннего контроля являются руководство, контрольно-аудиторские подразделения и сотрудники органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", осуществляющие процессы и операции внутреннего контроля в соответствии с возложенными на них полномочиями, в том числе организующие и выполняющие внутренние процедуры составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.
Объектами внутреннего контроля являются органы Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурные подразделения и сотрудники.
Предметом внутреннего контроля являются операции и действия (в том числе по формированию документов), необходимые для выполнения функций и осуществления полномочий органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".
4.2. Целями внутреннего контроля в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" являются:
установление соответствия деятельности объекта внутреннего контроля требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов Федерального казначейства, должностных регламентов сотрудников органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР";
подготовка и организация мер по повышению эффективности (экономности и результативности) использования бюджетных средств при выполнении функций и осуществлении полномочий Федерального казначейства;
своевременное выявление отклонений в деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и осуществление мероприятий по их минимизации и предотвращению в дальнейшей деятельности.
4.3. Задачами внутреннего контроля в органах Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" являются:
установление соответствия внутренних процедур составления и исполнения федерального бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, включая порядок ведения бюджетной политики (далее - внутренние бюджетные процедуры), требованиям правовых актов Федерального казначейства, регулирующих осуществление указанных процедур (далее - внутренние стандарты), а также повышение эффективности (экономности и результативности) использования бюджетных средств (финансовый контроль);
установление соответствия осуществляемых операций регламентам, полномочиям сотрудников (административный контроль);
соблюдение установленных технологических процедур при осуществлении функциональной деятельности (технологический контроль).
4.4. Внутренний контроль носит предварительный или последующий характер.
Приказом Казначейства России от 12 июля 2016 г. N 253 в пункт 4.5 внесены изменения
4.5. Формами осуществления внутреннего контроля в Федеральном казначействе являются следующие контрольные действия, применяемые в ходе самоконтроля и (или) контроля по подчиненности (подведомственности), смежного контроля (методы контроля):
проверка оформления документов на соответствие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения и деятельность органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", а также внутренних стандартов;
подтверждение (согласование) операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе внутренних бюджетных процедур);
сверка данных;
сбор (запрос), анализ и оценка (мониторинг) информации о результатах выполнения функций и осуществления полномочий в установленной сфере деятельности, в том числе внутренних бюджетных процедур.
4.6. Внутренний контроль осуществляется в соответствии со стандартами, утверждаемыми приказами Федеральным казначейством.
V. Внутренний аудит
5.1. Внутренний аудит - деятельность контрольно-аудиторских подразделений по представлению руководству органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" независимой и объективной информации о состоянии деятельности органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" по осуществлению возложенных на них функций и полномочий, в том числе о надежности функционирования системы внутреннего контроля.
Субъектами внутреннего аудита являются контрольно-аудиторские подразделения и сотрудники органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", осуществляющие процессы и операции внутреннего аудита в соответствии с возложенными на них полномочиями, в том числе наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, на основе функциональной независимости.
Объектами внутреннего аудита являются органы Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и их структурные подразделения.
Предметом внутреннего аудита является совокупность операций, совершаемых органами Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", их структурными подразделениями, документы, формируемые в процессе осуществления указанных операций, а также организация и осуществление внутреннего контроля.
5.2. Целями внутреннего аудита являются:
оценка надежности внутреннего контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
подтверждение достоверности документов, в том числе бюджетной отчетности, и соответствия порядка их формирования нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
подготовка предложений о повышении эффективности (экономности и результативности) использования средств федерального бюджета.
5.3. Задачами внутреннего аудита являются:
анализ и оценка проводимого внутреннего контроля исполнения органами Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов Федерального казначейства и иных документов, регламентирующих осуществление ими функций и полномочий в установленной сфере деятельности, подготовка рекомендаций по повышению качества внутреннего контроля;
анализ и оценка достоверности документов, в том числе бюджетной отчетности, и соответствия порядка их формирования нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
оценка эффективности (экономности и результативности) деятельности объектов внутреннего аудита (в том числе по осуществлению внутреннего контроля) по осуществлению функций в установленной сфере деятельности;
оценка эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов, целесообразности осуществляемых объектами внутреннего аудита операций.
5.4. Внутренний аудит носит последующий характер.
5.5. Формами осуществления внутреннего аудита в Федеральном казначействе являются:
плановые аудиторские проверки;
внеплановые аудиторские проверки.
5.6. Внутренний аудит осуществляется в соответствии со стандартами, утверждаемыми приказами Федеральным казначейством.
VI. Требования к организации, проведению и структуре внутреннего контроля и внутреннего аудита
6.1. Основными требованиями к организации и проведению внутреннего контроля и внутреннего аудита являются:
6.1.1. Требование планирования - планирование внутреннего контроля и внутреннего аудита предполагает разработку документов планирования контрольной и аудиторской деятельности с учетом требований, установленных к срокам проведения и объемам контрольных и аудиторских мероприятий.
6.1.2. Требование рациональности - внутренний контроль и внутренний аудит организуются таким образом, чтобы исключить осуществление излишних (не предусмотренных требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и правовых актов Федерального казначейства, административных и технологических регламентов) процессов и операций в ходе их проведения.
6.1.3. Требование взаимодействия и координации - внутренний контроль и внутренний аудит осуществляются на основе взаимодействия субъектов и объектов внутреннего контроля и внутреннего аудита, координации их усилий для решения поставленных задач.
6.1.4. Требование документированности - в процессе проведения проверок все полученные сведения подлежат документированию (в том числе в электронном виде) в установленном порядке.
6.1.5. Требование компетентности, добросовестности и честности - субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита должны обладать необходимыми знаниями, добросовестно и честно выполнять возложенные на них обязанности.
6.1.6. Требование ответственности - субъекты внутреннего контроля и внутреннего аудита несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за достоверность и качество проводимого контрольного или аудиторского мероприятия.
6.1.7. Требование периодичности - внутренний контроль и внутренний аудит проводятся с установленной периодичностью.
6.1.8. Требование доказательности - выводы, полученные в ходе внутреннего контроля и внутреннего аудита, должны быть обоснованы и подтверждены.
6.2. Организационная структура внутреннего контроля и внутреннего аудита представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля и внутреннего аудита и включает:
сотрудников органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в части возложенных на них функций и полномочий;
начальников структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР", в части возложенных на них функций и полномочий;
контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства;
руководство органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".
6.3. Сотрудники органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" осуществляют самоконтроль в рамках исполнения должностных обязанностей.
6.4. Начальники структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" в рамках исполнения должностных обязанностей организуют и осуществляют внутренний контроль за процессами и операциями, осуществляемыми сотрудниками возглавляемых ими структурных подразделений, в соответствии со стандартами, утверждаемыми приказами Федерального казначейства.
6.5. Контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального казначейства организуют и осуществляют внутренний контроль и внутренний аудит за деятельностью органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" и их структурных подразделений.
6.6. Руководство органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" организует и осуществляет общую координацию работы структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР" по организации и осуществлению внутреннего контроля и внутреннего аудита в органах Федерального казначейства, а также непосредственно осуществляет внутренний контроль деятельности структурных подразделений органов Федерального казначейства, ФКУ "ЦОКР".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработано новое Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе.
Это обусловлено в т. ч. введением контрактной системы в сфере закупок и осуществлением ведомственного контроля в данной сфере; утверждением общих правил финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
В рамках внутреннего контроля устанавливается соответствие деятельности органов Службы, ФКУ "ЦОКР" действующему законодательству. Определяются меры по повышению эффективности использования бюджетных средств. Выявляются отклонения в работе объектов контроля. В рамках мероприятия проверяется правильность оформления документов, производится авторизация операций, организуется сверка данных, собирается и анализируется информация о деятельности.
В рамках внутреннего аудита проводятся плановые и внеплановые проверки.
Обновлены конкретные требования к контролю и аудиту.
Прежний порядок утрачивает силу.
Приказ вступает в силу с 1 января 2015 г.
Приказ Федерального казначейства от 16 октября 2014 г. N 240 "Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2015 г.
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Казначейства России от 19 декабря 2016 г. N 478 настоящий приказ признан утратившим силу с 1 января 2017 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Казначейства России от 12 июля 2016 г. N 253