Поручение Правительства Российской Федерации от 16 июня 2014 г. N ДМ-П44-4390, п. 3
Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минобрнауки России совместно с Минкультуры России (Миловзорова Е.Б., письмо от 31 июля 2014 г. N 6737-01-54/05-ЕМ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, докладывает по вопросу об обеспечении регулярного посещения музеев учащимися в рамках освоения ими образовательных программ.
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 9 марта 2004 г. N 1312 (в ред. приказов Минобрнауки России от 20 августа 2008 г. N 241, от 30 августа 2010 г. N 889, от 3 июня 2011 г. N 1994, от 1 февраля 2012 г. N 74) "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования" соотношение распределения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения по ступеням общего образования и учебным годам устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом того, что на компонент образовательного учреждения отводится не менее 10 процентов. Часы регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения могут использоваться для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента базисного учебного плана, для введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов, проведения индивидуальных и групповых занятий, для организации обучения по индивидуальным образовательным программам и самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.
В настоящее время разработаны, утверждены и поэтапно вводятся федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования (приказы Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, от 17 декабря 2010 г. N 1897 и от 17 мая 2012 г. N 413), которые ориентированы на развитие и становление личностных качеств обучающегося.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами образовательная программа разрабатывается и реализуется образовательными организациями через урочную и внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такую форму, как экскурсия.
Таким образом, экскурсионная деятельность с обучающимися является составной частью образовательного процесса.
В рамках Федеральной целевой программы "Развитие образования" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61, Минобрнауки России организована разработка примерных основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования. Работа над созданием примерных рабочих программ учебных предметов на уровне основного общего образования будет завершена в декабре 2014 года, на уровне среднего общего образования - в декабре 2015 года.
В примерных основных образовательных программах основного общего и среднего общего образования будет предусмотрено регулярное посещение музеев учащимися в рамках освоения ими образовательных программ.
В соответствии с Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" лицам, не достигшим восемнадцати лет, гарантируется право на бесплатное посещение музеев один раз в месяц. Лицам, обучающимся по основным профессиональным образовательным программам, предоставляется право на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц.
С целью использования культурно-образовательного потенциала музеев в развитии системы общего образования Минкультуры России совместно с Минобрнауки России направило письмо высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации об использовании ресурсов музеев в образовательном процессе (Мединский В.Р., письмо от 21 января 2013 г. N 9-01-39/05-ВМ; Ливанов Д.В., письмо от 21 января 2013 г. N ДЛ-23/08).
В настоящее время в субъектах Российской Федерации проводится планомерная работа по обеспечению регулярного посещения музеев учащимися в рамках освоения ими образовательных программ.
Так, в Белгородской области разрабатывается проект "Развитие школьного туризма Белгородской области", включающий 22 экскурсионно-туристских пакета, предусматривающих обязательное посещение государственных музеев.
Образовательные организации Санкт-Петербурга активно участвуют в совместных программах с Государственным Эрмитажем, Центром музейной педагогики при Государственном Русском музее, Исаакиевским собором. 9 октября 2013 г. подписано соглашение о взаимодействии Комитета по образованию Санкт-Петербурга и Государственного Русского музея, в соответствии с которым предусматривается участие музея в реализации программ развития образовательной системы Санкт-Петербурга. Российским центром музейной педагогики и детского творчества Государственного Русского музея разработана музейно-педагогическая программа "Здравствуй, музей!".
Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики издан приказ от 31 марта 2014 г. N 297 "Об организации работы по посещению музеев в рамках освоения учащимися образовательных программ".
Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл организована разработка рекомендаций по внесению изменений в учредительные документы музеев в части включения одного пропускного дня в месяц для лиц, не достигших восемнадцати лет; определены конкретные дни посещения музеев.
Образовательные организации Республики Башкортостан включены в проект "Музейный марафон", организованный Национальным музеем Республики Башкортостан. Планируется, что за год обучающиеся Республики Башкортостан посетят с экскурсиями все музеи, расположенные в регионе, включая муниципальные.
Департаментом культуры и туризма Новгородской области разработан каталог по образовательному туризму, включающий 50 образовательных программ для разных возрастных групп по общеобразовательным предметам (история, литература, мировая художественная культура, окружающий мир, технология, краеведение).
В образовательных организациях Москвы в 2014/2015 учебном году будет реализован проект "Урок в Москве".
Кроме того, активно используется потенциал музеев при проведении летней оздоровительной кампании. В образовательных программах летних смен загородных оздоровительных лагерей, профильных смен, лагерей дневного пребывания предусмотрены обязательные экскурсии в муниципальные и республиканские музеи.
Вместе с тем анализ региональной практики, проведенный Минобрнауки России, Минкультуры России, и данные Общероссийского общественного движения "Народный Фронт "За Россию" показывают, что в некоторых регионах имеются проблемы в части взаимодействия музеев с образовательными организациями.
В связи с изложенным в рамках деятельности межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей, утвержденного совместным приказом Минобрнауки России, Минкультуры России и Минспорта России от 15 января 2014 г. N 16/26/6, сформирована рабочая группа по вопросу о расширении возможностей использования музеев в образовательной деятельности (далее - Рабочая группа), в состав которой вошли представители Минобрнауки России, Минкультуры России, Общероссийской общественной организации "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей", Общероссийского общественного движения "Народный Фронт "За Россию", руководители музеев и образовательных организаций, деятели в области музейной педагогики.
Целью Рабочей группы является обеспечение развития взаимодействия музеев с образовательными организациями, в том числе обеспечение регулярного посещения музеев учащимися в рамках освоения ими образовательных программ.
Кроме того, Минобрнауки России разработан комплекс мероприятий по совершенствованию методик преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием возможностей музеев, библиотек и иных учреждений культуры (далее - План).
В соответствии с Планом, в целях расширения использования возможностей музеев в образовательной деятельности и обеспечения регулярного посещения музеев учащимися в рамках освоения ими образовательных программ, запланированы следующие мероприятия:
- разработка концепции общего образования в области русского языка и литературы с учетом требований историко-культурного стандарта, возможности использования музеев, библиотек и иных учреждений культуры (2014-2015 годы);
- создание интернет-ресурса о тематических и целевых музеях различных уровней, библиотеках, в том числе интерактивных (деятельностных), реализующих культурно-образовательные программы (проекты), способствующие освоению обучающимися образовательных программ в части русского языка и литературы (2015-2018 годы);
- разработка и внедрение системы стимулирования работников музеев и библиотек, реализующих образовательные программы (2015-2018 годы);
- организация подготовки профессиональных экскурсоводов для проведения целевых тематических экскурсий-лекций на базе музеев и библиотек (2015-2018 годы);
- создание единого банка методик и лучших практик преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях, в том числе с использованием возможностей музеев, библиотек и иных учреждений культуры, обеспечение его обновления на постоянной основе и свободного доступа к нему (2016 год).
В соответствии с Планом предусмотрены совместные мероприятия Минобрнауки России и Минкультуры России:
- разработка методических рекомендаций: по организации работы в рамках сетевого взаимодействия учреждений культуры и образовательных организаций; по проведению совместных культурно-образовательных и просветительских мероприятий (разработка примерных форм договоров о сотрудничестве) (2015 год);
- организация и проведение общероссийских мероприятий (съездов, конгрессов, конференций, симпозиумов) филологической направленности, в том числе педагогов-библиотекарей, с участием специалистов учреждений культуры (работники музеев и библиотек) (2015-2018 годы);
- разработка моделей повышения квалификации и переподготовки учителей (преподавателей) русского языка и литературы, педагогов-библиотекарей, работников учреждений культуры (музеев и публичных библиотек) на базе организаций дополнительного профессионального образования, научных центров, учреждений культуры (2015-2018 годы);
- разработка методических рекомендаций по составлению индивидуальных учебных планов (индивидуальных траекторий обучения) обучающихся на основе их интересов и с учетом различных подходов, в том числе с использованием возможностей музеев, библиотек и иных учреждений культуры (2017 год).
Минобрнауки России совместно с Российским военно-историческим обществом в 2014 году организована работа по проведению цикла лекций и семинаров в музеях военно-исторической направленности для учителей истории, обществознания и обучающихся для популяризации Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории.
Кроме того, в рамках Международного московского салона образования, который состоится в октябре 2014 года, Минобрнауки России запланировано проведение круглого стола на тему "Проблемы и перспективы развития музейной педагогики в Российской Федерации", на котором будут представлены лучшие региональные проекты в области обеспечения регулярного посещения музеев учащимися в рамках освоения ими образовательных программ.
Министр |
Д.В. Ливанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 августа 2014 г. N МОН-П-3825 "Об обеспечении регулярного посещения музеев учащимися в рамках освоения ими образовательных программ"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", ноябрь 2014 г. N 21