Письмо Ассоциации российских банков от 20 ноября 2014 г. N А-01/5-768
Ассоциация российских банков совместно с банками - членами АРБ проанализировала проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 409 "Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации" (далее - Проект постановления) и сообщает следующее.
Ассоциация в целом поддерживает предложения, изложенные в Проекте постановления, считает их целесообразными и своевременными. Проект постановления приводит Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 409 "Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации" в соответствие с положениями Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с передачей Центральному Банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков.
В то же время, по нашему мнению, некоторые нормы, содержащиеся в Проекте постановления, нуждаются в уточнении и дополнительном обсуждении, в связи с чем нами подготовлено заключение на Проект постановления (прилагается).
Ассоциация выражает надежду, что замечания и предложения банковского сообщества будут учтены при доработке Проекта постановления.
Приложение: на 3 л.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Заключение Ассоциации российских банков
на проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 409 "Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации"
Ассоциация российских банков совместно с банками - членами АРБ проанализировала проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.2007 N 409 "Об утверждении Условий признания доминирующим положения кредитной организации и Правил установления доминирующего положения кредитной организации" (далее - Проект постановления, Правила, Постановление N 409).
Ассоциация поддерживает концепцию Проекта постановления.
Тем не менее считаем, что некоторые нормы, содержащиеся в Проекте постановления, нуждаются в уточнении в связи с нижеследующим.
1. В пункте 5 Правил (в ред. Проекта постановления) определены этапы установления доминирующего положения финансовой организации. Однако прямо не предусмотрено, что антимонопольный орган в обязательном порядке осуществляет полноценный анализ состояния конкуренции на соответствующем товарном рынке с применением установленных им процедур и методов. Отсутствие данной обязанности антимонопольного органа в Постановлении N 409 на практике приводит к тому, что антимонопольный орган проводит соответствующий анализ не во всех случаях, что влечет необъективные выводы о положении, которое финансовая организация занимает на рынке.
В связи с этим пункт 5 Правил (в ред. Проекта постановления) предлагаем дополнить абзацем следующего содержания:
"При определении доминирующего положения финансовой организации обязательно проведение анализа состояния конкуренции на рынке соответствующей финансовой услуги в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом.".
2. В пункте 6 Правил (в ред. Проекта постановления) приводятся критерии, при наличии которых соответствующие услуги могут быть признаны взаимозаменяемыми.
Представляется, что при определении совокупности взаимозаменяемых услуг для определения границ товарного рынка во внимание должны приниматься финансовые услуги, оказываемые как финансовыми, так и нефинансовыми организациями, которые могут быть как поднадзорны Банку России, так и не поднадзорны ему.
Например, если потребитель намерен направить денежные средств другому физическому лицу, он на практике выбирает между почтовым переводом (финансовой услугой нефинансовой организации) и переводом денежных средств без открытия банковского счета (банковской услугой финансовой организации); для оплаты услуг ЖКХ потребитель выбирает между внесением наличных денежных средств платежному агенту (финансовой услугой финансовой организации, неподнадзорной Банку России) и переводом денежных средств без открытия банковского счета (финансовой услугой финансовой организации, поднадзорной Банку России). В указанных примерах для потребителя услуги полностью сравнимы по функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам, т.е. являются взаимозаменяемыми.
В связи с этим предлагаем пункт 6 Правил (в ред. Проекта постановления) после слов "потребитель действительно заменяет или готов заменить одну услугу другой" дополнить словами "независимо от характера деятельности финансовой или нефинансовой организации, которой соответствующая услуга предоставляется".
3. Из подпункта "р" пункта 7 Правил (в ред. Проекта постановления) следует, что в целях расчета объема финансовых услуг на товарном рынке, оказываемых кредитной организацией, учитывается объем оказанных ею банковских услуг. При этом банковская услуга определяется как банковская операция (совокупность банковских операций), отражаемая в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях на отдельном счете либо группе счетов, сгруппированных по признаку экономической однородности. Таким образом, при расчете объема финансовых услуг, оказываемых кредитными организациями, банковские услуги могут быть как сгруппированы по признаку однородности, так и разделены на более мелкие (сопутствующие) услуги, входящие в состав определенного вида банковских услуг, что вносит элемент неопределенности при расчете объема финансовых услуг на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 9 Правил (в ред. Проекта постановления) доля финансовой организации на товарном рынке определяется исходя из отношения объема финансовых услуг определенного вида, оказанных ею в натуральном и (или) стоимостном выражении к общему объему финансовых услуг данного вида, оказанных в границах товарного рынка.
С учетом изложенного в подпункте "р" пункта 7 Правил (в ред. Проекта постановления) предлагаем указать, что при расчете объема услуг, оказываемых кредитной организацией, основным показателем является "объем оказанных ею банковских услуг определенного вида".
Кроме того, подпункт "р" пункта 7 Правил, предлагаем дополнить таким показателем, как количество обособленных подразделений и внутренних структурных подразделений кредитной организации на определенном товарном рынке.
4. Пункт 7 Правил (в ред. Проекта постановления) предлагаем дополнить подпунктом "у" следующего содержания:
"у) в отношении услуг, оказываемых специализированными обществами (специализированными финансовыми обществами и специализированными обществами проектного финансирования) - объем денежных требований, выступающих залогом эмиссии облигаций.".
5. Из представленной редакции пункта 8 Правил следует, что перечень показателей, указанных в пункте 7 Правил, является открытым, что может привести к расширительному толкованию по использованию иных показателей деятельности финансовых организаций. В связи с этим пункт 8 Правил (в ред. Проекта постановления) предлагаем исключить либо указать, в каких случаях могут использоваться иные показатели деятельности финансовых организаций.
6. В соответствии с пунктом 7 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20 % на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
Из текста Проекта постановления следует, что доминирующим признается положение финансовой организации, доля которой на единственном товарном рынке в Российской Федерации превышает 10 % либо 20 % на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.
В силу пункта 4 Раздела II Проекта постановления установление доминирующего положения финансовой организации осуществляется путем определения ее доли в границах товарного рынка.
При этом в пункте 10 Проекта постановления указаны следующие источники (документы и субъекты) получения сведений, необходимых для установления доминирующего положения финансовой организации:
- финансово-экономическая и иная отчетность финансовых организаций;
- выборочные опросы потребителей услуг;
- заключения независимых экспертиз товарного рынка;
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы власти субъектов Российской Федерации;
- органы местного самоуправления;
- Банк России;
- финансовые организации;
- саморегулируемые организации;
- объединения и союзы финансовых организаций;
- эксперты и иные юридические и физические лица.
Считаем пункт 10 Проекта постановления необоснованным и избыточным по следующим основаниям.
6.1. Источники получения информации о состоянии конкуренции на товарном рынке указаны в пункте 1.5 Приказа ФАС России от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке". Дублирование положений об источниках получения сведений и информации в ином нормативном акте считаем избыточным.
6.2. При определении доминирующего положения финансовой организации на товарном рынке необходимо установить соотношение доли услуг финансовой организации к общему объему финансовых услуг на товарном рынке. Считаем, что объективные данные об объемах финансовых услуг конкретного вида могут быть получены исключительно из официальных документов финансовой отчетности, представляемой финансовой организацией в Банк России. В случае необходимости указания дополнительных источников сведений и информации считаем целесообразным конкретизировать в Проекте постановления, какие именно сведения и информация могут быть получены из того или иного источника. Например, из представленной редакции из Проекта постановления не ясно, какая именно объективная и достоверная информация об объемах услуг конкретного вида может быть получена в результате выборочного опроса потребителей услуг.
6.3. Необходимость предоставления сведений и информации в антимонопольный орган установлена в статье 25 Закона о защите конкуренции. В связи с этим закрепление в Проекте постановления права антимонопольного органа на получение сведений и информации при установлении доминирующего положения финансовой организации на товарном рынке представляется избыточным.
На основании изложенного предлагаем пункт 10 из Проекта постановления исключить. В противном случае считаем необходимым четко указать, какие именно сведения и информация могут быть получены из того или иного источника для определения доминирующего положения финансовой организации.
7. В Правилах нарушена нумерация пунктов: последний и предпоследний пункты имеют одинаковый порядковый номер 10.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 20 ноября 2014 г. N А-01/5-768
Текст письма официально опубликован не был