Решение Верховного Суда РФ от 5 ноября 2014 г. N АКПИ14-1084
Именем Российской Федерации
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N АПЛ14-691 настоящее решение оставлено без изменения
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного суда Российской Федерации Романенкова Н.С.
при секретаре Полагаевой К.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Газпром трансгаз Чайковский" о признании недействующим пункта 10 приложения 1 к типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56, установил:
приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56 утверждена типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (далее - Типовая форма) и приложения к ней.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 апреля 2007 г., регистрационный номер 9317, опубликован в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 22, 28 мая 2007 г. Пунктом 10 приложения 1 к Типовой форме предусмотрено установление максимального содержания загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах, которое определяется исходя из установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
ООО "Газпром трансгаз Чайковский" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 10 приложения 1 к Типовой форме, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта, предусматривающие требования к составу и качеству сбрасываемых сточных вод, противоречат статье 22 Водного кодекса Российской Федерации, пункту 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и нарушают права и свободы юридического лица.
В суде представители ООО "Газпром трансгаз Чайковский" Кокотов Б.В., Алымова В.А., Куликов И.В., Латышев С.В. поддержали заявленные требования и пояснили, что требования к указанию в решении о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод информации о нормативном качестве сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод статья 22 Водного кодекса Российской Федерации не содержит. Оспариваемые положения нормативного правового акта нарушают права и свободы заявителя, поскольку их невыполнение является основанием для привлечения к административной ответственности за пользование водным объектом с нарушением установленных условий.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Иванов С.В., Министерства юстиции Российской Федерации Максутов Р.А. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав водопользователей.
Выслушав объяснения представителей ООО "Газпром трансгаз Чайковский" Кокотова Б.В., Алымовой В.А., Куликова И.В., Латышева С.В., представителей Минприроды России Иванова С.В., Минюста России Максутова Р.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Водный кодекс Российской Федерации в статье 22 устанавливает требования к решению о предоставлении водного объекта в пользование.
Когда водный объект предоставляется в пользование в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод, то решение дополнительно должно содержать: указание места сброса сточных, в том числе дренажных, вод; объем допустимых сбросов сточных, в том числе дренажных, вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Согласно части 6 статьи 23 Водного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844 утверждены Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации поручено утвердить типовую форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 844).
Следовательно, Типовая форма утверждена компетентным федеральным органом исполнительной власти, который в соответствии с водным законодательством правомерно установил требование о максимальном содержании загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах.
В соответствии со статьей 23 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 настоящего Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные частью 4 статьи 11 данного Кодекса, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
Согласно Правилам подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование, к заявлению о предоставлении в пользование водного объекта для сброса сточных, в том числе дренажных, вод, кроме документов, указанных в пункте 10 Правил, прилагают: расчет и обоснование заявленного объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод и показателей их качества (пункт 11).
Требование к указанию в решении о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод информации о нормативном качестве сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод не может рассматриваться как противоречащее статье 22 Водного кодекса Российской Федерации, которая не устанавливает форму решения о предоставлении водного объекта в пользование, и ссылки представителей ООО "Газпром трансгаз Чайковский" на то, что решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод не может содержать требования к составу и качеству сбрасываемых сточных вод, не основаны на законе.
Определенные пунктом 10 приложения 1 к Типовой форме требования в отношении показателей качества вод и их величины в месте сброса сточных (дренажных) вод заявителями определяются исходя из установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со статьей 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Эти нормативы разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (статья 35 Водного кодекса Российской Федерации).
До утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (статья 6.2 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации").
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" в пункте 1 статьи 22 предусматривает, что в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. В соответствии с пунктом 4 статьи 23 названного Федерального закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Таким образом, законодательство в области охраны окружающей среды предусматривает разрешение на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты, как самостоятельный акт, который удостоверяет возможность водопользователя осуществлять сбросы в пределах нормативов допустимых выбросов и сбросов.
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление ООО "Газпром трансгаз Чайковский" о признании недействующим пункта 10 приложения 1 к типовой форме решения о предоставлении водного объекта в пользование, принимаемого Федеральным агентством водных ресурсов, его территориальным органом, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14 марта 2007 г. N 56, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Романенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение о предоставлении водного объекта в пользование принимается по типовой форме.
Одно из приложений к данной форме оспаривалось в той части, в которой оно закрепляет максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах.
Такое содержание определяется исходя из установленных нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Как указал заявитель, это правило, предусматривающее требования к составу и качеству сбрасываемых сточных вод, противоречит законодательству.
В нормах ВК РФ нет указания на то, что в решении о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод должна быть информация о нормативном качестве таких вод.
ВС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Типовая форма в оспариваемой части устанавливает требование о максимальном содержании загрязняющих веществ в сточных и (или) дренажных водах.
В силу ВК РФ юрлица, заинтересованные в получении водного объекта (части), находящегося в государственной или муниципальной собственности, обращаются с заявлением о его предоставлении в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.
По Правилам подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование к упомянутому заявлению, помимо прочего, прилагаются расчет и обоснование заявленного объема сброса вод и показателей их качества.
В силу ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Эти нормативы разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
До утверждения в соответствии с ВК РФ нормативов допустимого воздействия на водные объекты (но не позднее чем до 01.01.2015) нормирование содержащихся в сбросах сточных, в т. ч. дренажных, вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании упомянутых предельно допустимых концентраций.
С учетом этого нет оснований для вывода о том, что форма в оспариваемой части противоречит законодательству.
Решение Верховного Суда РФ от 5 ноября 2014 г. N АКПИ14-1084
Текст решения официально опубликован не был
Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 января 2015 г. N АПЛ14-691 настоящее решение оставлено без изменения