Определение Верховного Суда РФ от 5 ноября 2014 г. N 305-ЭС14-3616
Судья Верховного Суда Российской Федерации Попов В.В.,
изучив кассационные жалобы Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва, далее - Минздрав России) и Федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный научный центр наркологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва, далее - ФГБУ "ННЦ наркологии") на решение от 19.11.2013 по делу Арбитражного суда города Москвы N А40-161782/12, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.07.2014 по тому же делу по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - управление ФАУГИ в г. Москве), Минздрава России к Департаменту городского имущества города Москвы, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (далее - ГУ МЧС России по г. Москве) о признании права собственности Российской Федерации на недвижимое имущество общей площадью 201,7 кв. м (этаж 2, помещение II комнаты 1, 1а, 2-10, 10а, 11) по адресу: г. Москва, Малый Могильцевский пер., д. 3, истребовании из незаконного владения ГУ МЧС России по г. Москве помещений общей площадью 399,8 кв. м (этаж 1 помещение II комнаты 1-15, этаж 2 помещение II комнаты 1, 1а, 2-10, 10а, 11) по тому же адресу (далее - спорное имущество)
с участием в качестве третьего лица - ФГБУ "ННЦ наркологии" с самостоятельными требованиями об истребовании из незаконного владения ГУ МЧС России по г. Москве помещения общей площадью 198,1 кв. м. (этаж 1 помещение II комнаты 1-15) по адресу г. Москва, Малый Могильцевский пер., д. 3.
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве,
установил:
решением суда первой инстанции от 19.11.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.04.2014 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 28.07.2014, иск ТУ ФАУГИ в городе Москве оставлен без рассмотрения на основании пункта 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковые требования Минздрава России и самостоятельные требования ФГБУ "ННЦ наркологии" оставлены без удовлетворения.
Минздрав России и ФГБУ "ННЦ наркологии" обратились с кассационными жалобами в Верховный Суд Российской Федерации, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, а также на нарушение оспариваемыми судебными актами их прав и законных интересов в результате неправильного применения и толкования судами норм материального и процессуального права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе, представлении доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобах доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационные жалобы могут быть переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, в соответствии с частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ Правительством Москвы было издано распоряжение "О передаче в федеральную собственность административных зданий и служебных помещений, занимаемых подразделением Главного управления МЧС России по г. Москве - Государственной противопожарной службой МЧС России", утвержден Перечень объектов недвижимости, находящихся в собственности города Москвы и занимаемых подразделениями ГУ МЧС России по г. Москве на основании договоров на право безвозмездного пользования, подлежащих передаче в собственность Российской Федерации, в состав которого, в том числе, было включено и спорное имущество. Спорное нежилое помещение площадью 201,7 кв. м было принято в федеральную собственность и на него зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Данное имущество было закреплено на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по г. Москве, данное право зарегистрировано в установленном законом порядке 11.03.2012.
Отказывая в иске Минздраву России, суды указали, что требование о признании отсутствующим права оперативного управления ГУ МЧС России по г. Москве на помещение общей площадью 201,7 кв. не основано на законе, право на обращение с таким иском не доказано (пункт 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
В отношении требований Минздрава России об истребовании из незаконного владения ГУ МЧС России по г. Москве помещений общей площадью 399,8 кв. м, а также требований ФГБУ "ННЦ наркологии" об истребовании из незаконного владения ГУ МЧС России по г. Москве помещения общей площадью 198,1 кв. м, суды, исследовав и оценив все представленные по делу доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сославшись на статьи 120, 131, 296, пункт 3 статьи 299, статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, признали недоказанным наличие у заявителей вещного права на спорное имущество, а также факт владения ответчиком данным имуществом без надлежащего правового основания.
Суды при разрешении спора приняли во внимание, что основанием для государственной регистрации права оперативного управления ГУ МЧС России по г. Москве спорным имуществом послужили распоряжение ТУ ФАУГИ в городе Москве от 16 ноября 2009 года N 2403, а также акт о приеме-передаче здания (сооружения) от 08.12.2009 N 970. При этом Российская Федерация, как собственник спорного имущества не принимала решение об изъятии этого имущества у субъекта права оперативного управления в установленном законом порядке.
Доводы жалоб о несогласии с выводами судов по существу направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и фактических обстоятельств дела, аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в судах, которым дана соответствующая правовая оценка.
Иная оценка заявителями обстоятельств спора не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, указанные в жалобе доводы не подтверждают.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
в передаче кассационных жалоб Минздрава России и ФГБУ "ННЦ наркологии" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Попов В.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 5 ноября 2014 г. N 305-ЭС14-3616
Текст определения официально опубликован не был