Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 31 декабря 2014 г. NN 02-01-05/69005, 42-7.4-05/5.3-836
В дополнение к настоящему письму см. письмо Минфина России и Федерального казначейства от 6 февраля 2015 г. NN 02-03-09/2615, 07-04-05/05-89
Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство в целях реализации положений статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Закон о бюджете), пунктов 17 - 21 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов" (далее - Постановление) и приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2014 N 162н "О санкционировании расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из федерального бюджета на основании статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (далее соответственно - Приказ, Порядок N 162н), сообщают.
1. В соответствии с положениями части 1 статьи 5 Закона о бюджете и пункта 17 Постановления субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, субсидий федеральным государственным унитарным предприятиям на осуществление капитальных вложений), бюджетные инвестиции юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, взносы в уставные капиталы юридических лиц, включенные в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень (далее - целевые средства), подлежат перечислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка Российской Федерации (далее соответственно - счета органов Федерального казначейства, органы Федерального казначейства), и отражению на лицевых счетах, открытых юридическим лицам - получателям целевых средств в органах Федерального казначейства.
В целях реализации указанных положений главным распорядителям средств федерального бюджета, осуществляющим предоставление целевых средств, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации, проект которого размещен на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru в рубрике "Федеральный бюджет / Акты, необходимые для реализации федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период" и после подписания Правительством Российской Федерации будет доведен дополнительно (далее - Перечень), необходимо осуществить следующие мероприятия.
1.1. В проектах договоров (соглашений), дополнительных соглашений к действующим договорам (соглашениям) о предоставлении юридическим лицам целевых средств необходимо отразить следующие положения:
условие об открытии юридическому лицу - получателю целевых средств в территориальном органе Федерального казначейства лицевого счета для учета операций с целевыми средствами;
реквизиты счета органа Федерального казначейства, на который будут перечисляться целевые средства;
условия предоставления целевых средств и осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, соответствующие требованиям части 1 статьи 5 Закона о бюджете, пункта 17 Постановления и Порядка N 162н;
условие о запрете перечисления средств с лицевого счета юридического лица - получателя целевых средств, открытого ему в органе Федерального казначейства:
на счета, открытые юридическому лицу - получателю целевых средств в кредитной организации (за исключением случаев оплаты расходов юридических лиц в иностранной валюте, расходов на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, а также возмещения произведенных юридическим лицом расходов (части расходов), если нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления целевых средств, предусмотрена возможность такого возмещения);
в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица, если положениями нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления целевых средств, не предусмотрена возможность перечисления целевых средств иным юридическим лицам;
в целях размещения целевых средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты.
1.2. Организовать работу с юридическими лицами - получателями целевых средств по открытию им в органах Федерального казначейства лицевых счетов, предназначенных для учета операций со средствами юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса (далее - лицевой счет для учета операций неучастника бюджетного процесса), в соответствии с требованиями Порядка открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденного приказом Федерального казначейства от 29.12.2012 N 24н (далее - Порядок N 24н).
Открытие юридическому лицу - получателю целевых средств лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса осуществляется на основании представленных им в орган Федерального казначейства:
Заявления на открытие лицевого счета, оформленного в соответствии с пунктом 14 Порядка N 24н, с указанием по строке "Основание для открытия лицевого счета" наименования документа, в соответствии с которым открывается лицевой счет, с отражением в кодовой зоне номера и даты данного документа;
Карточки образцов подписей к лицевым счетам, оформленной в соответствии с пунктом 18 Порядка N 24н, заверенной на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного лица) органа, осуществляющего предоставление средств из федерального бюджета, и оттиском его печати либо нотариально;
копии договора (соглашения) между получателем средств федерального бюджета и юридическим лицом, являющегося основанием для открытия лицевого счета в соответствии с подпунктом "в" пункта 17 Постановления, заверенного получателем средств федерального бюджета, предоставляющим средства юридическим лицам, либо нотариально.
Органы Федерального казначейства:
а) обеспечивают открытие в установленном порядке лицевых счетов юридическим лицам. В случае если с юридическим лицом заключено несколько договоров (соглашений) о предоставлении ему целевых средств, лицевые счета открываются данному юридическому лицу отдельно по каждому виду целевых средств;
б) осуществляют в установленном порядке формирование Выписок из лицевого счета, Приложений к Выпискам из лицевого счета, Актов приемки-передачи показателей лицевого счета и Отчетов о состоянии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса осуществляется по формам согласно приложениям N 7, 8, 9, 14 к приказу Федерального казначейства от 29.12.2014 N 25н "О внесении изменений в Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. 24н", размещенному на официальном сайте Федерального казначейства в сети Интернет (www.roskazna.ru), в разделе "Методический кабинет", подразделе "Выплаты из бюджетов" (далее - Изменения в Порядок N 24н).
При этом Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство обращают внимание на то, что в соответствии с положениями пунктов 10 и 14 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2008 N 87н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 23.12.2014 N 164н) (далее - Порядок N 87н), органы Федерального казначейства возвращают без исполнения платежные документы, представленные получателем средств федерального бюджета для перечисления юридическому лицу целевых средств, включенных в Перечень, не на счета органов Федерального казначейства.
1.3. Утвердить Сведения об операциях с целевыми средствами, предоставленными организации на 2015 год (код формы по ОКУД 0501129) (далее - Сведения), в соответствии с требованиями Порядка N 162н, содержащие направления и планируемую сумму расходов юридического лица, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, а также коды целевых средств, присвоенные главным распорядителем средств федерального бюджета, и код объекта капитального строительства (объекта недвижимости, мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта), включенного в федеральную адресную инвестиционную программу (далее - код объекта ФАИП), в случае, если указанные расходы юридического лица связаны с реализацией федеральной адресной инвестиционной программы. При этом:
Сведения утверждаются по каждому виду целевых средств, наименование которого указывается в заголовочной части Сведений;
одному коду объекта ФАИП может соответствовать несколько кодов целевых средств;
один код целевых средств может соответствовать только одному коду объекта ФАИП.
Для осуществления санкционирования целевых расходов юридическое лицо - получатель целевых средств должен представить в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения:
а) Сведения;
б) платежное поручение, оформленное в соответствии с Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Центральным банком Российской Федерации 19.06.2012 N 383-П (далее - Положение N 383-П), с учетом требований, установленных Положением Центрального банка Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2014 N 414-П/8н "Об особенностях расчетного и кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, финансовых органов" (далее соответственно - Положение N 414-П/8н, платежное поручение);
в) договор на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенный юридическим лицом с поставщиком товаров, работ, услуг, предмет которого соответствует направлениям расходования целевых средств, а также документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, предусмотренные Порядком N 87н (далее - документы - основания).
В соответствии с Порядком N 162н орган Федерального казначейства осуществляет проверку представленных юридическим лицом - получателем целевых средств платежных поручений на:
а) соответствие текстового назначения платежа платежного поручения направлению расходов целевых средств, указанному в Сведениях по соответствующему коду целевых средств;
б) соответствие указанных в платежном поручении реквизитов (тип, номер, дата) документов - оснований реквизитам документов-оснований, представленных организацией в орган Федерального казначейства вместе с платежным поручением;
в) соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, исхода из документа - основания, текстовому назначению платежа, указанному в платежном поручении;
г) непревышение суммы, указанной в платежном поручении, над суммой остатка целевых средств на лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса и суммой планируемых целевых расходов, указанной в Сведениях по соответствующему коду целевых средств с учетом ранее произведенных кассовых выплат по данному коду целевых средств;
д) соответствие наименования, ИНН, КПП, банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в платежном поручении, наименованию, ИНН, КПП, банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в документе - основании (при его наличии).
В случае осуществления целевых расходов, связанных с реализацией федеральной адресной инвестиционной программы, органом Федерального казначейства дополнительно осуществляется проверка платежного поручения по следующим направлениям:
а) наличие в реквизите "Назначение платежа" платежного поручения кода целевых средств, кода объекта ФАИП, исходя из информации, указанной в Сведениях;
б) увязка кода целевых средств с кодом объекта ФАИП при его наличии в реквизите "Назначение платежа" платежного поручения, исходя из информации, указанной в Сведениях.
2. В соответствии с положениями части 2 статьи 5 Закона о бюджете и пунктов 18 - 20 Постановления суммы авансовых платежей, предусматриваемых получателями средств федерального бюджета при заключении государственных контрактов (договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов (договоров), заключаемых в рамках реализации государственного оборонного заказа, и государственных контрактов (договоров), исполнение которых подлежит банковскому сопровождению в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) в пределах доведенных им в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств, по государственным контрактам (договорам), сумма которых превышает 1 000 000,0 тыс. рублей (далее соответственно - Государственные контракты, авансовые платежи), перечисляются в сроки, определенные соответствующим Государственным контрактом, на счета органов Федерального казначейства.
Операции по зачислению и списанию сумм авансовых платежей отражаются на лицевых счетах для учета операций неучастника бюджетного процесса, открытых исполнителям по Государственным контрактам в органах Федерального казначейства.
В аналогичном порядке учитываются суммы авансовых платежей, предусматриваемых исполнителем по Государственному контракту при заключении договоров с соисполнителями, привлекаемыми им для исполнения указанного Государственного контракта, источником финансового обеспечения которых являются указанные в абзаце первом настоящего пункта средства, сумма которых превышает 1 000 000,0 тыс. рублей.
При этом в соответствии с пунктом 21 Постановления вышеуказанные положения не применяются в отношении:
а) Государственных контрактов, заключенных при осуществлении закупок, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - ООС) либо приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу Постановления;
б) Государственных контрактов, заключенных с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если извещение о закупке у единственного поставщика размещено на ООС до вступления в силу Постановления.
В целях реализации положений части второй статьи 5 Закона о бюджете, пунктов 18-20 Постановления и Приказа N 162н получателям средств федерального бюджета, предполагающим заключение Государственных контрактов, необходимо осуществить следующие мероприятия.
2.1. Обеспечить включение в проекты Государственных контрактов (договора, заключаемые юридическим лицом с соисполнителем, привлекаемым для исполнения Государственного контракта) следующих условий:
об открытии юридическому лицу - получателю сумм авансовых платежей лицевого счета в органе Федерального казначейства и об обеспечении указанным юридическим лицом включения в договор с соисполнителем, которому предоставляются авансовые платежи, условия об открытии лицевого счета в органе Федерального казначейства;
реквизиты счета органа Федерального казначейства, на который будут перечисляться авансовые платежи;
о перечислении авансовых платежей и осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых являются суммы авансовых платежей (далее - авансовые расходы), в соответствии с требованиям части 2 статьи 5 Закона о бюджете, пунктов 18-20 Постановления и Порядка N 162н;
о запрете перечисления средств, поступивших на лицевые счета, открытые юридическим лицам - получателям сумм авансовых платежей в органах Федерального казначейства (далее - средства авансовых платежей):
на счета, открытые исполнителю Государственного контракта в кредитной организации (за исключением случаев оплаты расходов исполнителя Государственного контракта в иностранной валюте, расходов исполнителя Государственного контракта на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат);
на счета, открытые организации, являющейся соисполнителем, привлекаемым для исполнения Государственного контракта, в кредитных организациях, за исключением случаев оплаты расходов организации на оплату труда с учетом начислений и социальных выплат, расходов организации в иностранной валюте, в случае осуществления расходов данным соисполнителем;
в качестве взноса в уставный капитал другого юридического лица;
в целях размещения указанных средств на депозиты, а также в иные финансовые инструменты;
об ответственности юридического лица - получателя средств авансовых платежей за неисполнение условий об открытии лицевого счета в органе Федерального казначейства и за не включение в договор с соисполнителем, которому предоставляется аванс, условий об открытии лицевого счета в органе Федерального казначейства.
Информация об осуществлении авансовых расходов по Государственному контракту на счетах, открытых в органах Федерального казначейства, включается в извещение об осуществлении закупки (приглашение о принятии участия в закупке) и документацию о закупке.
В Государственный контракт с победителем процедуры осуществления закупки - юридического лица - получателя средств авансовых платежей включаются реквизиты указанного юридического лица в органе Федерального казначейства.
2.2. Организовать работу с юридическими лицами - получателями средств авансовых платежей по открытию им в органах Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса в соответствии с требованиями Порядка N 24н.
Открытие лицевого счета исполнителю по Государственному контракту, соисполнителю, привлекаемому им для исполнения указанного Государственного контракта, для учета операций с авансовыми платежами осуществляется на основании:
Заявления на открытие лицевого счета, оформленного в соответствии с пунктом 14 Порядка N 24н, с указанием по строке "Основание для открытия лицевого счета" наименования документа, в соответствии с которым открывается лицевой счет, с отражением в кодовой зоне номера и даты данного документа;
Карточки образцов подписей к лицевым счетам, оформленной в соответствии с пунктом 18 Порядка N 24н, заверенной на оборотной стороне подписью руководителя (уполномоченного лица) органа, осуществляющего предоставление средств из федерального бюджета (исполнителем по Государственному контракту, в случае открытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса соисполнителю по Государственному контракту), и оттиском его печати либо заверенных нотариально;
копии Государственного контракта, заключенного исполнителем по Государственному контракту с получателем средств федерального бюджета, являющегося основанием для открытия лицевого счета в соответствии, подпунктом "в" пункта 19 Постановления, заверенной получателем средств федерального бюджета, перечисляющим суммы авансовых платежей (договора, заключенного юридическим лицом с соисполнителем, привлекаемым для исполнения Государственного контракта, в случае открытия лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса соисполнителю по Государственному контракту), либо заверенных нотариально.
Формирование органами Федерального казначейства Выписок из лицевого счета, Приложений к Выпискам из лицевого счета. Актов приемки-передачи показателей лицевого счета и Отчетов о состоянии лицевого счета для учета операций неучастника бюджетного процесса осуществляется по формам согласно приложениям N 7, 8, 9, 14 к Изменениям в Порядок N 24н.
Суммы поступлений средств авансовых платежей учитываются на лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса в разрезе кодов объектов ФАИП, в случае если Государственный контракт заключен в целях реализации федеральной адресной инвестиционной программы.
На одном лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса учитываются операции со средствами авансовых платежей, предусмотренных одним Государственным контрактом.
При этом Министерство финансов Российской Федерации и Федеральное казначейство обращают внимание на то, что в соответствии с положениями пунктов 10 и 14 N 87н, органы Федерального казначейства возвращают без исполнения платежные документы, представленные получателем средств федерального бюджета для перечисления юридическому лицу авансовых платежей по Государственным контрактам, не на счета органов Федерального казначейства.
2.3. Довести до сведения исполнителей по Государственным контрактам положения Порядка N 162н, касающиеся санкционирования расходов юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются средства авансовых платежей.
Для осуществления санкционирования расходов за счет средств авансовых платежей юридическое лицо - получатель средств авансового платежа представляет в орган Федерального казначейства по месту своего нахождения:
а) платежное поручение, оформленное в соответствии с Положением N 383-П, с учетом требований, установленных Положением N 414-П/8н (далее - платежное поручение на оплату авансовых расходов), в котором указаны реквизиты Государственного контракта, а также реквизиты следующих документов - оснований:
договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг (договор аренды), заключенного юридическим лицом с поставщиком товаров, работ, услуг (аренды) в рамках исполнения Государственного контракта;
договора, заключенного юридическим лицом с соисполнителем, привлекаемым для исполнения Государственного контракта;
иных документов-оснований, предусмотренных Порядком N 87н;
б) документы - основания, указанные в платежном поручении на осуществление расходов за счет средств авансовых платежей.
Расходы за счет средств авансовых платежей осуществляются в пределах общего остатка средств, отраженных на лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса, открытом юридическому лицу - получателю средств авансовых платежей в рамках соответствующего государственного контракта.
При санкционировании расходов за счет средств авансовых платежей орган Федерального казначейства осуществляет проверку платежных поручения, представленных юридическим лицом - получателем средств авансовых платежей, на:
а) соответствие указанных в платежном поручении реквизитов (тип, номер, дата) документов - оснований реквизитам документов-оснований, представленных организацией в орган Федерального казначейства вместе с платежным поручением;
б) соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, исходя из документа - основания, текстовому назначению платежа, указанному в платежном поручении, и предмету Государственного контракта;
д) соответствие наименования, ИНН, КПП, банковских реквизитов получателя денежных средств, указанных в платежном поручении, наименованию, ИНН, КПП, банковским реквизитам получателя денежных средств, указанным в документе - основании (при его наличии).
В случае осуществления расходов за счет средств авансовых платежей по Государственному контракту, заключенному в целях реализации федеральной адресной инвестиционной программы, органом Федерального казначейства дополнительно осуществляется проверка платежного поручения по следующим направлениям:
а) наличие в реквизите "Назначение платежа" платежного поручения кода объекта ФАИП;
б) непревышение суммы, указанной в платежном поручении, над суммой остатка средств по соответствующему коду объекта ФАИП на лицевом счете для учета операций неучастника бюджетного процесса, открытом юридическому лицу - получателю средств авансовых платежей.
Первый заместитель |
T.Г. Нестеренко |
Руководитель |
Р.Е. Артюхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России и Федерального казначейства от 31 декабря 2014 г. NN 02-01-05/69005, 42-7.4-05/5.3-836
Текст письма официально опубликован не был