Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
заслушав заключение судьи С.П. Маврина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданина И.Д. Пилецкого, установил:
1. В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 данного Федерального закона.
Конституционность приведенного законоположения оспаривает гражданин И.Д. Пилецкий - полковник запаса, который, как следует из представленных в Конституционный Суд Российской Федерации материалов, решением федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 3 августа 2012 года был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 августа 2012 года - досрочно уволен с военной службы по собственному желанию (пункт 6 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") с оставлением в списках очередников на получение жилья. На момент увольнения продолжительность военной службы И.Д. Пилецкого составила более 25 лет, при этом большую часть этого времени он служил и проживал в городе Хабаровске, куда и переехал после увольнения. Однако решением федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации ему было отказано в предоставлении жилого помещения по избранному им после увольнения месту жительства (город Хабаровск).
Решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 17 января 2014 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии Дальневосточного окружного военного суда от 20 марта 2014 года, отказ был признан правомерным. Как указали суды, И.Д. Пилецкий, заключив контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и уволившись с военной службы по собственному желанию, имеет право на предоставление жилья лишь по последнему месту военной службы (город Ростов-на-Дону).
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 27 (часть 1) и 40, в той мере, в какой оно предполагает предоставление нуждающимся в жилых помещениях военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и уволенным с военной службы по иным, нежели достижение предельного возраста пребывания на военной службе, состояние здоровья или организационно-штатные мероприятия, основаниям, жилого помещения только по месту военной службы и, исключая возможность предоставления таким гражданам жилья по иному избранному ими после увольнения месту жительства - даже при том условии, что продолжительность их военной службы составляет 20 лет и более, ставит их в худшее положение по сравнению с военнослужащими, которые заключили первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 года и которые, прослужив 20 лет и более и будучи признанными нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на предоставление жилья по избранному постоянному месту жительства независимо от основания увольнения с военной службы.
2. Согласно статье 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления данного права, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).
Приведенными конституционными положениями обусловливается обязанность законодателя определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом имеющихся у государства финансово-экономических и иных возможностей.
Отнеся к лицам, которые обеспечиваются жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих, законодатель исходил из того, что военная служба, по смыслу статей 32 (часть 4), 37 (часть 1) и 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д", "е" части 1), представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающей выполнение военнослужащими задач, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя введения как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 года N 5-П, от 3 февраля 2010 года N 3-П и от 27 февраля 2012 года N 3-П).
2.1. Согласно Федеральному закону "О статусе военнослужащих", устанавливающему основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями путем предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных законодательством, за счет средств федерального бюджета (абзац первый пункта 1 статьи 15).
Для лиц, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и нуждаются в жилых помещениях, названный Федеральный закон также предусматривает государственные гарантии в сфере жилищного обеспечения. Так, уволенные с военной службы граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями - при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном указанным Федеральным законом для военнослужащих (пункт 13 статьи 15).
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года и признанных нуждающимися в жилых помещениях, а также относящихся к указанной категории граждан, уволенных с военной службы, осуществляется в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", который устанавливает две возможные формы реализации их права на обеспечение жилыми помещениями: получение жилищной субсидии и получение жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, по выбору гражданина - в собственность бесплатно или по договору социального найма. При этом граждане считаются обеспеченными жилыми помещениями независимо от того, в какой форме ими было реализовано указанное право.
2.2. По информации, полученной Конституционным Судом Российской Федерации из федеральных государственных казенных учреждений "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" и "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в рамках предварительного изучения жалобы И.Д. Пилецкого, решением федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (город Хабаровск) от 12 ноября 2014 года И.Д. Пилецкому была предоставлена жилищная субсидия в размере 6 814 871,25 руб. (состав семьи - 3 человека, с учетом права на дополнительную площадь), а решением того же органа от 26 ноября 2014 года он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по основанию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (получение в установленном порядке от органа государственной власти бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения).
В соответствии с Порядком предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы (утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года N 510), решение о снятии военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, и членов их семей с учета признанных нуждающимися в жилых помещениях принимается уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих в течение трех рабочих дней после получения уведомления финансового органа о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего, гражданина, уволенного с военной службы, членов их семей (пункт 10); при этом само по себе перечисление жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей возможно только при условии представления получателем субсидии в уполномоченный орган договора об открытии банковского счета и заявления о перечислении жилищной субсидии с указанием реквизитов банковского счета (пункт 4), т.е. при наличии волеизъявления получателя субсидии на перечисление ему данной денежной выплаты.
Таким образом, И.Д. Пилецкий, изъявив желание получить жилищную субсидию, добровольно избрал именно эту форму реализации права на обеспечение жилым помещением и, получив соответствующую денежную выплату, тем самым реализовал указанное право.
Учитывая, что действующее законодательство не устанавливает препятствий для использования предоставленной гражданину, уволенному с военной службы, жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения в любом избранном получателем данной денежной выплаты месте жительства, Конституционный Суд Российской Федерации не усматривает оснований для вывода о том, что оспариваемое И.Д. Пилецким законоположение нарушает его конституционные права, указанные в жалобе, а потому его жалоба, как не отвечающая критерию допустимости, закрепленному Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", не может быть принята Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пилецкого Игоря Дмитриевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2015 г. N 191-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пилецкого Игоря Дмитриевича на нарушение его конституционных прав абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Текст Определения официально опубликован не был