Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2014 г. N 47-КГ14-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кликушина А.А., судей Горохова Б.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в судебном заседании 14 октября 2014 г. по кассационной жалобе Минаева Г.В., Минаевой З.Р. на решение Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 10 октября 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 декабря 2013 г. дело по заявлению прокурора Шарлыкского района Оренбургской области в интересах Минаева Г.В. к администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., объяснения Минаева Г.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
прокурор Шарлыкского района Оренбургской области обратился в суд в интересах Минаева Г.В. с иском к администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области о признании незаконными действий.
В обоснование своих требований прокурор указал на то, что постановлением администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области от 15 апреля 2010 г. N 209-п "О признании нуждающимися в жилых помещениях" Минаев Г.В. и его семья, состоящая из 4 человек, приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и включены в список участников программы "Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы". Впоследствии в связи с рождением третьего ребёнка состав семьи Минаевых увеличился до 5 человек. Однако ответчиком в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома было отказано со ссылкой на изменение учётной нормы жилой площади и отсутствием у Минаевых нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Согласно ответу администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области от 17 июля 2013 г. N 1090 семья Минаева Г.В., состоящая из пяти человек, не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку изменилась учётная норма площади жилого помещения (10 кв.м.), а площадь жилого помещения, находящегося в собственности семьи Минаевых превышает данную норму.
Прокурор Шарлыкского района Оренбургской области полагал, что оснований для исключения семьи Минаева Г.В. из списков участников подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" не имелось.
С учётом уточнённых исковых требований прокурор просил признать незаконными действия администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области, выразившиеся в отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома семье Минаевых, возложить на ответчика обязанность выдать указанное свидетельство в срок до 1 ноября 2013 г., признать незаконными действия Департамента молодёжной политики Оренбургской области, выразившиеся в исключении семьи Минаевых из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в соответствующем году на основании приказа от 19 августа 2013 г. N 214-од, возложить на Департамент молодёжной политики Оренбургской области обязанность включить семью Минаевых в указанный список в срок до 1 ноября 2013 г.
Определением Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 4 сентября 2013 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечён Департамент молодёжной политики Оренбургской области.
Решением Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 10 октября 2013 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 декабря 2013 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минаевым Г.В., Минаевой З.Р. ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений и вынесении нового решения об удовлетворении иска.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2014 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 сентября 2014 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Минаева З.Р., представители Администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области и Департамента молодёжной политики Оренбургской области, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит состоявшиеся по делу судебные постановления подлежащими отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судом были допущены такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление нарушенных прав заявителей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 была утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы. В её состав была включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Во исполнение условий Федеральной целевой программы постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. N 285 были утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Согласно пункту 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 6 Правил установлено, что применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
В силу статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учётной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учётная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Совета депутатов муниципального образования Шарлыкский район от 16 июня 2006 г. N 68 "Об установлении на территории Шарлыкского района учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма" была установлена учётная норма площади жилого помещения в размере 15 кв.м на человека.
Законом Оренбургской области от 28 февраля 2003 г. N 63/3-III-ОЗ была утверждена областная программа "Обеспечение жильем молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы".
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, Минаеву Г.Р., Минаевой З.Р., Минаевой М.Г., Минаевой А.Г. принадлежат по 1/4 доли каждому в доме N ..., находящийся по адресу: с. ..., общей площадью - 55,6 кв.м.
Постановлением администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области от 15 апреля 2010 г. N 209-п "О признании нуждающимися в жилых помещениях" Минаев Г.В. и его семья, состоящая из 4 человек, приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении и включены в список участников программы "Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2003 - 2010 годы".
В период действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и принятых в целях её реализации нормативных правовых актов социальная выплата семье Минаевых предоставлена не была.
24 июня 2012 г. в семье Минаевых родился третий ребёнок, в связи с чем состав семьи Минаевых увеличился до 5 человек.
Несмотря на это, ответчиком в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома было отказано.
Согласно ответу администрации муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области от 17 июля 2013 г. N 1090 семья Минаева Г.В., состоящая из пяти человек, не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, поскольку площадь жилого помещения, находящегося в собственности семьи Минаевых, превышает учётную норму.
Приказом Департамента молодёжной политики Оренбургской области от 19 августа 2013 г. N 214-од семья Минаева Г.В. исключена из списка претендентов на получение социальной выплаты по программе "Обеспечение жильём молодых семей в Оренбургской области на 2011 - 2015 годы" в 2013 году.
Разрешая спор, суд пришёл к выводу о том, что решение органа местного самоуправления об отказе в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома и исключении семьи Минаева Г.В. из списка участников программы является правильным. При этом суд исходил из того, что у семьи Минаевых нет одного из условий участия в программе, а именно нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку обеспеченность жилой площадью на каждого из пяти членов семьи составляет 11,12 кв.м., что превышает учётную норму предоставления жилья 10 кв.м., установленную на территории Шарлыкского района (решение Совета депутатов муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области от 30 марта 2012 г. N 66).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения. Кроме того при разрешении спора судом не были приняты во внимание имеющие существенное значение для правильного разрешения спора обстоятельства.
В связи с тем, что срок действия Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы истёк, постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой включена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы, а также Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Согласно пункту 6 Правил одним из условий участия в подпрограмме также является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В целях названных выше Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 7 Правил).
Решением Совета депутатов муниципального образования "Шарлыкский район" Оренбургской области от 30 марта 2012 г. N 66 "Об установлении на территории Шарлыкского района учётной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма" решение Совета депутатов муниципального образования Шарлыкский район от 16 июня 2006 г. N 68 признано утратившим силу и установлена учётная норма жилого помещения в размере 10 кв.м на человека.
Вместе с тем, утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы фактически идентична утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675 подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и базируется на принципах преемственности этой подпрограммы.
Согласно федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы она является продолжением программы на 2002 - 2010 годы (раздел 1. Характеристика проблемы).
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в том случае, если они не получили соответствующую социальную выплату, в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Из дела видно, что на момент принятия решения о включении Минаева Г.В. и его семьи, состоящей из 4 человек, в список участников подпрограммы их семья отвечала предъявляемым требованиям для включения молодой семьи - претендента на получение социальной выплаты. Жилищные условия семьи Минаевых не улучшились, в их семье родился третий ребёнок, в связи с чем состав семьи Минаевых увеличился до 5 человек.
Между тем, пунктом 21 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1204) предусмотрено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей.
Кроме того, вышеуказанные Правила, не регулируют порядок, условия и возможность исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, в том числе в связи с изменением учётной нормы жилой площади для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.
Поскольку государство, включая молодую семью в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым её право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по её социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.
На недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств неоднократно указывал и Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 г. N 18-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 29 января 2004 г. N 2-П, определения от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 27 декабря 2005 г. N 502-О и др.).
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия полагает, что правовых оснований для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на строительство жилого дома и исключении семьи Минаева Г.В. из списка участников программы не имелось, в связи с чем выводы судебных инстанций нельзя признать правильными.
Поскольку оспариваемые судебные постановления приняты с существенным нарушением норм права, регулирующих спорные правоотношения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанции, которая повлекла вынесение неправосудного решения, признаёт решение Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 10 октября 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 декабря 2013 г. подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, с учётом всех установленных по настоящему делу обстоятельств и с соблюдением требований материального и процессуального закона разрешить возникший спор. Суду следует проверить довод Минаевых о том, что в связи с рождением четвёртого ребёнка жилищные условия их семьи стали ещё более стеснёнными, а также уточнить требования прокурора в защиту Минаевых в части определения порядка и способа восстановления права Минаевых на получение социальной выплаты на строительство жилого дома.
Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Шарлыкского районного суда Оренбургской области от 10 октября 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 декабря 2013 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий: |
Кликушин А.А. |
Судьи: |
Горохов Б.А. |
|
Вавилычева Т.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 октября 2014 г. N 47-КГ14-8
Текст определения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, август 2015 г., N 8 (в извлечении)