Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2015 г. N 290-О "По жалобе гражданина Келяева Ислама Абдулжалиловича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части первой статьи 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Согласно УПК РФ возмещение реабилитированному имущественного вреда включает в себя, кроме прочего, возмещение сумм, выплаченных им за оказание юридической помощи.

Конституционность этой нормы оспаривал гражданин, который обвинялся в совершении преступлений и был оправдан с правом на реабилитацию. Ему отказали в возмещении расходов на оплату юридической помощи. Это обосновывалось тем, что возмещению подлежат лишь расходы, понесенные оправданным. Тогда как в деле заявителя услуги адвокатов оплатила его мать, заключившая с ними соглашения в его отсутствие.

Конституционный Суд РФ пришел к следующим выводам.

Задержание и заключение под стражу ограничивают свободу лица и потому могут помешать ему как самостоятельно пригласить защитника, так и оплатить оказываемую юридическую помощь.

Участие защитника в уголовном деле обязаны обеспечить по просьбе подозреваемого или обвиняемого дознаватель, следователь либо суд. При этом лицо, привлекаемое к уголовной ответственности, вправе, не обращаясь к названным участникам судопроизводства, прибегнуть к услугам адвоката, который приглашен в т. ч. близкими родственниками и с которым они заключили соответствующее соглашение как по поручению подозреваемого или обвиняемого, так и с его согласия (предварительного либо последующего). Закон равным образом допускает каждый из этих способов приглашения адвоката, заключения с ним соглашения. И никак не предполагается, что использование какого-либо из этих способов повлечет ограничение прав или иные отрицательные для подозреваемого, обвиняемого последствия, в частности при реабилитации.

Оспариваемая норма не препятствует возмещению как сумм, внесенных близкими родственниками в оплату услуг защитника по поручению подозреваемого, обвиняемого из его личных средств, так и сумм, уплаченных ими с согласия подозреваемого, обвиняемого, - с условием последующего их возмещения реабилитированным лицом. Иной подход означал бы неодинаковые условия возмещения реабилитированным вреда в зависимости лишь от того, каким образом подозреваемый, обвиняемый осуществлял право на получение квалифицированной юридической помощи и как именно он нес расходы на оплату услуг защитника. Это могло бы затруднить реализацию права реабилитированного на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов госвласти или их должностных лиц.


Определение Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2015 г. N 290-О "По жалобе гражданина Келяева Ислама Абдулжалиловича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 части первой статьи 135 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"


Текст Определения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 марта 2015 г., в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2015 г., N 3