Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2015 г. N 233-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская клиническая больница N 15 имени О.М. Филатова Департамента здравоохранения города Москвы" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Государственное бюджетное учреждение оспаривало конституционность отдельных положений Закона о третейских судах, ГК РФ и Закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Последний из названных законов утратил силу с 1 января 2014 г. С указанной даты действует Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Заявитель указал, что оспариваемые нормы не позволяют третейским судам рассматривать споры, связанные с изменением, исполнением, расторжением и недействительностью госконтрактов.

Как следует из материалов дела, третейский суд вынес решение о расторжении договора, заключенного учреждением по результатам аукциона. Впоследствии арбитражный суд отменил это решение. Он исходил из того, что споры из госконтрактов не могут рассматриваться третейскими судами в силу специфики этих правоотношений и совокупности требований, предъявляемых к ним законом, а также ввиду несовместимости принципов третейского разбирательства и принципов размещения заказов.

Отметим, что именно такой подход отражен в постановлении Президиума ВАС РФ от 28 января 2014 г. N 11535/13. В нем содержится однозначный вывод о том, что споры из контрактов, заключаемых в соответствии с Законом о размещении заказов, не могут рассматриваться третейскими судами.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, отметив, в частности, следующее.

Гражданско-правовой характер спора является критерием, свидетельствующим о возможности его разрешения посредством третейского разбирательства.

В третейский суд может по соглашению сторон передаваться любой спор, возникающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом.

Бюджетные учреждения обладают специальной правоспособностью. Они участвуют в гражданском обороте в пределах, установленных законом, собственником и в соответствии с целями своей деятельности.

Сама возможность отмены арбитражным судом решения третейского суда не может рассматриваться как нарушающая конституционное право заявителя на судебную защиту. Ведь третейское разбирательство является одной из альтернативных форм защиты гражданских прав. Третейский суд не относится к органам осуществления правосудия. И, соответственно, отмена решения третейского суда не препятствует сторонам впоследствии обратиться за защитой нарушенных прав или законных интересов вновь в третейский суд либо по подведомственности в суд общей или арбитражной юрисдикции.


Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2015 г. N 233-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Городская клиническая больница N 15 имени О.М. Филатова Департамента здравоохранения города Москвы" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 9 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"


Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)