Стандарт отрасли ОСТ 95 18-2001
"Порядок проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основные положения"
(введен в действие приказом Министерства РФ по атомной энергии от 29 декабря 2001 г. N 690)
Дата введения 1 января 2002 г.
Взамен ОСТ 95 18-92
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на научно-техническую продукцию (НТП), разрабатываемую и изготавливаемую по заказам департаментов, управлений Минатома России (далее - госзаказчик), с целью создания новой конкурентоспособной продукции.
Стандарт устанавливает порядок проведения, рассмотрения и приемки результатов прикладных НИР, ОКР гражданского назначения, финансируемых из федерального бюджета и внебюджетных источников госзаказчика (модель 1 организации работ по ГОСТ Р 15.201).
Стандарт не распространяется на НИР, ОКР, проводимые по заказам других министерств и ведомств, органов местного самоуправления и других объектов хозяйственной деятельности, а также на НИР, ОКР, проводимые в инициативном порядке (соответственно модели 2 и 3 организации работ по ГОСТ Р 15.201).
При разработке, изготовлении и испытании составных частей активной зоны ядерных реакторов следует руководствоваться РД 95 540.
Порядок выполнения НИР, ОКР, устанавливаемый настоящим стандартом, является рекомендуемым и может быть изменен или уточнен в документированных процедурах систем качества (на основе требований серии ГОСТ Р ИСО 9000), действующих на предприятиях отрасли.
Требования настоящего стандарта становятся обязательными, когда на него имеется ссылка в госконтракте (договоре) между госзаказчиком и разработчиком. В этом случае требования настоящего стандарта обязательны и для соисполнителей (контрагентов) работ, что должно быть отражено в условиях контракта (договора) между разработчиком и соисполнителями (контрагентами).
При размещении государственных заказов на проведение ОТР, а также при проведении, рассмотрении и приемке результатов ОТР допускается руководствоваться требованиями настоящего стандарта.
Стандарт разработан в развитие и дополнение ГОСТ Р 15.201, ГОСТ 15.005, ГОСТ Р 15.013 и ГОСТ 15.101.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие нормативные документы:
ГОСТ Р 1.4-93 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения
ГОСТ 2.102-68 ЕСКД. Виды и комплектность конструкторской документации
ГОСТ 2.103-68 ЕСКД. Стадии разработки
ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам
ГОСТ 2.106-96 ЕСКД. Текстовые документы
ГОСТ 2.111-68 ЕСКД. Нормоконтроль
ГОСТ 2.114-95 ЕСКД. Технические условия
ГОСТ 2.118-73 ЕСКД. Техническое предложение
ГОСТ 2.119-73 ЕСКД. Эскизный проект
ГОСТ 2.120-73 ЕСКД. Технический проект
ГОСТ 2.125-88 ЕСКД. Правила выполнения эскизных конструкторских документов
ГОСТ 2.503-90 ЕСКД. Правила внесения изменений
ГОСТ 3.1102-81 ЕСТД. Стадии разработки и виды документов
ГОСТ 7.32-91 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
ГОСТ 14.206-73 Технологический контроль конструкторской документации
ГОСТ 15.005-86 СРПП. Создание изделий единичного и мелкосерийного производства, собираемых на месте эксплуатации
ГОСТ Р 15.011-96 СРПП. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения
ГОСТ Р 15.013-94 СРПП. Медицинские изделия
ГОСТ 15.101-98 СРПП. Порядок выполнения научно-исследовательских работ
ГОСТ Р 15.201-2000 СРПП. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ 19.201-78 ЕСПД. Техническое задание. Требование к содержанию и оформлению
ГОСТ 9327-60 Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ Р ИСО 9001-96 Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании
Р-50-605-80-93 СРПП. Термины и определения
ОСТ 95 25-90 Порядок разработки, изготовления и поставки продукции для экспорта
ОСТ 95 762-79 Метрологическая экспертиза конструкторской и технологической документации
ОСТ 95 10175-86 Организация проведения нормоконтроля конструкторской документации
ОСТ 95 10260-93 Автоматизированные системы. Порядок ввода в действие
ОСТ 95 526-2001 Технические условия. Порядок согласования, утверждения и регистрации
РД 95 540-88 Порядок разработки и производства активных зон ядерных реакторов и их составных частей
ПР 50.2.009-94 ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерений
3. Определения
В настоящем стандарте применяются следующие основные термины с соответствующими определениями по ГОСТ 15.101, ГОСТ 16504, Р-50-605-80.
3.1 Головной образец - изделие, изготовленное по вновь разработанной документации для применения заказчиком с одновременной отработкой конструкции и технической документации для производства и эксплуатации последующих изделий данной партии или серии.
3.2 Единичная продукция - отдельное изделие и партия продукции установленного объема, предназначенные для одного заказчика и не предусмотренные к повторному изготовлению.
Наряду с "продукцией единичной" может применяться термин "продукция единичного производства". Этот термин применяется тогда, когда необходимо подчеркнуть не особенности выпуска, а тип производства.
3.3 Заказчик - предприятие (организация, объединение или другой объект хозяйственной деятельности), по заявке или контракту с которым производится создание и (или) поставка продукции (в том числе научно-технической).
3.4 Изделие - единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.
3.5 Инициативная разработка - разработка, осуществляемая без заказчика.
3.6 Информационная карта НИР (ОКР) - информационный документ установленной формы, содержащий краткие сведения о завершенной научно-исследовательской (опытно-конструкторской) работе или ее этапе и о документации, разработанной в процессе работы.
3.7 Конкурс - способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта.
3.8 Макет (изделия) - упрощенное воспроизведение в определенном масштабе изделия или его части, на котором исследуются отдельные характеристики изделия, а также оценивается правильность принятых технических и художественных решений.
Термин "макет" применяется обычно для модели, в которой сохраняются количественные соотношения между элементами изделия и моделируются отдельные его свойства, например, внешний вид.
3.9 Маркетинговые исследования - систематическое определение данных, необходимых для анализа и решения, стоящих перед организацией задач, сбор информации, ее изучение, обработка и представление результатов.
3.10 Модернизированная продукция - продукция с новыми качественными характеристиками, полученными в результате модернизации выпускаемой продукции.
3.11 Научно-исследовательская работа - комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей создания (модернизации) продукции.
3.12 Научно-техническая продукция - предназначенные для реализации результаты завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, а также услуги по их выполнению.
3.13 Опытно-конструкторская работа - комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец, изготовлению и испытаниям опытного (головного) образца (опытной партии), выполняемых для создания (модернизации) продукции.
3.14 Опытно-технологическая работа - комплекс работ по созданию новых веществ, материалов и (или) технологических процессов и технической документации на них.
3.15 Опытный образец - образец продукции, изготовленный по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия его заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению.
3.16 Отчетная научно-техническая документация - комплект документов, отражающих объективную информацию о содержании и результатах НИР (этапов НИР), а также содержащая рекомендации по ее использованию.
3.17 Повторяющаяся несерийная продукция - отдельные экземпляры изделий или партия материалов и веществ ограниченного объема, изготавливаемые эпизодически по мере возникновения потребности.
3.18 Продукция производственно-технического назначения - продукция для использования в качестве средств промышленного и сельскохозяйственного производства.
3.19 Рабочая документация - совокупность технических документов, предназначенных для изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонта изделия.
3.20 Регистрационная карта НИР (ОКР) - информационный документ установленной формы, содержащий краткие сведения о начинаемой научно-исследовательской (опытно-конструкторской) работе.
3.21 Серийная продукция - продукция, изготавливаемая по одной и той же технической документации и выпускаемая в виде последовательного ряда единиц (партий) для удовлетворения постоянной потребности в ней.
Наряду с "серийной продукцией" может применяться термин "продукция серийного производства". Этот термин применяется тогда, когда необходимо подчеркнуть не особенности выпуска, а тип производства.
3.22 Техническая документация - совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.
К технической документации относятся конструкторская и технологическая документация, ТЗ на разработку продукции и т.д. Техническую документацию можно подразделить на исходную, проектную, рабочую, информационную. К исходной относятся: заявка на разработку и освоение продукции, исходные требования, аванпроект, рекомендации по разработке продукции, выполняемые в процессе НИР, ТЗ. К проектной документации относятся: для КД - техническое предложение, ЭП, ТП; для технологической - предварительный проект. К рабочей документации - рабочая конструкторская, технологическая документация, эксплуатационная и ремонтная документация. К информационной документации - патентный формуляр, ИК, каталоги, отчет о патентных исследованиях, экспертное заключение, акты и протоколы испытаний, решение о снятии продукции с производства и др.
3.23 Этап НИР (ОКР) - часть НИР (ОКР) по созданию продукции, являющаяся объектом планирования и финансирования.
4. Обозначения и сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
Госатомнадзор России |
- |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности |
Госзаказчик |
- |
Государственный заказчик |
ГСИ |
- |
Государственная система обеспечения единства измерений |
ЕСКД |
- |
Единая система конструкторской документации |
ЕСПД |
- |
Единая система программной документации |
ЕСТД |
- |
Единая система технологической документации |
ЕСТПП |
- |
Единая система технологической подготовки производства |
ИК |
- |
Информационная карта |
КД |
- |
Конструкторская документация |
Минатом России |
- |
Министерство Российской Федерации по атомной энергии |
МТТ |
- |
Медико-технические требования |
НИР |
- |
Научно-исследовательская работа |
НД |
- |
Нормативный документ |
НТП |
- |
Научно-техническая продукция |
НТС |
- |
Научно-технический совет |
ОКР |
- |
Опытно-конструкторская работа |
ОНТД |
- |
Отчетная научно-техническая документация |
ОТК |
- |
Отдел технического контроля |
ОТР |
- |
Опытно-технологическая работа |
ПМ |
- |
Программа и методика испытаний |
ПТ |
- |
Техническое предложение |
РК |
- |
Регистрационная карта |
СРПП |
- |
Система разработки и постановки продукции на производство |
ТЗ |
- |
Техническое задание |
ТД |
- |
Технологическая документация |
ТП |
- |
Технический проект |
ТУ |
- |
Технические условия |
ЭП |
- |
Эскизный проект |
Госконтракт |
- |
Государственный контракт (договор) |
5. Общие положения
5.1 Основная схема проведения работ прикладного характера по модели 1 включает проведение НИР, ОКР, организацию производства продукции и реализацию с участием заказчика, разработчика, изготовителя и потребителя.
5.2 Проведение НИР, ОКР осуществляется на основании госконтрактов (договоров).
5.3 Заключение госконтрактов (договоров) на проведение НИР, ОКР осуществляется по результатам проведенного конкурса (раздел 6).
5.4 Научно-техническая продукция, создаваемая в процессе выполнения НИР, ОКР, должна удовлетворять требованиям заказчика (основного потребителя), а также обязательным требованиям НД по обеспечению безопасности для жизни и здоровья людей и окружающей среды, взаимозаменяемости и совместимости составных частей и продукции в целом, ресурсосбережения, устойчивости к внешним воздействующим факторам.
Необходимость использования норм и правил международных стандартов, стандартов ведущих зарубежных стран и фирм должна оговариваться в ТЗ и госконтракте (договоре).
В зависимости от вида и назначения НТП должна также удовлетворять требованиям и нормам соответствующих органов государственного надзора.
При проведении закрытых НИР, ОКР по созданию НТП должна обеспечиваться защита сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Примечание - Порядок взаимодействия между предприятиями и надзорными органами определяется каждым предприятием применительно к специфике разрабатываемой продукции.
5.5 Каждой НИР, ОКР разработчиком присваивается обозначение - шифр согласно [4].
Теме может присваиваться, при необходимости, условное наименование, а продукции - сокращенное (условное) обозначение и индекс предприятия-разработчика.
5.6 Все НИР, ОКР, независимо от источника финансирования, подлежат государственной регистрации и учету в соответствии с [5].
Для государственной регистрации НИР, ОКР составляются РК, для государственного учета - ИК.
5.7 Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (и их отдельные этапы) считаются принятыми и работа завершенной, если госзаказчик подписал акт сдачи-приемки этих работ.
5.8 Согласно положениям [6], оставшееся после окончания или прекращения работ по госконтракту (договору) специальное оборудование для научных (экспериментальных) работ, а также опытные образцы, макеты и другие изделия, приобретенные или изготовленные в процессе выполнения госконтракта (договора) на создание НТП в соответствии с его условиями либо остаются у организации - исполнителя работ, либо передаются по акту приемки-передачи (форма 8) другому лицу, если это предусмотрено госконтрактом (договором).
5.8.1 Если указанное оборудование и изделия по условиям госконтракта (договора) остаются у организации - исполнителя работ, то по окончании госконтракта (договора) они подлежат постановке на инвентарный учет после оформления акта приемки-передачи по форме ОС-1 (утверждена Госкомстатом России от 30.10.97 N 71а).
5.8.2 После утверждения акта по 5.8.1 специальное оборудование и изделия сдаются по накладной на склад, где они хранятся до момента их использования по новому назначению или реализации. Одновременно указанное оборудование и изделия в зависимости от стоимости зачисляются в состав основных или оборотных средств и учитываются как безвозмездно поступившие в условной оценке, подтвержденной документально профессиональными оценщиками, или учитываются на забалансовых счетах предприятия.
6. Размещение заказов путем проведения открытого конкурса
6.1 Размещение госзаказов на выполнение НИР и ОКР осуществляется по результатам проведения открытых конкурсов в соответствии с [1], закрытых конкурсов, путем закупки у единственного источника или запроса котировок в соответствии с [1, 2, 3], а также порядком, установленным в Минатоме России.
6.2 Организацию проведения конкурсов на размещение госзаказов на выполнение работ, не связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и финансируемых из федерального бюджета и внебюджетных источников госзаказчика, осуществляют департаменты, управления Минатома России, с целью достижения лучших условий размещения заказа для государственных нужд.
6.3 По результатам проведенных конкурсов между госзаказчиком и победителями конкурсов заключаются госконтракты (договоры).
7. Проведение договорных работ
7.1 Договорные работы включают в себя оформление госконтракта (договора), и разработку ТЗ на создание НТП (ТЗ на НИР, ОКР).
7.2 При оформлении госконтракта (договора) необходимо руководствоваться действующими законодательными и нормативными актами Российской Федерации и рекомендуемой отраслевой формой Государственного контракта (договора) на выполнение НИР, ОКР, приведенной в приложении А.
7.2.1 В госконтракте (договоре) на проведение работ наряду с процедурными требованиями устанавливаются:
- требования по обеспечению исключительных прав на результаты работы, порядку и использованию сторонами результатов работы, согласованию с госзаказчиком необходимости использования в работе объектов интеллектуальной собственности, а также по обеспечению гарантий получения госзаказчиком результатов работы, в том числе созданных в рамках работы объектов интеллектуальной собственности, не нарушающих исключительных прав третьих лиц;
- порядок получения прав владения, распоряжения и использования объектов интеллектуальной собственности (объектов промышленной собственности и авторских прав), вошедших в состав НТП, созданной в результате работы с учетом действующего законодательства.
7.3 Порядок построения, изложения и оформления ТЗ на проведение работ, а также проведение его экспертизы (при необходимости), согласования и утверждения приведен в приложении Б.
Примечания
1 В зависимости от характера и сложности работы, степени предварительной проработки вопроса при разработке ТЗ допускается исключение или дополнение отдельных этапов работы, разделение или совмещение этапов, а также уточнение их содержания.
2 Для изделий медицинской техники вместо ТЗ разрабатываются МТТ в соответствии с ГОСТ Р 15.013.
3 Приведенный в приложении Б порядок построения, изложения и оформления ТЗ рекомендуется использовать при выполнении работ по моделям 2 и 3 ГОСТ Р 15.201.
7.3.1 При установлении в ТЗ сроков выполнения этапов работы необходимо согласовывать их со сроками аналогичных этапов, установленными в календарном плане, прилагаемом к госконтракту (договору) на выполнение НИР, ОКР.
7.4 Техническое задание согласовывается и утверждается, как правило, до подписания госконтракта (договора). Допускается согласование и утверждение ТЗ проводить одновременно с подписанием госконтракта (договора).
8. Порядок проведения НИР
8.1 НИР является начальным этапом комплекса работ по созданию, освоению и внедрению новой техники.
НИР проводят в целях получения методами научного исследования обоснованных исходных данных для разработки ТЗ на новую и модернизированную продукцию и выявления наиболее эффективных решений для использования их при проведении ОКР, создания новых веществ, материалов и их всесторонней проверки, а также в целях определения потребности в этой продукции.
8.2 Основанием для проведения НИР служит госконтракт (договор) и ТЗ на НИР.
8.3 НИР в целом или каждый этап НИР заканчиваются выпуском ОНТД*, предъявляемой, при необходимости, приемочной комиссии, а подэтапы НИР, как правило, результатом, который используется при проведении дальнейших работ по данному этапу или является исходным материалом для выполнения других этапов НИР.
8.4 Порядок и последовательность выполнения этапов НИР в общем случае должен соответствовать ГОСТ 15.101. Этапы проведения НИР устанавливаются в ТЗ на НИР и госконтракте (договоре).
8.5 Для обеспечения своевременного выполнения НИР и ее этапов, осуществления оперативного контроля за ходом выполнения работ в соответствии с условиями, зафиксированными в ТЗ на НИР и госконтракте (договоре), особенно при выполнении НИР по созданию сложных изделий с участием нескольких соисполнителей, исполнитель НИР при необходимости разрабатывает, согласовывает с госзаказчиком и утверждает план-график (или другой планирующий документ) совместных работ, содержащий последовательность и сроки выполнения этапов НИР, состав исполнителей работ, номенклатуру и сроки составления ОНТД по этапам НИР и НИР в целом, сроки приемки этапов НИР и НИР в целом.
8.6 Приемка этапов НИР
8.6.1 После завершения этапа НИР его результаты и разработанная ОНТД рассматриваются на НТС или на секции НТС предприятия-исполнителя НИР с участием представителя госзаказчика и представителей других заинтересованных организаций по решению руководства исполнителя НИР и госзаказчика.
8.6.2 Отчетная научно-техническая документация, разработанная по завершенному этапу НИР, перед рассмотрением на НТС может быть направлена на рецензирование внутри предприятия - исполнителя НИР или организации-рецензенту в соответствии с условиями госконтракта (договора) и требованиями ТЗ.
8.6.3 Для рассмотрения на НТС представляются следующие документы:
- утвержденное ТЗ на НИР;
- ОНТД завершенного этапа НИР;
- отчет о патентных исследованиях по ГОСТ Р 15.011;
- рецензия на ОНТД (при наличии);
- комплект КД на макеты (при наличии);
- отчет о маркетинговых исследованиях (в том случае, если они проводились).
8.6.4 Результаты рассмотрения этапа НИР оформляются протоколом (решением) НТС (секции НТС), в котором должно быть отражено:
- заключение о соответствии выполненной работы требованиям ТЗ;
- правильность принятых технических решений (их новизна, оригинальность);
- оценка эффективности и достаточности разработанных требований ТЗ и принятых мер по их реализации;
- необходимость оформления заявок на предполагаемые изобретения;
- рекомендации о дальнейшем использовании результатов работы с учетом результатов маркетинговых исследований.
8.6.5 Откорректированную по результатам рассмотрения на НТС (секции НТС) ОНТД утверждает руководство предприятия-исполнителя НИР.
8.6.6 Приемку законченного этапа НИР осуществляет приемочная комиссия в соответствии с условиями ТЗ на НИР, госконтракта (договора) и разделами 10, 11.
8.7 Приемка НИР в целом
8.7.1 После приемки этапов НИР исполнитель НИР оформляет ОНТД и другие материалы по НИР в целом, которые рассматриваются также на НТС (секции НТС) в соответствии с 8.6.1-8.6.5.
8.7.2 Приемку НИР в целом осуществляет приемочная комиссия в соответствии с условиями ТЗ на НИР, госконтракта (договора) и разделами 10, 11.
9. Порядок проведения ОКР
9.1 ОКР проводится на основе результатов ранее выполненных НИР, с использованием опыта разработки и эксплуатации аналогичных по назначению или принципу действия изделий, а также на основе анализа передовых достижений и технического уровня отечественной и зарубежной техники.
Общие требования по управлению ОКР (по управлению проектированием) - в соответствии с процедурами систем качества предприятий, отвечающих требованиям ГОСТ Р ИСО 9001.
9.2 Порядок разработки серийной и повторяющейся несерийной продукции, собираемой на предприятии-изготовителе, должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 15.201 и настоящего стандарта.
Порядок разработки единичной продукции, собираемой на месте ее эксплуатации, должен соответствовать требованиям ГОСТ 15.005 и настоящего стандарта.
9.3 Разработка продукции в соответствии с ГОСТ Р 15.201 предусматривает следующие этапы:
- разработка ТЗ (приложение Б);
- разработка технической документации (конструкторской, программной и технологической);
- изготовление образцов;
- испытания;
- приемка результатов ОКР.
Отдельные из указанных работ можно совмещать и дополнять другими работами в зависимости от специфики продукции и организации ее производства.
9.3.1 Разработка технической документации содержит следующие стадии:
- техническое предложение (ПТ);
- эскизный проект (ЭП);
- технический проект (ТП);
- разработка рабочей конструкторской, программной и технологической документации согласно требованиями стандартов ЕСКД, ЕСПД и ЕСТД соответственно.
Допускается не проводить проектные стадии или объединять их.
9.3.2 Разработчику на всех стадиях проведения ОКР следует учитывать рекомендации изготовителя (если он известен) при условии, что они не приводят к снижению технического уровня изделия.
9.4 Разработка, рассмотрение и приемка проектных стадий ОКР
9.4.1 Выполнение проектных стадий (ПТ, ЭП, ТП), если они предусмотрены ТЗ, проводится согласно требованиям ГОСТ 2.118, ГОСТ 2.119 и ГОСТ 2.120 соответственно.
9.4.2 Перечень документов, разрабатываемых на проектных стадиях, устанавливается в ТЗ в соответствии с ГОСТ 2.102 и ГОСТ 3.1102.
9.4.3 На стадии ЭП и ТП в целях проверки конструктивных и (или) схемных решений разрабатываемого изделия, а также подтверждения принятых решений, при необходимости, разрабатываются, изготавливаются и испытываются макеты изделий и (или) их отдельных составных частей.
Конструкторская документация макетов может выпускаться в виде эскизной документации в соответствии с ГОСТ 2.125.
Испытания макетов проводятся в соответствии с программой и методикой испытаний, оформленных по ГОСТ 2.106.
9.4.4 Завершающими этапами проектных стадий могут являться:
- защита их на НТС разработчика (исполнителя) или госзаказчика ОКР. Необходимость участия в заседании НТС представителей сторонних организаций (в том числе изготовителя, если он известен) должна быть заблаговременно согласована разработчиком с госзаказчиком (в том случае, когда защита проекта проводится на НТС разработчика);
- рассмотрение материалов проекта приемочной комиссией (в том случае, если это предусмотрено госконтрактом (договором) и (или) ТЗ).
9.4.4.1 Для защиты результатов работ по проектным стадиям на НТС должны быть представлены следующие документы:
- пояснительная записка с технико-экономическим обоснованием;
- отчет о патентных исследованиях по ГОСТ Р 15.011 (если его составление предусмотрено условиями госконтракта (договора));
- чертеж общего вида (для ЭП и ТП);
- результаты испытаний макетов (при необходимости).
В протоколе НТС должно быть подтверждено завершение работ по соответствующей проектной стадии и даны рекомендации к проведению работ на последующих стадиях.
9.4.4.2 Приемку проектных стадий ОКР осуществляет приемочная комиссия в соответствии с разделом 10 и 11.2.1.
9.5 Разработка рабочей конструкторской и технологической документации опытного образца.
9.5.1 Этапы разработки КД и ТД в соответствии с ГОСТ 2.103 и ГОСТ 3.1102.
9.5.2 Рабочая документация разрабатывается на основании утвержденных документов предшествующих стадий, а при отсутствии проектных стадий - непосредственно на основании ТЗ на ОКР в целом и (или) ТЗ на его отдельные составные части.
9.5.3 В процессе разработки конструкторская и технологическая документация подвергается технологическому, метрологическому и нормализационному контролю в соответствии с ГОСТ 14.206, ОСТ 95 762, ГОСТ 2.111 и ОСТ 95 10175.
9.5.4 По результатам изготовления опытного образца (или в процессе изготовления) в КД вносятся необходимые изменения. Внесение изменений - по ГОСТ 2.503.
9.5.5 При отсутствии государственных и отраслевых стандартов, распространяющихся на разрабатываемую продукцию, разрабатываются ТУ или стандарты предприятий.
Технические условия разрабатывают в соответствии с ГОСТ 2.114 и отраслевыми стандартами на конкретные виды продукции (при их наличии), стандарты предприятий - в соответствии с ГОСТ Р 1.4.
Для несерийной единичной продукции ТУ допускается не разрабатывать. В этом случае документом, содержащим необходимые требования для разработки, изготовления, приемки и поставки единичной продукции является ТЗ.
9.6 Порядок проведения испытаний
9.6.1 Общие положения
9.6.1.1 Для осуществления контроля качества и приемки изделий, создаваемых при проведении ОКР, их подвергают контрольным испытаниям, которые подразделяются на предварительные и приемочные.
9.6.1.2 Контрольные испытания проводятся приемочной комиссией.
Допускается по согласованию с госзаказчиком проводить предварительные испытания комиссией предприятия-разработчика.
9.6.1.3 Опытные образцы (партии) подвергаются испытаниям по соответствующим ПМ, разработанным разработчиком и согласованным с госзаказчиком.
9.6.1.4 На испытания предъявляют продукцию, принятую ОТК, что подтверждается документом, устанавливающим факт приемки и качество (справка, протокол, копия маршрутно-путевой карты с отметкой ОТК и т.п.).
Данное положение распространяется также на составные части продукции, поставляемые предприятиями-субподрядчиками.
9.6.2 Предварительные испытания
9.6.2.1 Необходимость предварительных испытаний определяется в процессе проведения договорных работ и устанавливается в ТЗ на ОКР.
При невозможности определения необходимости предварительных испытаний в период подготовки ТЗ ее определяют на стадии ТП и согласовывают с госзаказчиком. На основании согласованного решения производится корректировка ТЗ на ОКР и уточнение договорной цены.
9.6.2.2 Предварительные испытания опытного образца проводят в целях проверки его соответствия требованиям ТЗ, выявления возможных дефектов проектирования и изготовления и определения возможности предъявления образца на приемочные испытания.
9.6.2.3 Организация предварительных испытаний силами приемочной комиссии (в рамках приемки этапа работ) возлагается на госзаказчика в соответствии с разделом 10, если иное не установлено госконтрактом (договором) и (или) ТЗ на проведение ОКР.
Состав комиссии и время проведения предварительных испытаний определяются и назначаются приказом руководителя госзаказчика.
9.6.2.4 Предприятие, осуществляющее предварительные испытания, должно располагать обученным, квалифицированным персоналом, поверенными средствами измерений и контроля, аттестованным испытательным оборудованием.
Проведение отдельных видов испытаний или проверка отдельных параметров могут проводиться на оборудовании других предприятий (организаций). При проведении предварительных испытаний на других предприятиях материально-техническое и метрологическое обеспечение испытаний, а также выделение обслуживающего персонала осуществляются на основании договора с ними.
9.6.2.5 Предварительные испытания опытного образца проводят по ПМ, разработанной предприятием-разработчиком в соответствии с ТЗ и утвержденной в порядке, установленном у разработчика.
9.6.2.6 На предварительные испытания предъявляются:
- опытный образец;
- ТЗ;
- проект ТУ;
- руководство по эксплуатации (РЭ);
- ПМ;
- сборочные чертежи (СБ);
- схемы.
9.6.2.7 Результаты испытаний опытного образца по ПМ должны быть оформлены протоколом (форма 1).
9.6.2.8 Комиссия по проведению предварительных испытаний может прекратить их.
Основаниями к прекращению испытаний могут быть:
- несоответствие образца требованиям ТЗ;
- повторяющиеся отказы опытного образца, в том числе по разным причинам.
Прекращение испытаний оформляется актом по форме, установленной у разработчика.
9.6.2.9 По результатам предварительных испытаний составляется акт (форма 2).
В акте приводят заключения комиссии по результатам испытаний, о пригодности опытного образца для предъявления на приемочные испытания и рекомендации о присвоении документации литеры "О".
9.6.2.10 Разработчик на основании замечаний, указанных в акте, разрабатывает, при необходимости, план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в процессе испытаний, и утверждает его у руководителя предприятия-разработчика.
9.6.2.11 Разработчик на основании плана мероприятий дорабатывает опытный образец, корректирует КД.
9.6.2.12 Разработчик составляет акт о завершении корректировки КД и доработки опытного образца по форме, установленной на предприятии-разработчике.
Утверждение акта является основанием для предъявления опытного образца вместе с КД на приемочные испытания.
Акт о завершении корректировки КД утверждается госзаказчиком.
9.6.2.13 Комплекту КД, откорректированному по результатам предварительных испытаний, присваивается литера "О" в соответствии с ГОСТ 2.103 и в порядке, установленном ГОСТ 2.503. При этом литеру "О" допускается проставлять только в основной надписи головной спецификации изделия и проекте ТУ.
Этот комплект направляется изготовителю (если он известен и если им не является предприятие-разработчик) и предъявляется на приемочные испытания.
9.6.2.14 Допускается по согласованию с госзаказчиком не вносить изменения (в том числе простановку литеры) в подлинники КД, до их корректировки по результатам приемочных испытаний.
9.6.3 Приемочные испытания
9.6.3.1 Приемочные испытания проводят в целях оценки всех определенных ТЗ характеристик продукции, проверки и подтверждения соответствия опытного образца продукции требованиям ТЗ в условиях, максимально приближенных к условиям реальной эксплуатации (применения, использования), а также принятия решения о возможности ее промышленного производства (для серийной продукции) или реализации (для несерийной продукции).
Место проведения приемочных испытаний указывается в ПМ, согласованной с госзаказчиком.
9.6.3.2 Приемочные испытания проводит по ГОСТ Р 15.201 (для средств измерений - по ПР 50.2.009) приемочная комиссия. Приемка результатов работ приемочной комиссией осуществляется в соответствии с порядком, изложенным в разделах 10, 11.
При проведении приемочных испытаний без участия комиссии, ее функции и обязанности возлагаются на комиссию предприятия-разработчика, что должно быть оговорено в госконтракте (договоре) и (или) в ТЗ на ОКР.
Результаты испытаний опытного образца оформляются протоколом (форма 1).
9.6.3.3 В партии продукции приемочным испытаниям, как правило, подвергают головной образец, а остальные экземпляры продукции - приемо-сдаточным испытаниям.
По предложению (соглашению) госзаказчика единичная продукция может быть принята без приемочной комиссии по результатам приемочных испытаний.
9.6.3.4 Допускается по решению комиссии принимать результаты отдельных видов испытаний, полученные при проведении предварительных испытаний, без дополнительной их проверки с указанием соответствующего акта предварительных испытаний.
9.6.3.5 При проведении приемочных испытаний с участием приемочной комиссии, результаты испытаний приводятся в акте приемочной комиссии (форма 5).
При проведении приемочных испытаний без участия приемочной комиссии по результатам испытаний составляется акт (форма 3).
9.6.3.6 Корректировка КД по результатам испытаний проводится по ГОСТ 2.503 после подписания акта приемочной комиссии с присвоением КД литеры "О1" (для серийной продукции и единичной продукции повторяющегося производства).
9.6.3.7 По окончании приемочных испытаний опытные образцы или образцы опытной партии считаются выполнившими свои функции. Их дальнейшее использование (в качестве единиц несерийной продукции), утилизация или уничтожение определяются особым решением, отвечающим действующему законодательству.
10. Организация и порядок работы приемочной комиссии
10.1 Общие положения
10.1.1 Приемка результатов разработки продукции организуется госзаказчиком при условии готовности исполнителя к сдаче работ, в соответствии со сроками, установленными календарным планом, прилагаемым к госконтракту (договору), и оценивается приемочной комиссией, если необходимость комиссионной приемки результатов разработки в целом и отдельных ее этапов, оговаривается в госконтракте (договоре) и (или) в ТЗ.
10.1.2 Организация работы приемочной комиссии проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р 15.201 и настоящего стандарта.
10.1.3 Работа приемочной комиссии оканчивается составлением акта приемки работ.
В акте приемки работ с учетом этапа принимаемой работы и специфики продукции в общем случае приводятся:
- состав приемочной комиссии, сроки выполнения работы, полное наименование работы, наименование предприятия-исполнителя, наименование и номер договора, наименование проекта, код основной или прочей задачи, наименование основной задачи, код и наименование направления, утвержденного руководством Министерства на год исполнения договора, в рамках которого выполнена работа;
- рассмотренные приемочной комиссией материалы, (конструкторская документация, протоколы испытаний, расчеты, отчеты, бухгалтерские и организационно-распорядительные документы и др.);
- оценка, данная рассматриваемой работе приемочной комиссией, рекомендации приемочной комиссии;
- рекомендуемые сроки устранения разработчиком замечаний, изложенных в акте.
10.1.4 Акт приемки НИР (ОКР) (форма 5) составляется в двух экземплярах, подписывается председателем и всеми членами приемочной комиссии и утверждается представителем госзаказчика.
Один экземпляр утвержденного акта госзаказчик направляет разработчику.
Утверждение акта приемки работы означает прекращение действия ТЗ (если оно не распространяется на дальнейшие работы), согласование ТУ и технической документации.
10.1.5 После утверждения акта приемки работ разработчик устраняет замечания (при их наличии) в установленные сроки и составляет акт по результатам корректировки КД (форма 4). Указанный акт согласовывается с председателем приемочной комиссии.
10.1.7 Утверждение акта сдачи-приемки НТП госзаказчиком означает окончание работы в целом (или ее этапа) и возможность предъявления госзаказчику платежного требования.
10.2 Организация и порядок работы приемочной комиссии при оценке результатов выполнения НИР (ОКР).
10.2.1 Приемочная комиссия создается приказом госзаказчика, в котором указывается цель работы и персональный состав комиссии, приводится план-график приемки работ (форма 6) по госконтракту (договору).
10.2.2 Приемочная комиссия в общем случае включает:
а) представителей госзаказчика:
- руководителя основной задачи или лица, его представляющего;
- руководителя проекта;
- куратора проекта;
- руководителя программы или лица, его представляющего;
б) представителей разработчика;
в) соисполнителей (по представлению основного исполнителя);
г) представителей органов госнадзора (в тех случаях, когда создание продукции осуществляется под их надзором);
д) потребителя продукции;
е) изготовителя (если он определен);
ж) экспертов (при необходимости, по согласованию).
Председателем приемочной комиссии является представитель госзаказчика.
Примечания
1 Руководители проекта, основной задачи, программы по своему усмотрению принимают решение об участии в работе приемочной комиссии (на основании рассмотрения результатов работ по договору, полученных на предыдущих этапах его выполнения, установленной отчетности по договору, при необходимости оказать влияние на дальнейшее выполнение договора и т.п.).
2 В том случае, когда разрабатываемая продукция относится к средствам измерений, в состав комиссии включается представитель государственного научного центра Госстандарта РФ или представитель специализированной организации, аккредитованной Госстандартом РФ в качестве государственного центра испытаний средств измерений. Указанные представители являются председателями приемочной комиссии.
10.2.3 При необходимости состав приемочной комиссии может быть уточнен в ходе ее работы.
10.2.4 В плане-графике приемки работ указываются сроки, содержание принимаемой работы (этапа) и время работы приемочной комиссии.
10.2.4.1 Проект плана-графика готовит исполнитель в соответствии со сроками, установленными техническим заданием, или на более ранних этапах выполнения работ по договору для своевременного оповещения членов приемочной комиссии о необходимости их участия в работе. В ходе работы приемочной комиссии план-график может быть откорректирован (дополнен) в случае необходимости включения в него дополнительных мероприятий, уточнения формулировок проверочных работ, их результатов и др.
10.2.4.2 План-график должен предусматривать все возможные виды контроля результатов работ по договору, включая анализ документации, испытание образцов техники (в тех случаях, когда приемочные испытания проводятся с участием комиссии) или проверку протоколов испытаний, проверку бухгалтерских документов и др.
10.2.4.3 Наряду с проверкой содержательной части проведенной работы приемочная комиссия должна:
- проверить соответствие фактических сроков выполнения госконтракта (договора) плановым срокам, определенным календарным планом госконтракта (договора);
- проверить целевое использование средств, выделенных на выполнение госконтракта (договора);
- определить использование результатов работ по госконтракту (договору);
- определить причины невыполнения госконтракта (договора) (в случае наличия такого факта) в целом или отдельных его этапов с оценкой влияния последствий невыполнения госконтракта (договора) на результаты выполнения проекта и основной задачи и технологию выполнения работ по проекту, в рамках которого выполняются работы, а также штрафных санкций за ненадлежащее выполнение госконтракта (договора).
10.2.5 По результатам работы приемочная комиссия может подготовить предложения о внесении изменений в принятую технологию планирования и выполнения работ, действующие НД и формы плановых и отчетных документов.
10.2.6 Результаты приемки работ (или этапов) по госконтрактам (договорам) доводятся кураторами договора до сведения руководителей основных задач и (или) руководителей программ не реже одного раза в квартал.
Руководители основных задач и (или) руководители программ не реже одного раза в год представляют руководству Минатома России отчетные материалы по содержательному и финансовому контролю выполнения заключенных в текущем году госконтрактов (договоров) в рамках порученных им направлений.
11. Приемка результатов работ
11.1 Приемка НИР
11.1.2 Приемка этапов НИР
11.1.2.1 К приемке этапа приемочной комиссии предъявляют:
- утвержденную ОНТД завершенного этапа НИР;
- проект программы приемки этапа (при ее наличии);
- протокол (решение) рассмотрения этапа НИР на НТС (секции НТС);
- другие материалы, предусмотренные ТЗ и госконтрактом (договором).
11.1.2.2 Приемка этапа НИР заключается в рассмотрении и оценке результатов выполненных работ, качества предъявленной ОТНД и других материалов по этапу в соответствии с требованиями ТЗ и госконтракта (договора), подтверждении результатов исследований проведением испытаний макетов, если это указано в ТЗ на НИР и госконтракте (договоре).
11.1.3 Приемка НИР в целом
11.1.3.1 На приемку НИР разработчик предъявляет:
- утвержденное ТЗ на НИР;
- утвержденные акты приемки завершенных этапов НИР;
- утвержденный научно-технический отчет по НИР и другую ОНТД по НИР;
- макеты, программы и методики испытаний макетов, результаты испытаний, если это предусмотрено ТЗ и госконтрактом (договором);
- рекомендации и предложения по реализации и использованию результатов НИР;
- другие материалы, предложенные инстанциями, утвердившими ТЗ.
11.1.3.2 Приемочная комиссия рассматривает и проверяет результаты выполнения работ на соответствие ТЗ, анализирует качество принятых технических решений, а при необходимости участвует в проведении испытаний макетов для подтверждения результатов исследований.
При приемке НИР оценивают научно-технический уровень исследований, обоснованность предлагаемых решений и рекомендаций по реализации и использованию результатов НИР для создания конкурентоспособной продукции.
11.1.3.3 Приемка результатов НИР по созданию автоматизированных систем проводится в соответствии с ОСТ 95 10260.
11.2 Приемка результатов ОКР
11.2.1 Приемка проектных стадий (ПТ, ЭП, ТП)
11.2.1.1 На приемочную комиссию разработчик предъявляет:
- пояснительную записку с технико-экономическим обоснованием;
- отчет о патентных исследованиях (если его составление предусмотрено условиями госконтракта (договора));
- чертеж общего вида (для ЭП и ТП);
- результаты испытаний макетов.
11.2.1.2 Приемочная комиссия рассматривает и проверяет результаты выполнения работ на соответствие ТЗ, оценивает научно-технический уровень принятых технических решений и их обоснованность и принимает решение о целесообразности использования достигнутых результатов при разработке рабочей документации.
11.2.2 Приемка ОКР в целом
11.2.2.1 На приемочную комиссию разработчик предъявляет:
- проект ТУ (если его разработка предусматривалась);
- конструкторские документы, требующие совместного рассмотрения;
- отчет о патентных исследованиях (если его составление предусмотрено условиями госконтракта (договора));
- другие технические документы и материалы, подтверждающие соответствие разработанной продукции ТЗ и госконтракту (договору) и удостоверяющие ее технический уровень.
Приемочной комиссии, как правило, представляют также опытный образец продукции, а если его изготовление не было предусмотрено (для несерийной продукции) - головной образец или единичную продукцию, созданную в рамках выполнения ОКР.
11.2.2.2 Документы, которые в соответствии с ТЗ подлежат согласованию с госзаказчиком или иными организациями (предприятиями), не позднее, чем за месяц до начала работы приемочной комиссии, направляются разработчиком в указанные организации (предприятия).
11.2.2.3 Приемочная комиссия на основании рассмотрения представленных комиссии документов, а также результатов испытаний опытного образца (опытной партии) определяет соответствие опытного образца требованиям ТЗ, действующих стандартов и технической документации, согласовывает ТУ и дает рекомендации о доработке изделия и документации на него. Члены комиссии в процессе работы могут принимать участие в отдельных видах испытаний опытного образца (в том случае, если приемочные испытания проводятся с участием комиссии).
11.2.2.4 Исходя из объема замечаний по предъявленным документам, приемочная комиссия вправе потребовать проведение повторных испытаний или дополнительных испытаний в ограниченном объеме.
______________________________
* Отчет о НИР - в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандарт отрасли ОСТ 95 18-2001 "Порядок проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основные положения" (введен в действие приказом Министерства РФ по атомной энергии от 29 декабря 2001 г. N 690)
Текст стандарта опубликован не был
Дата введения 1 января 2002 г.
1 Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием Научно-инженерный центр "СНИИП"
2 Принят и введен в действие Министерством Российской Федерации по атомной энергии Приказом от 29.12.2001 г. N 690
3 Зарегистрирован ФГУП "ЦНИИАТОМИНФОРМ"
4 Взамен ОСТ 95 18-92
5 Стандарт закреплен за Федеральным государственным унитарным предприятием Научно-инженерный центр "СНИИП" (НИЦ "СНИИП")