См. ответ, приведенный в письме Банка России от 20 октября 2014 г. N 05-13-1/8256
Во исполнение пункта 7 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания о социально-экономическом развитии Самарской области от 11 августа 2014 года Комитетом Ассоциации российских банков по ипотечному кредитованию рассмотрен вопрос о развитии рефинансирования и секьюритизации ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилья на первичном рынке.
С учетом окончания действия в 2014 году Программы инвестиций Внешэкономбанка в проекты строительства доступного жилья и ипотеку в 2010-2013 годах АРБ считает актуальным разработку новых механизмов предоставления целевого льготного финансирования на цели развития ипотечного кредитования покупки жилья на первичном рынке.
В существующих условиях роста процентных ставок и недостатка среднесрочных и долгосрочных источников финансирования на российском рынке АРБ считает целесообразным во исполнение поручения Президента Российской Федерации реализовать долгосрочную программу рефинансирования облигаций с ипотечным покрытием и облигаций с залоговым обеспечением, в состав которого входят ссуды, выданные на цели приобретения жилья на первичном рынке (далее также Программа). Рефинансирование может осуществляться путем проведения Банком России операций РЕПО либо залогового кредитования с указанными ценными бумагами. Срок таких операций должен составлять до 5 лет, при этом процентная ставка при операциях залогового кредитования должна фиксироваться на весь срок кредитования (в том числе без привязки к ключевой ставке).
По аналогии с программой Внешэкономбанка в целях придания Программе предсказуемого характера важно уже на момент выдачи ипотечных кредитов и кредитов на этапе строительства иметь однозначное понимание возможности будущего рефинансирования такого портфеля в Банке России при соблюдении установленных требований к отдельным кредитам, входящим в обеспечение облигаций, и к самим облигациям. Представляется, что указанные требования целесообразно установить в нормативном акте Банка России. Кроме того, необходимо обеспечить возможность проведения операций биржевого РЕПО с такими бумагами без предъявления требований о наличии биржевых котировок по ним.
В целях получения скорейшего эффекта от реализации Программы считаем целесообразным включить в нее не только облигации с ипотечным покрытием, но и облигации с залоговым обеспечением, позволяющие без ограничений секьюритизировать ссуды, обеспеченные залогом прав по договорам участия в долевом строительстве. При этом во избежание значительного ухудшения кредитного качества выпускаемых облигаций следует установить требования к объектам незавершенного строительства, а также требование обязательного страхования кредитного риска по таким ссудам в соответствии с едиными публичными условиями страхования, которые следует утвердить нормативным актом Центрального Банка Российской Федерации. При соблюдении указанных условий предлагаем снизить требования к объему удержания первого риска оригинаторами, который в соответствии с Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" составляет 20%. Для этого необходимо вывести данное требование из закона на уровень нормативного акта Банка России и дифференцировать его в зависимости от типа и качества секьюритизируемых активов.
Ассоциация российских банков просит Вас поддержать данные предложения и выражает готовность принять самое активное участие в разработке деталей программы рефинансирования облигаций с ипотечным покрытием, в состав которого входят ссуды, выданные на цели приобретения жилья на первичном рынке.
С уважением,
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 25 сентября 2014 г. N А-02/5-593 "О развитии рефинансирования и секьюритизации ипотечных кредитов, выданных на приобретение жилья на первичном рынке"
Текст письма официально опубликован не был