Определение Верховного Суда РФ от 11 ноября 2014 г. N 305-КГ14-1324
Судья Верховного Суда Российской Федерации Кирейкова Г.Г.,
изучив кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы от 11.08.2014 N 09-32094/14 на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.06.2014 по делу N А40-25592/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" (Москва; далее - общество) о признании незаконным и отмене пункта 2 решения Федеральной антимонопольной службы (Москва; далее - антимонопольный орган) от 03.12.2012 по делу N 117/29-12 (с учетом уточнения заявленных требований), установила:
к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "Вагонмашстрой", закрытое акционерное общество "Объединенная вагоноремонтная компания", общество с ограниченной ответственностью "Транспортная Ремонтная Компания", общество с ограниченной ответственностью "Фреон-Сервис", открытое акционерное общество "Российские железные дороги".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.06.2014, требования общества удовлетворены.
В кассационной жалобе антимонопольный орган ссылается на неправильное применение судами норм материального права. По его мнению, судами неверно истолковано существо изменений, внесенных обществом в конкурсную документацию. Заявитель полагает, что они привели к ограничению конкуренции путем сокращения числа участников конкурса.
Изучив жалобу и приложенные к ней материалы, судья считает, что оснований для передачи жалобы на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской не имеется.
Судами установлено, что 29.11.2011 на официальном сайте ОАО "Российские железные дороги" в сети Интернет в разделе "Тендеры" опубликовано извещение о проведении обществом открытого конкурса N 1732/ОК - ОАО "ФПК"/2012-2026/Д на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту электрического и электронного оборудования в объеме ТО-1, ТО-2, ТО-3 (техническое обслуживание), ТР (текущий ремонт), ДР (деповской ремонт), КР-1 (капитальный ремонт первого объема) в пассажирских вагонах всех типов в 2012-2026 годах (конкурс, работы).
Работы должны выполняться на базе производственных мощностей 53 вагонных депо и вагонных участков, входящих в состав 15 филиалов общества, расположенных в различных регионах Российской Федерации. Отдельное оборудование и недвижимое имущество указанных вагонных депо и вагонных участков, необходимое для выполнения работ, передается победителю в аренду. Договор с победителем заключается сроком на 15 лет.
Согласно условиям конкурса к претендентам на участие установлен ряд квалификационных требований. В том числе, претендент должен иметь опыт выполнения работ, аналогичный предмету конкурс, а также возможность приобрести оборудование для выполнения работ на сумму не менее 250 000 000 руб. В подтверждение соответствия указанным квалификационным требованиям претендентам необходимо представить ряд документов.
Датой проведения конкурса определено 30.12.2011. Конкурсные заявки претендентов должны быть поданы не позднее 11:00 часов московского времени 30.12.2011.
Обществом 22.12.2011 в извещение о проведении конкурса и конкурсную документацию внесены изменения, в том числе изменены квалификационные требования в части необходимого опыта выполнения работ, которым должны обладать претенденты на участие в конкурсе.
Согласно новым требованиям претенденты на участие в конкурсе должны иметь среднегодовой опыт выполнения работ, аналогичный предмету конкурса, объемом не менее 15% от ориентировочного годового объема работ, указанного в техническом задании конкурса.
Кроме того, для претендентов на участие в конкурсе установлены дополнительные требования, предусматривающие необходимость наличия у них оборудования для дооснащения вагонных депо и участков заказчика до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса либо возможности приобрести такое оборудование на сумму не менее чем 250 000 000 руб. В случае отсутствия у претендентов необходимого оборудования они обязаны представить программу дооснащения вагонных депо и участков до уровня технического регламента и поддержания этого уровня по мере выработки оборудованием своего ресурса, составленную по форме, прилагаемой к конкурсной документации.
В связи с внесением изменений в конкурсную документацию обществом продлен срок подачи конкурсных заявок и установлена новая дата проведения конкурса.
В установленные конкурсной документацией сроки (с учетом их изменений) заявки на участие в конкурсе подали четыре хозяйствующих субъекта: ЗАО "Объединенная вагоноремонтная компания", ООО "Транспортная Ремонтная Компания", ООО "Вагонмашстрой" и ООО "Фреон-Сервис".
В соответствии с Протоколом рассмотрения конкурсных заявок от 14.02.2012 N 1732/1, конкурсные заявки ЗАО "Объединенная вагоноремонтная компания", ООО "Вагонмашстрой" и ООО "Фреон-Сервис" признаны не соответствующими квалификационным требованиям конкурсной документации.
На официальном сайте ОАО "РЖД" 24.02.2012 размещено уведомление от 22.02.2012 N 878, в котором сообщается о признании конкурса несостоявшимся и заключении договора по выполнению работ с ООО "Транспортная Ремонтная Компания".
Согласно протоколу заседания конкурсной комиссии общества от 17.02.2012 Управлению вагонного хозяйства поручено в установленном порядке обеспечить заключение договора с ООО "Транспортная Ремонтная Компания" по ценам, согласованным по результатам проведения переговоров, не превышающим предельно допустимый уровень, предусмотренный конкурсной документацией, в пределах выделенных на эти цели средств, но не выше цен предложения, указанных в конкурсной заявке ООО "Транспортная Ремонтная Компания" по открытому конкурсу N 1732/ОК - ОАО "ФПК"/2012-2026/Д.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Вагонмашстрой" антимонопольный орган возбудил в отношении общества дело N 117/29-12 по признакам нарушения пункта 9 части 1 статьи 10 и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Решением от 03.12.2012 антимонопольный орган признал общество нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции (пункт 2).
Не согласившись с указанным пунктом решения, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона о защите конкуренции, Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", а также исходя из условий конкурсной документации (с учетом внесенных изменений), технического задания и регламента к конкурсу, сделали вывод об отсутствии в действиях общества нарушений части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Суды указали, что в спорный период не предусматривалась обязанность проведения торгов для целей заключения договора на техническое обслуживание и ремонт электрического и электронного оборудования пассажирских вагонов.
Проведенный конкурс (торги) признан несостоявшимся и контракт с ООО "Транспортная Ремонтная Компания" заключен не по результатам торгов, а в общем порядке, установленном статьями 435, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы антимонопольного органа, основанные на формальном наличии нарушений антимонопольного законодательства при внесении изменений в конкурсную документацию, не свидетельствуют о незаконности судебных актов, поскольку отсутствовала обязанность по проведению конкурса.
В отсутствие предусмотренных частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований кассационная жалоба антимонопольного органа не подлежит передаче на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
отказать Федеральной антимонопольной службе в передаче кассационной жалобы на решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18.06.2014 по делу N А40-25592/2013 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Г.Г. Кирейкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 11 ноября 2014 г. N 305-КГ14-1324
Текст определения официально опубликован не был