В целях единообразного применения норм лесного законодательства при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, Федеральное агентство лесного хозяйства направляет разъяснения к приказу Рослесхоза от 10 июня 2011 г. N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (зарегистрирован Минюстом России 3 августа 2011 г., регистрационный N 21533).
Рослесхоз просит довести настоящие разъяснения до сведения сотрудников органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, а также сотрудников подведомственных учреждений, к компетенции которых относится принятие решений по указанному вопросу.
Приложение: на 13 л.
Заместитель руководителя |
Н.С. Кротов |
Разъяснения
к приказу Рослесхоза от 10 июня 2011 г. N 223 "Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов" (зарегистрирован Минюстом России 3 августа 2011 г., регистрационный N 21533)
В соответствии со статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) одним из видов использования лесов является строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов. К линейным объектам согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса относятся линии электропередачи, линии связи, дороги, трубопроводы и другие линейные объекты, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Порядок использования лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также в охранных зонах таких объектов установлен статьей 45 Лесного кодекса и Правилами использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 г. N 223, зарегистрированным Минюстом России 3 августа 2011 г., регистрационный N 21533 (далее - Правила использования лесов для линейных объектов).
В целях формирования единообразной практики применения лесного законодательства при данном виде использования лесов, оформления и заключения договоров аренды лесных участков, необходимых для строительства, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линии связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, Рослесхоз считает целесообразным в каждом субъекте Российской Федерации создавать рабочие группы с электросетевыми организациями для обсуждения и решения вопросов.
1. Предоставление лесных участков
Частью 2 статьи 45 Лесного кодекса предусмотрено, что лесные участки для строительства линейных объектов предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 Лесного кодекса.
При этом Федеральное агентство лесного хозяйства отмечает, что при лесном планировании (разработке лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов лесничеств) целесообразно учитывать схемы размещения объектов электроэнергетики в регионе и заблаговременно планировать необходимость предоставления лесных участков для строительства и эксплуатации линий электропередачи, а также необходимость вырубки соответствующих деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах.
В частности, для рационального использования лесов на соответствующих лесных участках представляется целесообразным заблаговременно планировать мероприятия по заготовке гражданами древесины для собственных нужд, заготовке живицы, а также строительство лесных дорог, прокладку противопожарных разрывов и иных мероприятий, связанных с вырубкой деревьев, кустарников, лиан.
Лесные участки, на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Лесного кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты (часть 3 статьи 45 Лесного кодекса). Таким образом, при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков для реконструкции или эксплуатации линейных объектов необходимо подтверждать соответствующие права на такие линейные объекты в установленном порядке.
Отдельно Рослесхоз отмечает, что права на землю должны быть оформлены на все лесные участки в границах земель лесного фонда, на которых расположены линейные объекты. При этом, если собственники линейных объектов соответствующие действия не предпринимают, то органам государственной власти субъектов Российской Федерации следует принимать меры по побуждению их к оформлению земельных отношений, в том числе в судебном порядке.
Лесным законодательством прямо не предусмотрен порядок определения размеров лесных участков, предоставляемых для размещения линейных объектов. В связи с этим на практике возникает ряд вопросов, связанных с определением площади предоставляемого лесного участка.
Согласно пунктам 2 и 6 Правил определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2003 г. N 486, воздушная линия электропередачи (линия связи, обслуживающая электрическую сеть) размещается на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения, или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий, либо на земельных участках, отнесенных к иным категориям земель, не указанным выше, если хозяйствующим субъектам предоставлено право использовать эти участки (части участков) для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети).
Таким образом, требование лиц, использующих леса для эксплуатации линий электропередачи, о предоставлении участков только под опорами линий электропередачи, правомерно.
Определение размеров предоставляемых лесных участков для целей строительства, реконструкции и капитального ремонта линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, должно осуществляться в соответствии с содержанием разработанной в установленном порядке и прошедшей государственную экспертизу (в случаях, когда это обязательно) проектной документации.
При этом необходимо отметить, что юридические и физические лица обязаны заключить договор аренды на лесные участки или получить их на ином праве, в том числе для строительства, эксплуатации, реконструкции сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью линий электропередачи.
При определении факта, является ли то или иное сооружение неотъемлемой технологической частью линии электропередачи следует руководствоваться положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 504 "О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций".
Пункт 5 Правил использования лесов для линейных объектов устанавливает виды лесных участков, которые используются, прежде всего, в целях строительства линейных объектов. В частности, к ним относятся:
земельные участки, не пригодные для выращивания леса или возможные для его выращивания после проведения специальных мероприятий, угодья и земли специального хозяйственного назначения, включая болота, воды, гольцы, дороги, ледники, пастбища, пашни, пески, просеки, сады и ягоды, сенокосы, тутовники, усадьбы и другие (нелесные земли);
участки, на которых древесная растительность погибла в результате лесного пожара (гари);
значительные по площади старые вырубки, гари и другие участки с уничтоженной лесной растительностью, не возобновившиеся в течение последних 10-15 лет (пустыри);
мелкие, не возобновившиеся древесными породами участки, возникшие в результате очагового вывала или вырубки древостоев вследствие каких-либо отрицательных воздействий локального характера (прогалины).
Кроме того, положения пункта 5 Правил использования лесов для линейных объектов устанавливают, что для строительства линейных объектов используются также лесные участки, на которых произрастают низкополнотные лесные насаждения и наименее ценные лесные насаждения (лесные насаждения, не соответствующие лесорастительным условиям и не отвечающие экономическим, экологическим целям, а также не имеющие в любом ярусе деревья главных пород в количестве, достаточном для формирования ценных насаждений).
2. Требования к содержанию просек
Подпункт "а" пункта 8 Правил использования лесов для линейных объектов устанавливает обязанность лесопользователей содержать просеки в безлесном состоянии.
В целях единообразного применения данного положения Федеральное агентство лесного хозяйства отмечает, что пункты 94-95 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N 516 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2012 г., регистрационный N 23413) (далее - Лесоустроительная инструкция) содержат критерии отнесения участков лесных земель к землям, покрытым лесной растительностью, и землям, не покрытым лесной растительностью.
Системное толкование Лесного кодекса Российской Федерации, а также данных норм позволяет сделать вывод о том, что безлесное состояние участка характеризуется признаками, указанными в пункте 95 Лесоустроительной инструкции, при условии отсутствия на его территории лесной растительности, по своим количественным и качественным характеристикам соответствующим требованиям, указанным в пункте 94 Лесоустроительной инструкции.
Кроме того, положения пункта 23 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160, устанавливают обязанность сетевых организаций по содержанию просек. Таким образом, реализация указанного пункта Правил использования лесов для линейных объектов возможна при выполнении следующих условий содержания просек:
- содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями пожарной безопасности в лесах;
- поддержание ширины просек в установленных размерах, предусмотренных проектами строительства объектов электросетевого хозяйства, и требованиями, определяемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (либо поставленных на кадастровый учет - для линий электропередач, размещенных после вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 160), путем вырубки, обрезки крон деревьев (кустарников) и иными способами;
- вырубка или обрезка крон деревьев (лесных насаждений), произрастающих на просеках, высота которых превышает 4 метра.
3. Порядок проведения рубок в охранных зонах
В соответствии с частью 4 статьи 45 Лесного кодекса и пунктами 9, 10 и 11 Правил использования лесов для линейных объектов в целях обеспечения безопасности граждан и создания условий для эксплуатации линейных объектов, использование лесов для проведения выборочных рубок и сплошных рубок деревьев, кустарников, лиан в охранных зонах линий электропередачи осуществляется без предоставления лесных участков.
Аналогичной позиции придерживается и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. При рассмотрении дел, связанных с требованиями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, к электросетевым компаниям в обязательном порядке оформить право аренды лесных участков, на которых находится линия электропередачи с охранной зоной, для целей ее эксплуатации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что действующее лесное, земельное и гражданское законодательство не содержат норм, понуждающих к заключению подобного договора по отношению к охранной зоне (определения от 5 июля 2010 г. N ВАС-8514/10 и от 20 августа 2010 г. N ВАС-10885/10).
При этом необходимо отметить, что согласно положениям Правил использования лесов для линейных объектов у сетевых компаний отсутствует обязанность получать какие-либо предварительные разрешения для проведения рубок в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также высказался по данному вопросу, указав в определении от 24 августа 2010 г. N ВАС-10881/10, что отказ органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, в согласовании рубки лесных насаждений, проводимой субъектами электроэнергетики в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, не соответствует действующему законодательству.
Однако в целях повышения эффективности деятельности по охране и защите лесов Федеральное агентство лесного хозяйства рекомендует уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений заключать соглашения с организациями электросетевого хозяйства об обмене информацией, в которых предусматривать, в том числе, заблаговременное уведомление о планах по рубке лесных насаждений в охранных зонах линейных объектов, организации конкурсов о проведении закупок на соответствующие виды работ.
Пунктом 8 указанных Правил использования лесов допускается рубка лесных насаждений любых пород и возраста за исключением рубок в защитных лесах, где они возможны только в случаях, если эксплуатация линейных объектов не запрещена или не ограничена в соответствии с правовым режимом соответствующей территории. При этом ограничение рубок в защитных лесах в соответствии с положениями статьи 8.3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" не распространяется на случаи, когда линейные объекты были размещены в таких лесах до 1 января 2007 г.
Согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса рубки лесных насаждений определяются правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
При этом представляется, что древесина, полученная в результате рубок при использовании лесов без предоставления лесных участков, складируется на просеках с учетом требований правил заготовки древесины, пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также требований, предъявляемых к безопасной эксплуатации линий электропередач.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 8 Правил использования лесов для линейных объектов допускается обрезка крон, вырубка и опиловка деревьев, высота которых превышает расстояние по прямой от дерева до крайней точки линейного объекта, сооружения, являющегося его неотъемлемой технологической частью, или крайней точки его вертикальной проекции, увеличенное на 2 метра.
В целях применения указанных норм необходимо учитывать следующее.
Обрезка крон осуществляется для выполнения требований, установленных Правилами устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 г. N 187, в части обязательности соблюдения минимально допустимых расстояний от линейных объектов до крон деревьев.
Деревья, высота которых превышает расстояние, указанное в подпункте "б" пункта 8 Правил использования лесов для линейных объектов, должны подвергаться опиловке, уменьшающей высоту кроны до допустимых расстояний, или вырубаться.
Высота дерева представляет собой расстояние от шейки корня до вершины. Высота дерева определяется с помощью мерной вилки, эклиметра или высотомера (погрешность измерения высоты дерева высотомером составляет %).
При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 15 Правил использования лесов для линейных объектов повреждение лесных насаждений за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны недопустимо.
Вместе с тем Правила использования лесов для линейных объектов в целях использования линейных объектов, обеспечения их безаварийного функционирования и эксплуатации, обеспечения безопасности граждан предусматривают возможность вырубки деревьев, угрожающих падением на линейные объекты. Положения подпункта "в" пункта 8 устанавливают, что к таким деревьям относятся сильноослабленные, усыхающие, сухостойные, ветровальные и буреломные деревья.
Согласно Руководству по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий, утвержденному приказом Рослесхоза от 29 декабря 2007 г. N 523 "Об утверждении методических документов", различают следующие категории состояния деревьев:
а) сильноослабленные деревья - деревья, хвоя которых светло-зеленая или сероватая матовая, крона ажурная, прирост уменьшен более чем наполовину по сравнению с нормальным, кроме того, возможны признаки повреждения ствола, корневых лап, ветвей, кроны, могут иметь место попытки поселения или удавшиеся местные поселения стволовых вредителей на стволе или ветвях;
б) усыхающие деревья - деревья с серой, желтоватой или желто-зеленой хвоей, крона изрежена, прирост текущего года слабо заметен или отсутствует. Часто имеются признаки заселения дерева стволовыми вредителями (смоляные воронки, насечки, входные отверстия, буровая мука, насекомые на коре, под корой и в древесине);
в) сухостойные деревья - деревья, прекратившие жизнедеятельность, засохшие, но стоящие на корню;
г) сухостойные деревья прошлых лет - деревья с частично или полностью опавшей хвоей или листвой, усохшие мелкие веточки в кроне, как правило, обломились, большая часть коры опала. На стволе и ветвях имеются вылетные отверстия насекомых, под корой - обильная бурая мука или опилки и часто - грибница дереворазрушающих грибов. На стволах и корневых лапах появляются и развиваются плодовые тела дереворазрушающих грибов;
д) сухостой текущего года (свежий) - деревья, у которых хвоя текущего года серая, желтая или бурая, крона сильно изрежена, мелкие веточки сохранены, кора сохранена или осыпалась лишь частично, в конце сезона возможно наличие на части дерева вылетных отверстий насекомых.
Приложение N 3 указанного Руководства по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий также содержит описание основных признаков состояния деревьев. Согласно примечанию к указанному приложению буреломными (снеголомными) являются деревья со сломом ствола ниже одной трети протяженности кроны, считая от вершины, ветровальными - являются поваленные или наклоненные деревья с обрывом более трети корней.
4. Порядок предоставления информации об объемах и породном составе вырубаемой древесины
Пунктом 10 Правил использования лесов для линейных объектов установлен перечень информации, которую лесопользователи направляют в орган государственной власти, уполномоченный в области лесных отношений, о проведенных мероприятиях в соответствии с пунктами 8 и 9 указанных Правил.
Так, лица, использующие леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, представляют информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины. При этом следует отметить, что для расчета стоимости древесины, полученной при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса, также необходимы сведения не только об объемах вырубаемой древесины и ее породном составе, но и сведения о ее качественной (товарной) характеристике - разбивка на деловую (в том числе по классам крупности) и дровяную древесину. Данный вопрос, по мнению Рослесхоза, представляется целесообразным включать в перечень вопросов для обсуждения на заседаниях рабочих групп с участием электросетевых организаций.
Работы по отводу и таксации лесных насаждений для проведения рубок, в том числе и определение высот деревьев, осуществляются методами и способами, установленными Правилами заготовки древесины, утвержденными приказом Рослесхоза от 1 августа 2011 г. N 337 (зарегистрирован Минюстом России 30 декабря 2011 г., регистрационный N 22883), Лесоустроительной инструкцией, утвержденной приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. N 516 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2012 г., регистрационный N 23413), а также с использованием материалов лесоустройства.
В соответствии с пунктом 10 Правил использования лесов для линейных объектов информация должна направляться в орган государственной власти, уполномоченный в области лесных отношений, не позднее 15 дней до завершения рубки. При применении данных норм следует учитывать, что работы по осуществлению рубок могут носить длящийся характер. В связи с этим информация может представляться в отношении отдельного этапа работ, для которого определены конкретные временные границы и (или) территория проведения при планировании рубок. В качестве срока завершения рубок в целях определения сроков представления информации может использоваться предполагаемая дата завершения отдельного этапа работ.
5. Право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса
В соответствии с частью 2 статьи 20 Лесного кодекса право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса принадлежит Российской Федерации.
Порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьей 45 Лесного кодекса установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 604 "О реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации".
Пунктом 2 указанного постановления установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию такой древесины, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
Росимущество организует торги по продаже древесины и заключает договоры купли-продажи с победителями торгов.
Пунктом 7 указанного постановления Правительства Российской Федерации на юридических и физических лиц, использующих леса для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, возложена обязанность в срок, не позднее 15 дней до завершения рубки, направлять в орган государственной власти субъекта Российской Федерации информацию об объемах и породном составе вырубаемой древесины.
При этом на арендаторов не возложена обязанность по хранению древесины, полученной при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса.
В случае необходимости использования собственниками линий электропередач древесины, полученной при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов в технологических целях лесное законодательство предусматривает возможность для арендаторов заключить договор аренды на лесной участок для нескольких видов использования лесов.
Пункт 3 части 3 статьи 74 Лесного кодекса устанавливает, что без проведения аукциона договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса.
Указанный договор заключается без проведения аукциона путем заключения дополнительного соглашения к действующему договору аренды или заключения отдельного договора.
В таком случае древесина принадлежит юридическим и физическим лицам, использующим леса для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
6. Способы уничтожения деревьев, кустарников, лиан
Согласно пункту 13 Правил использования лесов для линейных объектов в охранных зонах и на просеках линий электропередачи и линий связи, других линейных объектов допускается рубка деревьев, кустарников, лиан, их уничтожение, в том числе химическим или комбинированным способом.
При этом пунктом 50 Правил ухода за лесами, утвержденных приказом МПР России от 16 июля 2007 г. N 185 (зарегистрирован Минюстом России 29.08.2007 N 10069), предусматривается, что регулирование состава лесных насаждений методом химического ухода осуществляется путем инъекций в стволы деревьев, подлежащих удалению при рубках ухода за лесом, нанесением арборицидов на поверхность почвы в гранулах, наземным опрыскиванием крон деревьев, а также путем внесения арборицидов и гербицидов в почву.
Выбор химических препаратов и выполнение работ по химическому уходу за лесами и удобрению лесов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комбинированный способ уничтожения деревьев, кустарников, лиан включает в себя работы по рубке деревьев, кустарников, лиан с применением химического способа уничтожения деревьев, кустарников, лиан на одном участке.
При проведении указанных работ не допускается загрязнение площади предоставленного лесного участка и территории за его пределами химическими веществами (пункт 15 Правил использования лесов для линейных объектов).
7. Проезд транспортных средств и иных механизмов для эксплуатации линейных объектов
Для проезда транспортных средств и иных механизмов для эксплуатации воздушных линий электропередач, объектов электросетевого хозяйства, а также иных линейных объектов для выполнения работ используются существующие лесные дороги, просеки воздушной линии электропередачи, а также подъездные дороги и вдольтрассовые проезды, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Также следует отметить, что согласно пункту 15 Правил использования лесов для линейных объектов при использовании лесов в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов не допускается:
повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны;
проезд транспортных средств и иных механизмов по произвольным, неустановленным маршрутам за пределами предоставленного лесного участка и соответствующей охранной зоны.
На основании статьи 83 Лесного кодекса отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе по разработке и утверждению лесных планов субъектов Российской Федерации.
С учетом анализа указанных положений Лесного кодекса представляется, что маршрут для проезда транспортных средств и иных механизмов предусматривается лесным планом субъекта Российской Федерации, а также иными документами лесного планирования или актами уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Кроме того, положения пункта 16 Правил использования лесов для линейных объектов предусматривают обязанность лиц, использующих леса в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, восстановить нарушенные производственной деятельностью лесные дороги.
8. Рекультивация земель
Пунктом 6 Правил использования лесов для линейных объектов предусмотрена обязанность лиц, использующих леса для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, исключать развитие эрозионных и других негативных природно-антропогенных процессов на занятой и прилегающей территориях.
Таким образом, при составлении проекта освоения лесов предусматриваются мероприятия по недопущению развития эрозионных процессов на занятой территории (лесные участки, на которых расположены линейные объекты), а также на смежных участках.
Согласно пункту 3 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" под смежным участком понимается земельный участок, часть границ которого одновременно является частью границ другого земельного участка.
Часть 6 статьи 21 Лесного кодекса и пункт 14 Правил использования лесов предусматривают, что в случае нарушения почвенного покрова при угрозе эрозии по всей ширине охранных зон линейных объектов должна проводиться рекультивация земель с посевом трав и (или) посадкой кустарников на склонах.
При этом согласно пункту 17 указанных Правил земли, нарушенные или загрязненные при использовании лесов для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, подлежат рекультивации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Порядок проведения рекультивации земель предусмотрен Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденный приказом Минприроды России от# N 525, Роскомзема N 67 от 22 декабря 1995 г. (зарегистрирован Минюстом России 29 июля 1996 г., регистрационный N 1136) (далее - Основные положения), которые действуют в части, не противоречащей действующему законодательству.
Согласно Основным положениям рекультивация нарушенных земель осуществляется для восстановления их для сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
Правовое управление |
|
Управление |
|
Управление земельных отношений |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Федерального агентства лесного хозяйства от 13 декабря 2012 г. N НК-03-54/14278 "О применении положений приказа Рослесхоза от 10.06.2011 N 223 в части объектов электроэнергетики"
Текст письма официально опубликован не был