Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза
517/2014 от 16 апреля 2014 г.
о фторированных парниковых газах и об отмене Регламента (ЕС) 842/2006*(1)
(Действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейский Парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, его Статьей 192(1),
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии,
После передачи проекта законодательного акта национальным парламентам,
Учитывая Заключение Европейского комитета по социальным и экономическим вопросам*(2),
После проведения консультации с Комитетом регионов,
Действуя в соответствии с обычной законодательной процедурой*(3),
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) Согласно Четвертому докладу об оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата ("МГЭИК") Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата ("РКИК ООН"), участником которой является ЕС*(4), на основе имеющейся научной информации в целях ограничения глобального изменения климата в пределах увеличения температуры на 2°C и предотвращения нежелательных климатических последствий развитым странам к 2050 г. необходимо сократить выбросы парниковых газов на 80 - 95%, по сравнению с уровнями 1990 г.
(2) Для достижения поставленной цели Европейской Комиссией была принята Дорожная карта, направленная на переход к конкурентоспособной низкоуглеродной экономике к 2050 г., которая была изложена Советом ЕС в Заключениях от 17 мая 2011 г. и утверждена Европейским Парламентом в Резолюции от 15 марта 2012 г. В данной Дорожной карте Европейской Комиссией указаны экономически эффективные способы достижения необходимого общего сокращения выбросов в ЕС к 2050 г. Указанной Картой установлены секторальные меры содействия, необходимые в шести областях. Выбросы, не содержащие , в том числе фторированные парниковые газы, за исключением не содержащих выбросов, обусловленных сельскохозяйственным производством, должны быть сокращены на 72 - 73% к 2030 г. и на 70 - 78% к 2050 г. по сравнению с уровнями 1990 г. По сравнению с показателями 2005 г., к 2030 г. необходимо достичь снижения уровня выбросов, не содержащих , за исключением не содержащих выбросов, обусловленных сельскохозяйственным производством, на 60 - 61%. Объем выбросов фторированных парниковых газов в 2005 г. был оценен в размере 90 миллионов тонн (Mt) эквивалента . Сокращение на 60% означает, что к 2030 г. выбросы должны быть снижены до приблизительно 35 Mt эквивалента . При условии расчетного объема выбросов, равного 104 Mt эквивалента , основанного на полном выполнении требований текущего законодательства ЕС, потребуется дальнейшее снижение уровня выбросов, равное приблизительно 70 Mt эквивалента .
(3) Согласно отчету Европейской Комиссии от 26 сентября 2011 г. о применении, результатах и соответствии Регламента (ЕС) 842/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС*(5) с помощью применения в полном объеме существующих сдерживающих мер возможно снизить объем выбросов фторированных парниковых газов. Данные меры должны утверждаться и разъясняться на основе накопленного опыта их применения. Применение отдельных мер также должно быть расширено в отношении прочих устройств, использующих значительное количество фторированных парниковых газов, таких как грузовые автомобили-рефрижераторы и автомобильные прицепы-рефрижераторы. Требование организации и ведения учета оборудования, содержащего указанные газы, также распространяется в отношении электрической коммутационной аппаратуры. Принимая во внимание важность сдерживающих мер для товаров и оборудования, содержащих фторированные парниковые газы, по окончании сроков их полезного использования государствам-членам ЕС необходимо учесть важность схем ответственности производителя и поддерживать их внедрение, основанное на лучшей существующей практике.
(4) Указанным отчетом также установлено, что в целях сокращения объема выбросов фторированных парниковых газов на территории ЕС, перечень возможных действий может быть расширен, в частности, путем отказа от использования указанных газов при наличии безопасных и энергоэффективных альтернативных технологий, не оказывающих негативного влияния или оказывающих меньшее влияние на климат. Сокращение объема выбросов 2010 г. до 2/3 к 2030 г. является рентабельным в силу испытанных и протестированных альтернатив, доступных во многих сферах.
(5) Резолюцией Европейского Парламента от 14 сентября 2011 г. о всестороннем подходе к не содержащим влияющим на климат антропогенным выбросам было одобрено обязательство ЕС по оказанию поддержки действиям в отношении гидрофторуглеродов согласно Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой ("Монреальский протокол"), в качестве основного примера нерыночного подхода к сокращению выбросов парниковых газов. В данной Резолюции также указана необходимость проведения исследований по вопросу методов, посредством которых возможно обеспечить незамедлительное прекращение использования гидрофторуглеродов на международном уровне с помощью Монреальского протокола.
(6) В целях поддержки применения технологий, не оказывающих негативного влияния или оказывающих меньшее влияние на климат, в рамках обучения физических лиц, деятельность которых связана с применением фторированных парниковых газов, необходимо предоставлять информацию о технологиях, предназначенных для замены и сокращения объема использования фторированных парниковых газов. Принимая во внимание тот факт, что некоторые альтернативы фторированных парниковых газов, применяемые в товарах и оборудовании для замены и сокращения использования фторированных парниковых газов, могут быть токсичными, горючими или могут находиться под высоким давлением, Европейской Комиссии надлежит изучить существующее законодательство ЕС по вопросу обучения физических лиц самостоятельному обращению с альтернативными хладагентами и при необходимости внести законопроект на рассмотрение Европейского Парламента и Совета ЕС по вопросу внесения изменений в соответствующее законодательство ЕС.
(7) Сертификационные и обучающие программы должны разрабатываться или приводиться в соответствие с учетом программ, разработанных в соответствии с Регламентом (ЕС) 842/2006, и могут быть интегрированы в систему профессионального образования.
(8) В целях обеспечения соответствия требованиям о мониторинге и отчетности, установленным РКИК ООН и Решением 4/CMP.7 Конференции Сторон в форме встречи Сторон Киотского протокола к РКИК ООН, принятой на седьмой Конференции Сторон РКИК ООН в рамках встречи в Дурбане 11 декабря 2011 г., возможности глобального потепления должны рассчитываться исходя из потенциала глобального потепления одного килограмма газа по отношению к одному килограмму на 100 лет. При наличии возможности расчет должен производиться на основании Четвертого доклада об оценке РКИК ООН.
(9) Эффективный мониторинг выбросов фторированных парниковых газов является необходимым условием для отслеживания прогресса в вопросе достижения показателей снижения выбросов и оценки влияния настоящего Регламента. Применение согласованных, высокоточных данных для составления отчетности о выбросах фторированных парниковых газов важно для обеспечения качества отчетности. Организация систем отчетности государств-членов ЕС по вопросам выбросов фторированных парниковых газов обеспечит соответствие требованиям Регламента (ЕС) 525/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС*(6). Информация об утечках фторированных парниковых газов из оборудования, собранная компаниями в соответствии с настоящим Регламентом, может значительно улучшить системы отчетности по парниковым газам. С указанной точки зрения необходимо обеспечить возможность проверки соответствия указанной информации, используемой для установления выбросов и уточнения приблизительных значений, основывающихся на расчетах, которая способствует более точному установлению объема выбросов фторированных парниковых газов в национальных реестрах парниковых газов.
(10) Принимая во внимание наличие доступных альтернатив, существующий запрет использования гексафторида серы при литье магния под давлением и при переработке магниевых сплавов, отлитых под давлением, необходимо распространить в отношении производств, использующих менее 850 кг гексафторида серы в год. Аналогично следует запретить использование хладагентов с крайне высоким потенциалом глобального потепления, равным 2500 или более, при обслуживании или ремонте холодильного оборудования, содержащего 40 или более тонн эквивалента .
(11) При наличии пригодных к применению альтернатив определенным фторированным парниковым газам следует ввести запрет на размещение на рынке нового холодильного оборудования, а также оборудования для кондиционирования воздуха и противопожарной защиты, которое содержит или функционирует на основе указанных веществ. Если альтернативы отсутствуют или не могут быть использованы по техническим причинам или в силу требований безопасности или если применение подобных альтернатив повлечет несопоставимые затраты, Европейской Комиссии должно быть предоставлено право предусмотреть освобождение, санкционирующее размещение на рынке подобных товаров и оборудования в течение ограниченного периода времени. В свете будущих технических достижений Европейской Комиссии надлежит впоследствии произвести оценку запретов размещения на рынке нового оборудования для вторичных распределительных устройств среднего напряжения и новых однозональных систем кондиционирования воздуха малой производительности.
(12) Размещение оборудования, содержащего фторированные парниковые газы, на рынке должен быть разрешен, если совокупный объем выбросов парниковых газов указанного оборудования с учетом реальных объемов утечки и показателей восстановления в течение жизненного цикла данного оборудования ниже, чем аналогичный объем в результате использования эквивалентного оборудования, в котором не применяются фторированные парниковые газы, имеющего максимально допустимый уровень энергопотребления, установленный соответствующими имплементационными мерами, принятыми согласно Директиве 2009/125/EC Европейского Парламента и Совета ЕС*(7). Регулярный и своевременный пересмотр данных имплементационных мер согласно указанной Директиве будет способствовать тому, что они будут эффективными и надлежащими в течение продолжительного времени.
(13) Постепенное сокращение объема гидрофторуглеродов, которые могут быть размещены на рынке, определено в качестве наиболее эффективного и рентабельного способа сокращения выбросов указанных веществ в долгосрочной перспективе.
(14) В целях обеспечения постепенного сокращения объема гидрофторуглеродов, которые могут быть размещены на рынке ЕС, Европейской Комиссии надлежит распределить квоты для отдельных производителей и импортеров на размещение гидрофторуглеродов на рынке таким образом, чтобы совокупный количественный лимит присутствия на рынке гидрофторуглеродов не был превышен. В целях защиты полноты постепенного сокращения объема гидрофторуглеродов, размещенных на рынке, гидрофторуглероды, содержащиеся в оборудовании, должны подсчитываться в соответствии с системой квот ЕС. Если гидрофторуглероды, содержащиеся в оборудовании, не были размещены на рынке до заправки оборудования, для подтверждения выполнения расчетов в отношении указанных гидрофторуглеродов системе квот ЕС следует требовать декларацию соответствия.
(15) Первоначально расчет контрольных значений и установление квот для отдельных производителей и импортеров должен основываться на объемах гидрофторуглеродов, заявленных ими в качестве размещенных на рынке в течение периода 2009 - 2012 гг. В целях недопущения устранения малых предприятий за импортерами и производителями, которые разместили на рынке менее одной тонны фторированных парниковых газов за соответствующий период, следует закрепить 11% совокупного количественного лимита.
(16) Регулярный пересчет контрольных значений и квот позволит Европейской Комиссии обеспечить возможность продолжения деятельности предприятий на основе средних объемов, размещенных ими на рынке за последние годы.
(17) В результате производственного процесса некоторых парниковых газов могут иметь место значительные выбросы иных фторированных парниковых газов, являющихся побочными продуктами. Условием размещения на рынке фторированных парниковых газов является устранение или восстановление для последующего использования подобных выбросов побочных продуктов.
(18) В целях управления квотами Европейской Комиссии надлежит обеспечить ведение централизованного электронного реестра размещения гидрофторуглеродов на рынке и отчетности. Отчетность включает в себя предоставление сведений о представленном на рынке оборудовании, в частности, оборудовании, предварительно заправленном гидрофторуглеродами, ранее не размещавшемся на рынке, требующем утверждения путем подачи декларации о соответствии и последующего подтверждения проведения расчета объема гидрофторуглеродов в соответствии с системой квот ЕС третьей стороной.
(19) В целях обеспечения гибкости рынка в сфере поставок гидрофторуглеродов в качестве отдельного товара в специализированной таре*(8) необходимо предусмотреть возможность передачи квот, распределенных на основе контрольных значений, другому производителю или импортеру в рамках ЕС или иным производителю или импортеру, представленным на территории ЕС единственным представителем.
(20) В целях отслеживания эффективности настоящего Регламента сфера действия текущих требований в вопросах отчетности должна быть расширена в отношении прочих фторированных веществ, имеющих значительный потенциал глобального потепления или потенциально способных заменить фторированные парниковые газы, указанные в Приложении I. По той же причине необходимо предоставлять сведения об утилизации и импорте на территорию ЕС парниковых газов, содержащихся в товарах и оборудовании. Во избежание несоразмерного административного бремени, в частности, в отношении малых и средних предприятий и микропредприятий, необходимо установить минимальные значения.
(21) Европейской Комиссии надлежит обеспечить непрерывное отслеживание последствий сокращения объемов гидрофторуглеродов, размещаемых на рынке, в том числе последствий поставки для оборудования, в котором использование гидрофторуглеродов приведет к более низким выбросам в рамках жизненного цикла по сравнению с использованием альтернативной технологии. Европейской Комиссии надлежит представить отчет о доступности гидрофторуглеродов ЕС до конца 2020 г. Европейской Комиссии надлежит представить всесторонний отчет до конца 2022 г. в целях своевременного внесения изменений в положения настоящего Регламента в свете его применения, новых разработок и международных обязательств, а также внесения предложений по дальнейшему принятию мер, направленных на сокращение в соответствующих случаях.
(22) В целях обеспечения единообразных условий имплементации настоящего Регламента имплементационные полномочия должны быть переданы Европейской Комиссии. Указанные полномочия следует осуществлять в соответствии с Регламентом (ЕС) 182/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС*(9).
(23) В целях внесения изменений в отдельные несущественные элементы настоящего Регламента следует делегировать Европейской Комиссии полномочие на принятие актов в соответствии со Статьей 290 Договора о функционировании Европейского Союза (далее - TFEU). Проведение Европейской Комиссией соответствующих консультаций на этапе подготовительной работы, включая консультации на экспертном уровне, имеет особую важность. Европейской Комиссии на стадии подготовки и составления актов делегированного законодательства следует обеспечить одновременную, своевременную надлежащую передачу соответствующих документов Европейскому Парламенту и Совету ЕС.
(24) В силу того, что настоящий Регламент принят в соответствии со Статьей 192(1) TFEU, его положения не запрещают государствам-членам ЕС устанавливать более строгие защитные меры по сравнению с TFEU. В соответствии со Статьей 193 TFEU государствам-членам ЕС надлежит уведомить Европейскую Комиссию о любых подобных мерах.
(25) Настоящий Регламент вносит изменения и дополнения в сферу действия Регламента (ЕС) 842/2006, подлежащего отмене в силу указанного обстоятельства. Однако в целях обеспечения плавного перехода от старого режима к новому необходимо оставить в силе и продолжить применять вплоть до отмены актами делегированного законодательства или имплементационными актами, принятыми Европейской Комиссией в соответствии с настоящим Регламентом, следующие акты Европейской Комиссии: Регламенты (EC) 1493/2007 *(10), (EC) 1494/2007 *(11), (EC) 1497/2007 *(12), (EC) 1516/2007 *(13), (EC) 303/2008 *(14), (EC) 304/2008 *(15), (EC) 305/2008 *(16), (EC) 306/2008 *(17), (EC) 307/2008 *(18) и (EC) 308/2008 *(19).
(26) Так как цели настоящего Регламента не могут быть достигнуты в достаточной степени на уровне отдельных государств-членов ЕС и могут быть более эффективно достигнуты на уровне ЕС в силу трансграничной природы затронутой проблемы окружающей среды и последствий настоящего Регламента для внутренней и внешней торговли на территории ЕС, ЕС вправе принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, установленным Статьей 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, установленным в данной Статье, действие настоящего Регламента не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанной цели,
приняли настоящий Регламент:
Совершено в Страсбурге 16 апреля 2014 г.
От имени Европейского Парламента
Председатель
M. Schulz
От имени Совета ЕС
Председатель
D. Kourkoulas
*(1) Regulation (EU) No 517/2014 of the European Parliament and of the Council of 16 April 2014 on fluorinated greenhouse gases and repealing Regulation (EC) No 842/2006 (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 150, 20.5.2014, стр. 195.
*(2) ОЖ N C 271, 19.9.2013, стр. 138.
*(3) Позиция Европейского Парламента от 12 марта 2014 г. (еще не опубликована в ОЖ) и решение Совета ЕС от 14 апреля 2014 г.
*(4) Решение 94/69/ЕС Совета ЕС от 15 декабря 1993 г. о заключении Рамочной конвенции ООН об изменении климата (ОЖ N L 33, 7.2.1994, стр. 11).
*(5) Регламент (EC) 842/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС от 17 мая 2006 г. о некоторых фторированных парниковых газах (ОЖ N L 161, 14.6.2006, стр. 1).
*(6) Регламент (ЕС) 525/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС от 21 мая 2013 г. о механизме мониторинга и предоставления отчетности о выбросах парниковых газов и иных информационных отчетов на национальном уровне и уровне ЕС по вопросам изменения климата и отмене Решения 280/2004/ЕС (ОЖ N L 165, 18.6.2013, стр. 13).
*(7) Директива 2009/125/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 21 октября 2009 г. о введении правового регулирования для установления требований экодизайна к энергопотребляющей продукции (ОЖ N L 285, 31.10.2009, стр. 10).
*(8) В данном случае подразумевается поставка гидрофторуглеродов в качестве самостоятельного товара в отличие от ситуации, когда поставляется промышленное оборудование, частью системы которого является предварительно заправленный гидрофторуглерод - прим. перев.
*(9) Регламент (ЕС) 182/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 февраля 2011 г., устанавливающий правила и общие принципы, касающиеся механизмов контроля государствами-членами ЕС осуществления Европейской комиссией имплементационных полномочий (ОЖ N L 55, 28.2.2011, стр. 13).
*(10) Регламент (EC) 1493/2007 Европейской Комиссии от 17 декабря 2007 г., устанавливающий формат отчетности, представляемой производителями, импортерами и экспортерами отдельных фторированных парниковых газов, в соответствии с Регламентом (EC) 842/2006 (ОЖ N L 332, 18.12.2007, стр. 7).
*(11) Регламент (EC) 1494/2007 Европейской Комиссии от 17 декабря 2007 г., устанавливающий формат этикеток и дополнительные требования к маркировке изделий и оборудования, содержащих определенные фторированные парниковые газы, в соответствии с Регламентом (EC) 842/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 332, 18.12.2007, стр. 25).
*(12) Регламент (EC) 1497/2007 Европейской Комиссии от 18 декабря 2007 г., устанавливающий стандартные требования проверок герметичности стационарных противопожарных систем, содержащих фторированные парниковые газы, в соответствии с Регламентом (EC) 842/2006 (ОЖ N L 333, 19.12.2007, стр. 4).
*(13) Регламент (EC) 1516/2007 Европейской Комиссии от 19 декабря 2007 г., устанавливающий стандартные требования проверок герметичности стационарного холодильного, теплонасосного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха, содержащего отдельные фторированные парниковые газы, в соответствии с Регламентом (EC) 842/2006 (ОЖ N L 335, 20.12.2007, стр. 10).
*(14) Регламент (EC) 303/2008 Европейской Комиссии от 2 апреля 2008 г., устанавливающий минимальные требования к сертификации компаний и персонала, занятых в секторе стационарного холодильного, теплонасосного оборудования и оборудования для кондиционирования воздуха, содержащего фторированные парниковые газы, и условия взаимного признания такой сертификации, в соответствии с Регламентом (ЕС) 842/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС (ОЖ N L 92, 3.4.2008, стр. 3).
*(15) Регламент (EC) 304/2008 Европейской Комиссии от 2 апреля 2008 г., вводящий согласно Регламенту (EC) 842/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС минимальные требования и условия взаимного признания сертификации компаний и персонала в отношении систем противопожарной защиты и огнетушителей, содержащих фторированные парниковые газы (ОЖ N L 92, 3.4.2008, стр. 12).
*(16) Регламент (EC) 305/2008 Европейской Комиссии от 2 апреля 2008 г., вводящий согласно Регламенту (EC) 842/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС минимальные требования и условия взаимного признания сертификации персонала в отношении восстановления некоторых фторированных парниковых газов от высоковольтной распределительной аппаратуры (ОЖ N L 92, 3.4.2008, стр. 17).
*(17) Регламент (EC) 306/2008 Европейской Комиссии от 2 апреля 2008 г., вводящий согласно Регламенту (EC) 842/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС минимальные требования и условия взаимного признания сертификации персонала в отношении растворителей на основе фторированных парниковых газов от оборудования (ОЖ N L 92, 3.4.2008, стр. 21).
*(18) Регламент (EC) 307/2008 Европейской Комиссии от 2 апреля 2008 г., вводящий согласно Регламенту (EC) 842/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС минимальные требования для учебных программ и условия взаимного признания аттестации персонала в отношении систем кондиционирования автомобилей, содержащих фторированные парниковые газы (ОЖ N L 92, 3.4.2008, стр. 25).
*(19) Регламент (EC) 308/2008 Европейской Комиссии от 2 апреля 2008 г., вводящий согласно Регламенту (EC) 842/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС формат уведомления о программах подготовки и сертификации государств-членов (ОЖ N L 92, 3.4.2008, стр. 28).
*(20) Директива 2003/4/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 28 января 2003 г. об открытом доступе к экологической информации и об отмене Директивы 90/313/ЕЭС Совета ЕС (ОЖ N L 41, 14.2.2003, стр. 26).
*(21) Регламент (EC) 1367/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС от 6 сентября 2006 г. о применении положений Орхусской Конвенции о доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (ОЖ N L 264, 25.9.2006, стр. 13).
*(22) Директива 2006/40/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 17 мая 2006 г. относительно выбросов систем кондиционирования воздуха в автотранспортных средствах и внесении изменений и дополнений в Директиву 70/156/ЕЭС (ОЖ N L 161, 14.6.2006, стр. 12).
*(23) Директива 2003/87/EC Европейского Парламента и Совета ЕС от 13 октября 2003 г. об учреждении схемы торговли квотами на выброс парниковых газов в Сообществе и о внесении изменений и дополнений в Директиву 96/61/ЕС Совета ЕС (ОЖ N L 275, 25.10.2003, стр. 32).
*(24) Регламент (EC) 1907/2006 Европейского Парламента и Совета ЕС от 18 декабря 2006 г. относительно регистрации, оценки, разрешения и ограничения химических веществ (Регламент REACH) и об учреждении Европейского агентства по химическим веществам, вносящий изменения в Директиву 1999/45/ЕС и отменяющий Регламент (ЕЭС) 793/93 Совета ЕС и Регламент (ЕС) 1488/94 Европейской Комиссии, а также Директиву 76/769/ЕЭС Совета ЕС и Директивы 91/155/ЕЭС, 93/67/ЕЭС, 93/105/ЕС и 2000/21/ЕС Европейской Комиссии (ОЖ N L 396, 30.12.2006, стр. 1).
*(25) Основано на Четвертом докладе об оценке, принятом Межправительственной группой экспертов по изменению климата, если не предусмотрено иное.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Регламент Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 517/2014 от 16 апреля 2014 г. о фторированных парниковых газах и об отмене Регламента (ЕС) 842/2006
Регламент адресован государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Перевод и предисловие - Л.Т. Нгуен
Настоящий Регламент вступает в силу на 20 день с момента опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст Регламента на английском языке опубликован в Официальном журнале, N L 150, 20.05.2014 г., с. 195.