Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу Департамента
культуры г. Москвы
от 26 ноября 2014 г. N 963
Рекомендации
по разработке систем оплаты труда работников государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту культуры города Москвы
В рамках настоящих рекомендаций используются следующие термины и сокращения:
Должностной оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета стимулирующих и компенсационных выплат.
Ставка заработной платы - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета стимулирующих и компенсационных выплат.
Профессиональные квалификационные группы (ПКГ) - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.
Выплаты компенсационного характера - выплаты, обеспечивающие оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также в условиях труда, отклоняющихся от нормальных.
Выплаты стимулирующего характера - выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с государственным учреждением на основании заключенного трудового договора.
Основной персонал - работники учреждения, непосредственно оказывающие услуги (выполняющие работы), направленные на достижение определенных уставом учреждения целей деятельности этого учреждения, (а также их непосредственные руководители (руководители соответствующих структурных подразделений).
Перечень основного персонала устанавливается отдельным приказом Департамента культуры города Москвы.
Административно-управленческий персонал - работники государственного учреждения, занятые управлением (организацией) оказания услуг (выполнения работ), а также работники государственного учреждения, выполняющие административные функции, необходимые для обеспечения деятельности государственного учреждения.
Перечень административно-управленческого персонала устанавливается Департаментом культуры города Москвы согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
Вспомогательный персонал - работники государственного учреждения, создающие условия для оказания услуг (выполнения работ), направленных на достижение определенных уставом государственного учреждения целей деятельности этого учреждения, включая обслуживание зданий и оборудования.
Перечень вспомогательного персонала устанавливается Департаментом культуры города Москвы согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации (далее - Рекомендации) подготовлены с целью оказания методической помощи учреждениям, подведомственным Департаменту культуры города Москвы (далее - Учреждение), при введении новых систем оплаты труда для работников Учреждений и определяют общие требования к системе оплаты труда работников Учреждения.
1.2. Система оплаты труда работников Учреждения, включающая в себя оклады (должностные оклады, ставки заработной платы), выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами Учреждения в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
1.3. Система оплаты труда работников Учреждения устанавливается с учетом:
- Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС);
- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС);
- Профессиональных стандартов;
- Государственных гарантий по оплате труда;
- Рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;
- Мнения представительного органа работников;
- Настоящего приказа.
1.4. В связи с введением новых систем оплаты труда работников Учреждений, отличных от системы оплаты труда, основанной на Единой тарифной сетке по оплате труда работников государственных учреждений города Москвы, необходимо:
- разработать и утвердить локальный нормативный акт, устанавливающий систему оплаты труда работников Учреждения с учетом специфики деятельности Учреждения;
- разработать и утвердить новое штатное расписание Учреждения;
- при необходимости провести аттестацию работников Учреждения.
Проведение аттестации работников целесообразно проводить в случаях наличия внутридолжностного категорирования по должности, установленного квалификационными справочниками, в отношении лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.
- уведомить работников в письменной форме о предстоящих изменениях условий трудового договора в связи с введением новой системы оплаты труда в соответствии со ст. 74 ТК РФ согласно приложению N 6 к настоящему приказу;
- заключить дополнительные соглашения к трудовым договорам с работниками Учреждения.
1.5. В Учреждении формируется единое штатное расписание независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся структурные подразделения Учреждения. Допускается формирование соответствующих разделов штатного расписания по источникам финансирования. Штатное расписание утверждается руководителем Учреждения самостоятельно.
1.6. При разработке условий оплаты труда работников Учреждений, необходимо учитывать, что устанавливаемая заработная плата работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) не может быть меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до ее изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
1.7. При формировании фонда оплаты труда Учреждения следует учитывать следующее:
- фонд оплаты труда Учреждения включает в себя фонд оплаты труда по окладам (должностным окладам, ставкам заработной платы), компенсационным выплатам и выплатам стимулирующего характера;
- фонд оплаты труда работников государственного казенного Учреждения формируется в соответствии с расходами доведенных ему лимитов бюджетных обязательств по статье оплата труда;
- фонд оплаты труда работников государственного бюджетного и государственного автономного Учреждений города Москвы формируется из объема средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания Учреждения, а также за счет средств, поступающих от приносящей доход деятельности, в части расходов на оплату труда согласно Плану финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
- формирование стимулирующей в части фонда оплаты труда работников Учреждения производится в размере не менее 30 процентов от фонда оплаты труда работников Учреждения;
- необходимость поддержания предельной доли расходов на оплату труда административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения не более 40 процентов;
- доля фонда оплаты труда основного персонала устанавливается в объеме не менее фактического уровня за предыдущий финансовый год;
- доля фонда оплаты труда административно-управленческого, вспомогательного персонала устанавливается в объеме, не превышающем фактический уровень за предыдущий финансовый год.
1.8. Экономия по фонду оплаты труда (включая начисления на фонд оплаты труда), по коммунальным услугам и материальным затратам может направляться на выплаты стимулирующего характера.
1.9. Оплата труда работников, занятых по совместительству, а также на условиях неполного рабочего времени или неполной рабочей недели, производится пропорционально отработанному времени.
1.10. Определение размеров заработной платы по основной должности, а также по должности, занимаемой по совместительству, производится раздельно по каждой из должностей.
1.11. Условия оплаты труда работника Учреждения, включая размер оклада (должностного оклада, ставки заработной платы), выплат компенсационного и стимулирующего характера, включаются в текст трудового договора, если они не носят временного или разового характера.
1.12. Заработная плата работника предельными размерами не ограничивается.
2. Порядок и условия оплаты труда
2.1. Основные условия оплаты труда
2.1.1. Размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) работников Учреждения, занимающих должности специалистов, руководителей и служащих, устанавливаются руководителем учреждения в разрезе профессиональных квалификационных групп и квалификационных уровней, не ниже размеров Минимальных рекомендованных окладов (должностных окладов, ставок заработной платы), утвержденных Департаментом культуры города Москвы согласно приложению N 2 к настоящему приказу, с учетом размера фонда оплаты труда Учреждения, а также сложности и объема выполняемой работниками Учреждения работы.
Размеры окладов для профессий рабочих устанавливаются по 8-ми разрядам единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, не ниже размеров Минимальных рекомендованных окладов, утвержденных Департаментом культуры города Москвы согласно приложению N 2 к настоящему приказу, в зависимости от разряда выполняемых работ, с учетом размера фонда оплаты труда Учреждения.
2.1.2. Профессиональные квалификационные группы (далее - ПКГ) и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, утверждающие ПКГ, приведены в приложении к настоящим Рекомендациям.
Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 525 "О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам".
Профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:
- отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
- должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
- профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
- профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.
Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.
2.1.3. В отдельных случаях, по должностям служащих, не включенным в ПКГ, размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) устанавливаются в зависимости от сложности труда по согласованию с Департаментом культуры города Москвы.
В целях перехода на новые системы оплаты труда, Департаментом культуры города Москвы разработана таблица соответствия должностей руководителей, специалистов, служащих соответствующим квалификационным уровням по ПКГ (приложение N 3 к настоящему приказу).
Руководитель не вправе устанавливать разные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по должностям работников, входящим в одну и ту же квалификационную категорию квалификационного уровня профессиональной квалификационной группы.
Должностной оклад заместителя руководителя структурного подразделения устанавливается на 5-15 процентов ниже должностного оклада руководителя соответствующего структурного подразделения.
При установлении должностных окладов для должностей, имеющих внутридолжностное категорирование согласно ЕКС либо квалификационные категории, рекомендуемая разница между размерами должностных окладов по каждой категории составляет 5-20 процентов.
Перечень профессий рабочих, которые могут быть приравнены по условиям и порядку оплаты труда к профессиям рабочих, выполняющих важные (особо важные) и ответственные (особо ответственные) работы, устанавливается Учреждением, в соответствии с профессиями рабочих, выполняющих важные (особо важные) и ответственные (особо ответственные) работы до введения новых систем оплаты труда.
2.2. Условия оплаты труда отдельных категорий работников
2.2.1. Для артистического и художественного персонала, установление оклада может производиться в зависимости от нормы выступлений (постановок).
Значения норм выступлений (постановок) за ставку заработной платы в месяц устанавливаются на уровне локальных нормативных актов учреждения.
Сумма заработной платы по ставке (при оплате в зависимости от нормы выступлений (постановок)) исчисляется пропорционально выполнению установленной нормы в месяц.
В Учреждениях, где применяется поспектакльная оплата труда артистического и художественного персонала, размер заработной платы может рассчитываться исходя из разовой концертной ставки и месячного количества выступлений. Размер разовой концертной ставки (за спектакль, выступление, постановку) определяется исходя из расчета размера должностного оклада артистического и художественного персонала, деленного на норму выступлений, постановок в месяц, на уровне локальных нормативных актов учреждения.
Примерные нормы выступлений (постановок) за ставку заработной платы в месяц для различных категорий работников артистического персонала:
Наименование должности |
Примерная норма выступлений |
Драматические театры | |
Артисты драмы: |
|
Высшая категория |
не свыше 16 |
Первая категория |
не свыше 20 |
Вторая категория |
не свыше 23 |
Артисты оркестра (дирижеры) |
не свыше 29 |
Театры оперы и балета | |
Артисты-вокалисты (солисты): |
|
Высшая категория |
не свыше 9 |
Первая категория |
не свыше 11 |
Вторая категория |
не свыше 15 |
Артисты балета |
|
Высшая категория |
не свыше 9 |
Первая категория |
не свыше 13 |
Вторая категория |
не свыше 19 |
Артисты хора (все категории) |
не свыше 24 |
Артисты оркестра |
не свыше 27 |
Театры музыкальной комедии | |
Артисты-вокалисты (солисты): |
|
Высшая категория |
не свыше 15 |
Первая категория |
не свыше 18 |
Вторая категория |
не свыше 20 |
Артисты балета |
|
Высшая категория |
не свыше 19 |
Первая категория |
не свыше 21 |
Вторая категория |
не свыше 22 |
Артисты хора (все категории) |
не свыше 26 |
Артисты оркестра |
не свыше 28 |
Кукольные театры | |
Артист (кукловод) театра кукол |
|
Высшая категория |
не свыше 19 |
Первая категория |
не свыше 21 |
Вторая категория |
не свыше 22 |
Артисты хора (все категории) |
не свыше 26 |
Артисты оркестра |
не свыше 28 |
Для артистов вспомогательного состава в спектаклях всех театров норма может устанавливаться на уровне локальных нормативных актов учреждения культуры.
Артистам - ведущим мастерам сцены могут устанавливаться индивидуальные нормы.
Для артистов оркестра, играющих на духовых, медных и деревянных инструментах, артистов высшей категории (концертмейстеров и их заместителей) месячная норма выступлений в спектаклях соответственно снижается на две единицы.
Исполнение артистами балета высшей и первой категории в оперных спектаклях балетных партий в больших самостоятельных балетных сценах и дивертисментах, длительность которых составляет не менее 15 минут подряд, может засчитываться за одну единицу нормы. Во всех остальных случаях исполнение артистами балета высшей и первой категории балетных партий в оперных спектаклях засчитывается за 0,5 единицы нормы.
Исполнение артистами балета высшей и первой категории театров оперы и балета больших самостоятельных балетных сцен и дивертисментов в спектаклях музыкальной комедии (оперетты) длительностью не менее 15 минут, а также исполнение артистами балета второй категории массовых сцен или дивертисментов в 2 актах этих спектаклей засчитывается за одну единицу нормы. Во всех остальных случаях участие артистов балета всех категорий в спектаклях музыкальной комедии засчитывается за 0,5 единицы нормы.
Вызов артистов-вокалистов (солистов) и артистов балета музыкальных театров на спектакль для дежурства на случай замены (в запас) может засчитываться за 0,25 единицы нормы.
2.2.2. По решению руководителя учреждения культуры на срок до 1 года работникам, занимающим должности из числа художественного и артистического персонала и имеющим большой опыт профессиональной работы, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, могут быть установлены индивидуальные условия оплаты труда.
По решению руководителя учреждения на срок до 1 года работникам, занимающим должности служащих из числа педагогического, профессорско-преподавательского персонала, имеющим большой опыт педагогической, научной работы, авторитет и признание в данных сферах деятельности, могут быть установлены индивидуальные условия оплаты труда.
Индивидуальные условия оплаты труда (размер должностного оклада, ставки заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, а также условия их применения) определяются по соглашению сторон трудового договора.
Индивидуальные условия оплаты труда отдельных работников не должны быть хуже, чем условия оплаты труда работников по занимаемой ими должности (профессии рабочих).
Перечень учреждений, в которых могут применяться индивидуальные условия и размеры оплаты труда для работников из числа артистического и художественного персонала, имеющих большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности устанавливается отдельным нормативным актом Департамента культуры города Москвы.
2.2.3. Для педагогических работников образовательных учреждений оплата труда может быть организована по ставкам в зависимости от нормы педагогической нагрузки.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников").
Сумма заработной платы по ставке исчисляется пропорционально выполнению установленной нормы часов педагогической работы.
2.2.4. Оплата труда работников из числа специалистов культуры при работе в кружках, творческих коллективах, объединениях учреждений и т.д. может производиться исходя из почасовой оплаты.
Рекомендуется исчислять размер почасовой оплаты путем деления размера должностного оклада работника на произведение среднемесячного количества рабочих дней в текущем календарном году на:
- 5 часов в день для аккомпаниаторов (при 5 дневной рабочей неделе) либо 4 часа (при 6 дневной рабочей неделе);
- не менее 3 часов для руководителей кружков, творческих коллективов и объединений (при 6 дневной рабочей неделе) либо 3,5 часа (при 5 дневной рабочей) неделе.
2.2.5. Для научных сотрудников музея, методистов, экскурсоводов учреждений музейного типа оплата труда по ставкам может производиться в зависимости от выполнения нормы экскурсионной и лекционной работы. Нормы экскурсионной работы за ставку заработной платы в месяц устанавливаются на уровне локальных нормативных актов учреждения.
Размер ставки заработной платы определяется каждым государственным учреждением самостоятельно и устанавливается в пределах фонда оплаты труда указанных категорий персонала по окладам (должностным окладам, ставкам заработной платы).
Сумма заработной платы по ставке исчисляется пропорционально выполнению установленной нормы за месяц.
Объем научной и научно-методической работы каждого работника из числа научного персонала, методистов, экскурсоводов определяется индивидуальным планом, входит в должностные обязанности работников и осуществляется в пределах нормы рабочего времени по должности.
При установлении норм экскурсионной работы за единицу расчета принимается 45 минут - 1 академический (экскурсионный) час.
Годовые нормы экскурсионной работы определены из расчета 11 месяцев. Месячные нормы экскурсионной работы рассчитываются как отношение годовой нормы на 11 (месяцев).
Руководство учреждения культуры музейного типа по согласованию с представительным органом работников устанавливает количество экскурсионной работы для различных категорий работников в пределах примерных годовых норм экскурсионной работы. Месячные нормы устанавливаются приказом руководителя государственного учреждения музейного типа исходя из производственной необходимости. В отдельные месяцы нормы могут быть увеличены (уменьшены) с учетом активного туристско-экскурсионного сезона, каникулярное время, командировки работников и т.д. при условии выполнения годовой нормы, установленной для данной категории работников.
Примерные годовые нормы экскурсионной работы для работников государственных учреждений музейного типа:
Наименование должности |
Годовые нормы экскурсионных часов |
Месячные нормы экскурсионных часов |
Заведующий филиалом музея |
66-110 |
8 |
Заведующий передвижной выставкой |
90-130 |
10 |
Заведующий отделом музея |
66-100 |
8 |
Заведующий сектором музея |
90-130 |
10 |
Экскурсовод |
792 |
72 |
Научный сотрудник музея |
520-800 |
60 |
Научный сотрудник музея (экспозиционный отдел) |
132-220 |
16 |
Научный сотрудник музея (отдел фондов) |
33-55 |
4 |
Методист по музейно-образовательной деятельности |
132-220 |
16 |
Методист по научно-просветительской деятельности |
132-220 |
16 |
2.2.6. Для работников рабочих профессий может устанавливаться сдельная оплата труда на основе расценок за норму труда, утверждаемых локальными нормативными актами Учреждения.
2.2.7. В случае, когда работниками Учреждения, при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов.
Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
Нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.
Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается.
Порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
2.2.8. Если творческие работники театров, театральных и концертных организаций, цирков и иные лица, участвующие в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями профессий, должностей творческих работников, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в течение какого-либо времени не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают, то указанное время простоем не является и может оплачиваться в размере и порядке, которые устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.
3. Выплаты компенсационного характера
3.1. К выплатам компенсационного характера работникам учреждений относятся:
- выплаты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
- выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных);
- иные выплаты в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
3.2. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам (ставкам заработной платы) работников Учреждения в абсолютных размерах или относительных размерах к окладам (должностным окладам, ставкам заработной платы) работников Учреждения, если иное не установлено федеральным законодательством, не образуют новый должностной оклад (ставку заработной платы) и не учитываются при начислении выплат, устанавливаемых к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы) работников Учреждения.
3.3. Перечень выплат компенсационного характера, размеры и условия их осуществления определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работника) в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с учетом перечня видов выплат компенсационного характера, установленных Приказом Департамента труда и занятости населения города Москвы от 31.10.2014 N 636 "Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера, применяемых в государственных учреждениях города Москвы" в пределах фонда оплаты труда Учреждения и должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.
3.4. Выплаты компенсационного характера работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда:
3.4.1. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, размер выплаты компенсационного характера определяется в зависимости от результатов специальной оценки условий труда. Рекомендуемые минимальные размеры выплат - 5 процентов от оклада (должностного оклада, ставки заработной платы).
Конкретные размеры указанной выплаты устанавливаются Учреждением с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей Трудового кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
3.4.2. На момент введения новой системы оплаты труда выплата работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается всем работникам, получавшим ее ранее. При этом работодатель принимает меры по проведению специальной оценки условий труда с целью разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Если по итогам специальной оценки условий труда вредные и (или) опасные факторы не идентифицированы, то осуществление указанной выплаты не производится.
3.5. Выплаты компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), расширении зоны обслуживания, увеличении объема работ, сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), устанавливаются в соответствии с нормами трудового законодательства и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
3.5.1. При выполнении работником с повременной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по работе более высокой квалификации.
При выполнении работником Учреждения со сдельной оплатой труда работ различной квалификации его труд оплачивается по расценкам выполняемой им работы.
В случаях, когда с учетом характера производства работникам со сдельной оплатой труда поручается выполнение работ, тарифицируемых ниже присвоенных им разрядов, работодатель обязан выплатить им межразрядную разницу.
3.5.2. Выплата компенсационного характера за совмещение профессий (должностей) устанавливается работнику за выполнение наряду со своей основной работой, обусловленной трудовым договором, дополнительных работ по другой профессии (должности).
Размер выплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Совмещение профессий (должностей) производится в рабочее время за счет уплотнения основной деятельности в течение рабочего дня. Выполнение должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, производимое по совместительству, оплачивается в зависимости от отработанного времени.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
3.5.2. Выплата компенсационного характера за расширение зоны обслуживания и увеличение объема работ устанавливается работнику за выполнение наряду со своей основной работой дополнительного объема обязанностей по той же профессии (должности).
Размер выплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
3.5.3. Выплата компенсационного характера за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, устанавливается в пределах заработной платы отсутствующего работника.
Форма организации работ, дающая право на данный вид выплаты, допускается с согласия работника Учреждения в течение установленной законодательством продолжительности рабочей недели (рабочей смены), если это экономически целесообразно и не ведет к ухудшению качества выполняемых работ.
Временно отсутствующим следует считать работника, находящегося в командировке, в отпуске либо отсутствующего по болезни.
Учреждение вправе разделить выполнение обязанностей временно отсутствующего работника между несколькими работниками Учреждения и установить каждому из них доплату пропорционально части выполняемых ими обязанностей отсутствующего работника.
Размер выплаты и срок, на который она устанавливается, определяются по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы.
Если замещение отсутствующего работника Учреждения входит в круг должностных обязанностей замещающего работника Учреждения, он не имеет права на получение выплаты.
3.5.4. Выплата компенсационного характера за работу в ночное время производится работникам за каждый час работы в ночное время. Ночным считается время с 22 до 6 часов.
Конкретные размеры повышения оплаты труда за работу в ночное время устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором
Рекомендуемый минимальный размер доплаты - 20 процентов части оклада (должностного оклада, ставки заработной платы) за час работы работника.
Расчет части оклада (должностного оклада, ставки заработной платы) за час работы определяется путем деления оклада (должностного оклада, ставки заработной платы) работника на среднемесячное количество рабочих часов в соответствующем календарном году.
3.5.5. Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:
- сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам;
- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам заработной платы, - в размере не менее двойной дневной или часовой ставки заработной платы;
- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей работников, особенности трудовой деятельности которых установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, может определяться на основании коллективного договора, локального нормативного акта, трудового договора.
3.5.6. Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Работодатель обеспечивает точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.
4. Выплаты стимулирующего характера
4.1. При разработке перечня видов выплат стимулирующего характера, порядка и условий их установления необходимо учитывать, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются в целях повышения мотивации работника учреждения к качественному труду и поощрения за результаты его труда.
4.2. В учреждениях могут устанавливаться следующие виды стимулирующих выплат:
- премии за эффективность деятельности работникам Учреждения;
- единовременные премии;
- персональные надбавки работникам Учреждения по итогам оценки эффективности их деятельности;
- надбавки (за почетное звание, ученую степень, молодым специалистам, за продолжительность работы в учреждениях культуры).
4.3. Порядок, условия и размеры выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами учреждений по согласованию с выборным профсоюзным органом (представительным органом работников) в пределах фонда оплаты труда учреждения, и должны быть конкретизированы в трудовых договорах работников.
Выплаты могут производиться при условии достаточной финансовой обеспеченности Учреждения.
4.4. Размер премии может устанавливаться как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к должностному окладу.
4.5. Премию за эффективность деятельности работника рекомендуется устанавливать с учетом достижения показателей эффективности деятельности работника, которые разрабатываются Учреждением на основе Методических рекомендаций по разработке и внедрению показателей эффективности деятельности государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, их руководителей и работников.
4.6. Единовременные премии устанавливаются к юбилейным датам Учреждения и работника, за многолетний и эффективный труд, за выполнение особо важных и ответственных поручений, за номинацию на профессиональную премию и иные премии, и другие основания носящие разовый характер.
4.7. Персональные надбавки к окладу (должностному окладу, ставке заработной платы) рекомендуется устанавливать по итогам оценки показателей эффективности деятельности работника Учреждения.
4.8. Надбавки за наличие почетного звания устанавливаются работникам учреждений, имеющим почетные звания народный артист СССР, народный или заслуженный артист союзных республик, входивших в состав СССР, народный или заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, заслуженный работник культуры России, почетный деятель искусств города Москвы, почетный деятель культуры города Москвы, лауреат премии города Москвы в соответствующих областях, иные почетные звания СССР, России, союзных республик, входивших в состав СССР, а также награжденных отраслевыми нагрудными знаками отличия, при условии их соответствия профилю профессиональной деятельности рекомендуется устанавливать в следующих размерах (процентах от оклада (должностного оклада, ставки заработной платы).
За наличие почетного звания народный артист СССР, народный артист России, заслуженный деятель искусств России, иные почетные звания соответствующего уровня |
За наличие почетного звания заслуженный артист России, заслуженный работник культуры России, иные почетные звания соответствующего уровня |
За наличие почетных званий города Москвы, ведомственных отраслевых нагрудных знаков отличия за успехи в труде, звания лауреата премии города Москвы |
20% |
15% |
10% |
Стимулирующая выплата за ученую степень рекомендуется устанавливать в следующих размерах (процентах от оклада (должностного оклада, ставки заработной платы).
Наименование надбавки |
Размеры надбавки (в процентах к должностному окладу) |
За ученую степень по профилю учреждения или деятельности работника: |
|
за ученую степень - доктор наук |
До 20% |
за ученую степень - кандидат наук |
До 10% |
При наличии нескольких оснований для установления работнику Учреждения надбавки за наличие ученой степени, надбавка устанавливается за наличие ученой степени по одному основанию, предусматривающему более высокий размер выплаты.
4.9. Надбавки молодым специалистам рекомендуется устанавливать работникам, относящимся к профессиональной квалификационной группе должностей работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена.
Молодые специалисты - молодые граждане, впервые поступившие на работу в течение полугода после окончания образовательного учреждения среднего профессионального или высшего профессионального образования (независимо от формы получения образования) и работающие по полученной специальности до истечения трехлетнего срока с момента поступления на работу.
Надбавки молодым специалистам рекомендуется устанавливать в размере до 50 процентов от должностного оклада работника.
4.10. Надбавки за продолжительность работы в учреждениях культуры рекомендуется устанавливать со дня достижения стажа, дающего право на установление выплаты, если документы, подтверждающие стаж, находятся в учреждении, или со дня представления необходимого документа, подтверждающего стаж, в максимальном размере - до 15 процентов от оклада (должностного оклада, ставки заработной платы).
Надбавка за продолжительность работы в учреждениях культуры устанавливается работникам в зависимости от общего количества лет, проработанных в учреждениях культуры (государственных или (и) муниципальных).
Рекомендуемые размеры (в процентах от оклада (должностного оклада, ставки заработной платы):
- при выслуге лет от 1 года до 3 лет - до 5 процентов;
- при выслуге лет от 3 до 5 лет - до 10 процентов;
- при выслуге от 5 и более лет - до 15 процентов.
4.11. Педагогическим работникам государственных образовательных учреждений устанавливается специальная система стимулирующих выплат к окладам (должностным окладам, ставкам заработной платы) в соответствии с Законом города Москвы от 20.06.2001 г. N 25 "О развитии образования в городе Москве".
5. Условия оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей, главных бухгалтеров
5.1. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.
5.2. Размер должностного оклада руководителя учреждения определяется трудовым договором с Департаментом культуры города Москвы в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости Учреждения.
5.3. Предельный уровень средней заработной платы руководителя государственного казенного и государственного бюджетного учреждений устанавливается Департаментом культуры города Москвы в прямой кратной зависимости от средней заработной платы основного персонала учреждения и не может составлять более 3 размеров указанной средней заработной платы. Данный показатель включается в Трудовой договор (дополнительное соглашение) с руководителем Учреждения.
5.4. Предельный уровень средней заработной платы руководителя государственного казенного и государственного бюджетного учреждений города Москвы рассчитывается ежегодно в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными Департаментом труда и занятости населения города Москвы, и устанавливается на календарный год.
5.5. Размер должностного оклада заместителей руководителя учреждения и главного бухгалтера устанавливается на 10-30 процентов ниже размера должностного оклада руководителя учреждения.
5.6. Предельный уровень средней заработной платы заместителей руководителя и главного бухгалтера государственного казенного и государственного бюджетного учреждений города Москвы устанавливается руководителем учреждения на 10-30 процентов ниже предельного уровня средней заработной платы руководителя учреждения.
5.7. Размеры выплат стимулирующего характера, предусмотренных отраслевой системой оплаты труда, руководителю Учреждения определяются Департаментом культуры города Москвы в зависимости от достижения показателей оценки деятельности учреждения.
5.8. Компенсационные выплаты руководителю, его заместителям и главному бухгалтеру устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и настоящими Рекомендациями при наличии условий труда, предусматривающих установление таких выплат.
5.9. Стимулирующие выплаты заместителям руководителя, главному бухгалтеру: основания, размеры определяются в соответствии с локальным нормативным актом Учреждения в зависимости от достижения показателей оценки деятельности указанных работников.
6. Единовременные выплаты социальной поддержки
6.1. К единовременным и другим выплатам социальной поддержки относится материальная помощь.
6.2. Выплаты социальной поддержки устанавливаются в зависимости от финансовых возможностей Учреждения.
6.3. Материальная помощь выплачивается по заявлению работника, на основании документального подтверждения, в следующих случаях:
- в связи с рождением ребенка;
- в связи с тяжелым заболеванием работника Учреждения;
- материальная помощь на оплату ритуальных услуг
Работнику, в случае смерти близких родственников (мужа, жены, детей, родителей) может выплачиваться часть расходов. Заявление работника с приложением соответствующих документов (копия документов, подтверждающих степень родства, копия свидетельства о смерти родственника) предоставляются на рассмотрение руководителю Учреждения. В случае смерти работника его семье могут частично оплачиваться фактические расходы на ритуальные услуги. Заявление от близкого родственника, копия свидетельства смерти предоставляются на рассмотрение руководителю Учреждения;
- в других случаях, связанных с тяжелым материальным положением работника Учреждения;
6.4. Размер единовременной выплаты социальной поддержки работника устанавливается руководителем Учреждения.
7. Заключительные положения
7.1. Заработная плата работника, выполнившего месячную норму рабочего времени, установленную законодательством Российской Федерации, и исполнившего свои трудовые обязанности (нормы труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в городе Москве на соответствующий год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей.
Размер минимальной заработной платы включает минимальную сумму выплат работнику, отработавшему месячную норму рабочего времени и исполнившему свои трудовые обязанности (нормы труда), включающую должностной оклад (оклад), а также доплаты, надбавки, премии и другие выплаты, за исключением выплат, производимых в соответствии со статьями 147, 151, 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации.
7.2. При введении новых систем оплаты труда и внесении изменений в трудовые договоры работников учреждений необходимо учитывать форму эффективного контракта, а также рекомендации по введению эффективного контракта с работниками государственных учреждений города Москвы, подведомственных Департаменту культуры города Москвы согласно приложению N 7 к настоящему приказу).
Введение эффективного контракта подразумевает качественное совершенствование трудовых отношений в рамках трудовых договоров. Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.
7.3. В случае задержки выплаты работникам заработной платы и других нарушений оплаты труда руководитель учреждения несет ответственность в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, известив руководителя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.
Работник, отсутствовавший в свое рабочее время на рабочем месте в период приостановления работы, обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от руководителя учреждения о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу.
7.4. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников Учреждения включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Учреждение производит индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.