Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 января 2015 г. N 308-ЭС14-2538
Резолютивная часть определения объявлена 14 января 2015 г.
Полный текст определения изготовлен 19 ноября 2014 г.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "19 ноября 2014 г." следует читать "21 января 2015 г."
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Разумова И.В.,
судей Кирейковой Г.Г. и Шилохвоста О.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Предприятие "Жилкомсервис" (истец) от 25.08.2014 на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 (судьи Сомов Е.Г., Жуков Е.В., Джамбулатов С.И.), постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.07.2014 (судьи Артамкина Е.В., Аваряскин В.В., Рассказов О.Л.) по делу N А77-602/2013 Арбитражного суда Чеченской Республики.
В заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью Предприятие "Жилкомсервис" Юсупов С.-А. С.-А. (по доверенности от 12.01.2015).
Заслушав и обсудив доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Шилохвоста О.Ю., а также объяснения представителя истца, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью Предприятие "Жилкомсервис" (г. Урус-Мартан Чеченской Республики, ОГРН 1072033000225, ИНН 2010328475, КПП 201001001, далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Чеченской Республики с иском к войсковой части 6790 (г. Грозный Чеченской Республики, ОГРН 1042002600606, ИНН 2027000548, КПП 201401001, далее - войсковая часть) о взыскании 2 384 703 руб. 85 коп. неосновательного обогащения и 182 809 руб. 01 коп. процентов (с уточнения требования).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 07.11.2013 (судья Асабаев М.Х.) иск удовлетворен.
В связи с допущенными судом первой инстанции нарушениями норм процессуального права суд апелляционной инстанции определением от 26.02.2014 перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для суда первой инстанции.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014 решение от 07.11.2013 отменено, принят отказ предприятия от иска в части взыскания 182 809 руб. 01 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, производство по делу в этой части прекращено; в удовлетворении иска в остальной части отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.07.2014 постановление от 01.04.2014 оставлено без изменения.
Предприятие 26.08.2014 обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на постановление от 01.04.2014 и постановление от 02.07.2014, в которой просит их отменить в части отказа в иске, ссылаясь на существенные нарушения судами апелляционной инстанции и округа норм материального права, повлиявшие на исход дела, и принять новый судебный акт о взыскании с учреждения 2 384 703 руб. 85 коп. неосновательного обогащения и 2 000 руб. расходов по госпошлине по апелляционной жалобе.
В кассационной жалобе предприятие указывает на фактически сложившиеся между сторонами в спорном периоде отношения по оказанию предприятием войсковой части услуг по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО), о которых войсковая часть просила предприятие и оказание которых без претензий по качеству войсковая часть не отрицала. При этом предприятие указывает на отсутствие у него оснований сомневаться в оплате войсковой частью услуг, оказанных в период после окончания действия предыдущего государственного контракта и до заключения следующего контракта на вывоз ТБО, поскольку войсковая часть направила в его адрес гарантийное письмо от 31.12.2012 N 6/1493, а ранее при возникновении аналогичных ситуаций никогда не отказывалась от оплаты соответствующих услуг.
Кроме того, предприятие указывает на то, что, оказывая спорные услуги, оно исходило из необходимости предотвращения неблагоприятных санитарно-эпидемиологических последствий ввиду скопления на территории войсковой части большого количества ТБО, а также недопустимости подрыва боеготовности войсковой части.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2014 (судья Шилохвост О.Ю.) кассационная жалоба предприятия с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы предприятия надлежащим образом.
Войсковая часть и Минобороны России явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 2 статьи 291.10 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению кассационной жалобы предприятия.
Представитель предприятия в судебном заседании подтвердил доводы кассационной жалобы и просил постановления судов апелляционной инстанции и округа в части отказа в иске отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований предприятия.
Войсковая часть в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами предприятия и просила обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и в пояснениях присутствующего в судебном заседании представителя предприятия, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации считает, что постановление от 01.04.2014 и постановление от 02.07.2014 подлежат отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом апелляционной инстанции и усматривается из материалов дела, 06.02.2012 между войсковой частью (заказчик) и предприятием (подрядчик) заключен государственный контракт N 1 сроком действия до 15.12.2012, в соответствии с которым предприятие обязалось вывозить ТБО с территории войсковой части и размещать их в местах захоронения, а войсковая часть - принимать и оплачивать выполненные предприятием работы.
По истечении срока действия указанного государственного контракта войсковая часть направила предприятию письмо от 31.12.2012 N 6/1493, в котором просила последнее не прекращать вывоз ТБО с территории учреждения до момента заключения по итогам аукциона нового государственного контракта, гарантировала оплату оказанных услуг по факту вывоза ТБО.
В период с 16.12.2012 по 10.03.2013 предприятие продолжало оказывать войсковой части услуги по вывозу ТБО с ее территории, а войсковая часть подписывала соответствующие акты без претензий по объему, качеству и срокам оказания этих услуг, в подтверждение чего в материалы дела представлены: счет-фактура N 14 от 31.12.2012 на сумму 61 657 руб. 46 коп., счет N 14 от 31.12.2012, акт N 000014 от 31.12.2012, счет-фактура N 1 от 01.02.2013 на сумму 1 113 080 руб. 64 коп., счет N 01 от 01.02.2013, акт N 000001 от 01.02.2013, счет-фактура N 02 от 01.03.2013 на сумму 981 496 руб. 44 коп., счет N 02 от 01.03.2013, акт N 000002 от 01.03.2013, счет-фактура N 03 от 11.03.2013 на сумму 349 330 руб. 32 коп., счет N 03 от 11.03.2013, акт N 000003 от 11.03.2013.
Письмом от 26.03.2013 N 6/334 войсковая часть отказалась от оплаты оказанных предприятием в период с 16.12.2012 по 10.03.2013 услуг по вывозу ТБО ввиду отсутствия между сторонами договорных отношений в этот период.
Ссылаясь на образовавшуюся на стороне войсковой части задолженность по оплате услуг за период с 16.12.2012 по 10.03.2013 в сумме 2 384 703 руб. 85 коп., предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования предприятия, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что в отсутствие заключенного контракта при сложившихся между сторонами фактических отношениях по вывозу ТБО неуплата войсковой частью стоимости принятых услуг привела к образованию на ее стороне неосновательного обогащения за счет оказавшего услуги предприятия.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, сославшись на положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), пришел к выводу о том, что оказание предприятием услуг в отсутствие государственного (муниципального) контракта, заключение которого являлось в данном случае обязательным в соответствии с Законом N 94-ФЗ, свидетельствует о том, что предприятие не могло не знать, что услуги оказываются им при очевидном отсутствии обязательства со стороны войсковой части, а фактическое оказание предприятием услуг войсковой части не может влечь возникновения на стороне последней неосновательного обогащения. При этом суд указал на установленную постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2013 N 18045/12, от 04.06.2013 N 37/13 практику разрешения споров по оплате фактически выполненных работ в отсутствие государственного контракта в случае, когда его заключение является для сторон обязательным.
Суд округа согласился с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
При этом судами апелляционной инстанции и округа не учтено следующее.
Из обжалуемых судебных актов следует, что подрядчиком не отрицались и не оспаривались ни факт выполнения предприятием спорных работ в отсутствие государственного контракта, ни их объем, качество или стоимость, в подтверждение чего в материалы дела представлены подписанные войсковой частью без замечаний акты выполненных работ.
Единственным основанием для отказа в удовлетворении требования предприятия послужила сформулированная Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлениях Президиума от 28.05.2013 N 18045/12 и от 04.06.2013 N 37/13 правовая позиция о недопустимости в отсутствие государственного (муниципального) контракта взыскания в качестве неосновательного обогащения стоимости поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг для государственных или муниципальных нужд в пользу контрагентов, которые вправе вступать в договорные отношения с бюджетными учреждениями исключительно посредством заключения таких контрактов в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ.
В названных постановлениях указывается, что согласование сторонами выполнения подобных работ без соблюдения требований Закона N 94-ФЗ и удовлетворение требований о взыскании неосновательного обогащения, по существу открывает возможность для недобросовестных исполнителей работ и государственных (муниципальных) заказчиков приобретать незаконные имущественные выгоды в обход Закона N 94-ФЗ, тогда как никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
Поэтому поставка товаров, выполнение работ и оказание услуг без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 94-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, поставлявшее товары, выполнявшее работы или оказывавшее услуги, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства, в связи с чем в этом случае требование об оплате товаров, работ или услуг в качестве неосновательного обогащения не подлежит удовлетворению в силу пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Разделяя указанный подход к разрешению споров об оплате товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд в отсутствие государственного (муниципального) контракта, Судебная коллегия приходит к выводу о том, что продолжительность и содержание отношений сторон, а также иные фактические обстоятельства споров, применительно к которым была сформулирована изложенная правовая позиция, существенно отличаются от обстоятельств настоящего спора.
Во-первых, в названных делах спорные работы носили разовый характер (текущий ремонт здания, очистка инженерных систем отопления и водоотведения), тогда как в настоящем деле, до начала спорного периода между сторонами действовал заключенный в установленном порядке государственный контракт, а после окончания спорного периода, как пояснил в судебном заседании представитель предприятия, государственный контракт войсковой частью был снова заключен с предприятием. При этом судебная коллегия отмечает, что прекращение предприятием вывоза ТБО в спорном периоде противоречило бы требованию пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" о регулярной очистке от отходов территорий муниципальных образований.
Таким образом настоящий спор касается длящихся и регулярных отношений между предприятием и войсковой частью по вывозу ТБО.
Во-вторых, в названных делах речь шла о работах, которые могли и должны быть отложены до заключения сторонами в установленном порядке соответствующих государственных контрактов. Как следует из материалов настоящего дела, продолжая вывоз ТБО предприятие исходило из недопустимости создания аварийной ситуации и подрыва боеготовности войсковой части.
Таким образом, предприятие на регулярной основе продолжало выполнение спорных работ, не терпящих отлагательства до момента заключения государственного контракта в установленном порядке.
Наконец, поскольку Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения признается одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а пунктом 1 статьи 22 названного закона устанавливается требование о сборе, использовании, обезвреживании, транспортировке, хранении и захоронению отходов производства и потребления, Судебная коллегия считает, что деятельность предприятия, вывозившего ТБО с территории войсковой части в спорном периоде в отсутствие государственного контракта, была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов.
С учетом указанной направленности деятельности предприятия в спорном периоде, длительного и регулярного характера договорных отношений предприятия с войсковой частью, отсутствия претензий со стороны заказчика относительно объема и качества выполненных работ, у судов апелляционной инстанции и округа не было оснований применять к заявленному предприятием по настоящему делу требованию правовую позицию о недопустимости в отсутствие государственного (муниципального) контракта взыскания в качестве неосновательного обогащения стоимости поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг для государственных или муниципальных нужд в пользу контрагентов, которые вправе вступать в договорные отношения с бюджетными учреждениями исключительно посредством заключения таких контрактов в соответствии с требованиями Закона N 94-ФЗ.
При изложенных обстоятельствах отказ в иске со ссылкой на несоблюдение требований Закона N 94-ФЗ, принятого в обеспечение одних публичных интересов, в том числе для предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов, по существу, противопоставлялся бы другим публичным интересам - закрепленным в Законе N 52-ФЗ гарантиям санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Такое противопоставление при отсутствии в действиях подрядчика намерения обойти закон либо признаков недобросовестности или иного злоупотребления при осуществлении спорной деятельности в отсутствие государственного контракта противоречит задачам судопроизводства в арбитражных судах, закрепленным в статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Следовательно, отказ в иске является существенным нарушением норм материального права, которое повлияло на исход дела и без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов, в связи с чем постановления судов апелляционной инстанции и округа в части отказа в иске подлежат отмене.
Так как решение суда первой инстанции, удовлетворившего требования предприятия, принято с нарушением норм процессуального права, оно не могло быть оставлено в силе и правомерно отменено. В этой части и в части прекращения производства по делу постановления судов апелляционной инстанции и округа подлежат оставлению без изменения.
Поскольку судами нижестоящих инстанций допущена ошибка в толковании и применении норм материального права, а размер истребуемой задолженности исследовался судом апелляционной инстанций и войсковой частью не опровергнут, Судебная коллегия принимает новый судебный акт об удовлетворении указанного требования предприятия, не передавая дело на новое рассмотрение в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 291.14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 184, 291.13-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации определила:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2014, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.07.2014 по делу N А77-602/2013 Арбитражного суда Чеченской Республики отменить в части отказа в иске.
Взыскать с войсковой части 6790 в пользу общества с ограниченной ответственностью Предприятие "Жилкомсервис" 2 384 703 руб. 85 коп. неосновательного обогащения.
Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке надзора в Верховный Суд Российской Федерации в трехмесячный срок.
Председательствующий судья |
И.В. Разумов |
Судьи |
Г.Г. Кирейкова |
|
О.Ю. Шилохвост |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предприятие потребовало взыскать с войсковой части (далее - в/ч) неосновательное обогащение.
Истец ссылался на то, что он продолжал оказывать ответчику (по его просьбе) услуги по вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) уже после окончания срока действия прежнего госконтракта.
Позже новый госконтракт был заключен. Однако услуги, оказанные до его подписания, так и не были оплачены.
Ранее между сторонами уже были аналогичные ситуации и ответчик не отказывался вносить плату.
СК по экономическим спорам ВС РФ сочла требования обоснованными и пояснила следующее.
Ранее Президиум ВАС РФ сформулировал свою позицию по схожим случаям.
Исходя из нее, контрагенты вправе вступать в договорные отношения с бюджетным учреждением исключительно посредством заключения госконтракта.
Поэтому не допускается взыскивать с учреждения в качестве неосновательного обогащения стоимость товаров, работ или услуг, поставленных, выполненных или оказанных контрагентами в отсутствие госконтракта.
Иная трактовка открывает возможности для недобросовестных исполнителей госзаказов.
Как подчеркнула Коллегия, она разделяет эту позицию.
Однако в данном деле она не применима, т. к. имеют место иные фактические обстоятельства.
В спорах, которые разбирал ВАС РФ, работы носили разовый характер (текущий ремонт здания, очистка инженерных систем).
При этом указанные работы могли и должны были откладываться до того, как заключался госконтракт.
В данном же деле спор касается длящихся и регулярных отношений между сторонами.
Кроме того, предприятие продолжало выполнять работы, не терпящие отлагательства до момента заключения госконтракта.
Подобная деятельность предприятия, вывозившего ТБО с территории в/ч в спорном периоде в отсутствие госконтракта, была направлена на защиту охраняемых законом публичных интересов (обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения).
Таким образом, в данном споре надо учитывать направленность подобной деятельности; длительный и регулярный характер договорных отношений сторон; отсутствие претензий со стороны ответчика по работам.
Кроме того, в действиях предприятия не было намерения обойти закон либо признаков недобросовестности или иного злоупотребления.
При таких обстоятельствах есть основания для удовлетворения иска.
Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 21 января 2015 г. N 308-ЭС14-2538
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2015 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 140-ПЭК15
02.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4332/14
01.04.2014 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4124/13
07.11.2013 Решение Арбитражного суда Чеченской Республики N А77-602/13