В соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки, утвержденного заместителем председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 31 мая 2014 г. N ОГ-П8-4007, Минобрнауки России представляет доклад об учете мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки при определении подходов к формированию федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
Заместитель министра |
А.А. Климов |
Доклад
об учете мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки при определении подходов к формированию федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы
В рамках выполнения абзаца девятого подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и пункта 1 Плана мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки, утвержденного заместителем председателя Правительства Российской Федерации Голодец О.Ю. от 31 мая 2014 г. N ОГ-П8-4007, Минобрнауки России докладывает.
При осуществлении перехода образовательных организаций высшего образования (далее - организации) на нормативно-подушевое финансирование государственных услуг по реализации программ высшего образования, влияние персонифицированных факторов (характеристик), в числе которых индивидуально установленные соотношения численности преподавателей и студентов, утрачивает свое значение.
Наряду с этим сохранение и учет групповых характеристик, определяющих потенциально больший объем финансового обеспечения, представляется объективным и необходимым для ведущих университетов страны. В качестве примера можно привести учреждения высшего образования, которые в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования или являются претендентами на право входить в перечень ведущих университетов Российской Федерации, определенных в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, что предполагает высокое качество оказания образовательных услуг на рынке услуг.
Кроме того, учет групповых характеристик учреждений высшего образования, имеющих в настоящее время индивидуальные соотношения численности преподавателей и студентов, возможен путем использования существующих систем контроля и оценки качества. К такой системе, прежде всего, относится мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций, проводимый Министерством образования и науки Российской Федерации.
Среди наиболее значимых групповых характеристик следует выделить:
- право самостоятельно разрабатывать и использовать собственные стандарты;
- наличие утвержденных Правительством Российской Федерации программ развития организаций;
- законодательно установленная исключительность организаций (Федеральный закон от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете").
Для обеспечения поэтапного перехода от существующих индивидуальных соотношений численности преподавателей и студентов с использованием механизма нормативно-подушевого финансирования будут определены система коэффициентов и их значения, которые позволят снизить риски существенного изменения объема финансового обеспечения в сторону уменьшения конкретных образовательных учреждений. Среди коэффициентов, учитывающих влияние объективных характеристик на значение нормативных затрат, предполагается рассмотреть результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) и олимпиад, объем НИОКР на одного научно-педагогического работника, количество публикаций в Web of Science на 100 научно-педагогических работников, наличие программ развития организаций, что позволит на этапе формирования проекта бюджета на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (далее - ГПРО), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 295, распределить бюджетные ассигнования с учетом мероприятий по обеспечению поэтапного перехода от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными правовыми актами для отдельных образовательных организаций высшего образования, к соотношениям численности преподавателей и студентов образовательных организаций высшего образования, определенным по специальностям и направлениям подготовки при определении подходов к формированию федерального бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июля 2014 г. N МОН-П-2872 "О представлении доклада"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", ноябрь 2014 г., N 22