Во исполнение поручения Правительства Российской Федерации Минобрнауки России направляет методические рекомендации для преподавателей (тренеров) и организаторов внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий, предусматривающие формы работы, направленные на значительное увеличение числа участников указанных соревнований, в том числе с использованием возможностей школьных спортивных клубов.
Приложение: на 12 л. в 1 экз.
|
В.Ш. Каганов |
Методические рекомендации
для преподавателей (тренеров) и организаторов внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий
(утв. Министерством образования и науки РФ и Министерством спорта РФ)
1. Основания для разработки методических рекомендаций
В настоящее время перед системой образования Российской Федерации стоит задача - обеспечение достижения показателя, касающегося увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75% и соответственно, увеличение численности детей и молодежи, занимающихся в общеобразовательных организациях физической культурой и спортом во внеурочное время, а также участие учащихся во внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных соревнованиях*(1).
Кроме того, к 2020 году доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, должна достигнуть 40%, а среди обучающихся - 80%*(2).
Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами*(3).
Содержание общего образования определяется основной образовательной программой общеобразовательной организации, которая разрабатывается ею самостоятельно на основе федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и с учётом примерной основной образовательной программы.
По ФГОС в настоящее время обучаются учащиеся 1-4 классов.
В рамках указанных ФГОС также реализуется учебный предмет "Физическая культура".
Руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, воспитательной и иной деятельностью образовательной организации*(4). В связи с этим на него возлагается ответственность и общее руководство по подготовке и проведению физкультурных и спортивных мероприятий, направленных на значительное увеличение числа участников указанных соревнований.
Впервые во ФГОС общего образования предусмотрена организация внеурочной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности, и формы для ее реализации (кружки, клубы, секции, студии, мероприятия).
В 5-11 классах действуют государственные образовательные стандарты 2004 года*(5).
Все учебные предметы, в том числе и "Физическая культура", включённые в федеральный базисный учебный план, являются обязательными для изучения в объёме, предусмотренном указанным базисным учебным планом.
Начиная с 2010 года в объём недельной учебной нагрузки всех общеобразовательных организаций введён третий час физической культуры. Внесение изменений прошло процедуру профессиональной экспертизы и широкое общественное обсуждение*(6).
Основными задачами реализации содержания учебного предмета "Физическая культура" являются: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции посредством физической культуры; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, в том числе школьные спортивные клубы*(7).
В целях дальнейшего развития системы физкультурно-спортивного воспитания в части развития в образовательных организациях внеурочной деятельности утвержден Порядок осуществления деятельности школьных спортивных клубов и студенческих спортивных клубов*(8).
2. Формы работы по организации внутришкольных и межшкольных спортивных мероприятий
При реализации ФГОС, а также организации внеурочной деятельности физкультурно-спортивной направленности необходимо учитывать основные принципы физического воспитания: сознательность и активность; наглядность; доступность и индивидуализация; систематичность; динамичность.
При этом учителю физической культуры при организации внутришкольных и межшкольных спортивных мероприятий необходимо учитывать:
1. Физическую кондицию учащихся, развитие интереса к занятиям физической культурой и спортом, а также их индивидуальные потребности.
2. Возможности школьного спортивного клуба как основного звена в развитии внеурочной физкультурно-спортивной деятельности.
3. Изменения уровня физической подготовленности учащихся на протяжении всего периода обучения.
Необходимо обратить внимание на материально-техническое оснащение общеобразовательной организации и, в первую очередь, наличие спортивного инвентаря и оборудования.
Системный подход к организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий на внутришкольных и межшкольных этапах решает задачи расширения внеклассных и внешкольных физкультурно-спортивных форм работы; вовлечения обучающихся в регулярные занятия физической культурой и спортом; увеличения двигательной активности и укрепления здоровья обучающихся; пропаганды здорового образа жизни, гражданского и патриотического воспитания обучающихся; работы с одаренными детьми; развития соревновательной деятельности обучающихся по различным видам спорта и выявления сильнейших команд и участников, а также социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Каждой общеобразовательной организации необходимо иметь школьный спортивный клуб. Основными задачами деятельности школьных спортивных клубов являются:
вовлечение обучающихся в систематические занятия физической культурой и спортом;
организация физкультурно-спортивной работы с обучающимися;
осуществление работы по пропаганде здорового образа жизни;
организация и проведение спортивных, физкультурных и оздоровительных мероприятий в образовательных организациях, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе этапов всероссийских соревнований среди обучающихся (комплексных и по различным видам спорта).
Использование многообразия форм организации и проведения внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий позволяет увеличивать количество детей, принимающих участие на всех этапах спортивных состязаний (от школьного до всероссийского), с прогрессирующей динамикой.
При этом следует особо обратить внимание на обеспечение проведения занятий по физической культуре и спорту с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом групп здоровья*(9).
В соответствии с письмом Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. N 13-51-263/13 "Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой" все обучающиеся общеобразовательных организаций, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, должны посещать занятия по физической культуре согласно медицинской группе, в том числе занятия лечебной физической культурой. Занятия в медицинских группах (основная, подготовительная, специальная медицинская группа "А") должны отличаться учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, требованиями к уровню освоения учебного материала и соответствующей аттестацией.
Для обучающихся, отнесенных к подготовительной и специальной медицинской группе "А", а также с ограниченными возможностями здоровья в целях повышения их мотивации к занятиям физической культурой и спортом, формирования из их числа потенциальных участников соревнований в образовательных организациях необходимо в полной мере использовать многообразие физкультурных и спортивных форм в рамках внеурочной физкультурно-спортивной деятельности, но с учетом избирательности форм мероприятий и наличия медицинской справки о допуске к участию в физкультурно-спортивных мероприятиях.
Внутришкольные и межшкольные спортивные мероприятия в общеобразовательных организациях представлены различными формами, которые необходимо учесть при формировании календарного плана:
- социально-значимые спортивные соревнования "Президентские состязания" и "Президентские спортивные игры"; фестивали Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) среди обучающихся образовательных организаций;
- соревнования по различным видам спорта, проводимые в рамках всероссийских проектов "Мини-футбол в школу!", "Баскетбол в школу", "Кожаный мяч", "Волейбол в школу" и другие (между классами, командами параллелей классов, образовательными организациями);
- спартакиады, олимпиады, интеллиады (по интеллектуальным видам спорта) фестивали и т.п.;
- дни (недели), посвященные физической культуре и спорту, отдельно по видам спорта;
- спортивные праздники, приуроченные к знаменательным датам, профессиональным праздникам и общественно значимым событиям;
- конкурсы, акции, выставки (например, Всероссийская акция "Спорт - альтернатива пагубным привычкам", "Займись спортом! Стань первым!", "Олимпиада начинается в школе", другие), направленные на приобщение обучающихся к социально-педагогической деятельности по профилактике пагубных привычек, духовному и физическому совершенствованию, к ценностям олимпийского движения и его идеалов, пропаганде здорового образа жизни, ведению исследовательской и творческой деятельности, участию в волонтёрском движении;
- конкурсы на лучшую организацию и постановку спортивно-массовой работы;
- "Дни физкультурного самоуправления" (организация и проведение обучающимися физкультурных и спортивных мероприятий);
- "Дни ГТО" подготовка обучающихся к сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);
- мероприятия для проведения мастер-классов с приглашением спортсменов, представителей федераций по видам спорта, инструкторов фитнес центров, специалистов по адаптивной физической культуре, медицинских работников.
В целях обеспечения непрерывности освоения обучающимися образовательных программ и спортивной подготовки образовательным организациям в каникулярный период рекомендуется создание физкультурно-спортивных лагерей, а также осуществление контроля за выполнением домашних заданий по предмету "Физическая культура" и ведением обучающимися спортивного дневника самоконтроля.
3. Информационная поддержка внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий
Для создания единого информационного пространства участников внутришкольных и межшкольных спортивных мероприятий необходимо использовать:
- средства массовой информации (телевидение и радиовещание, сеть Интернет, печатные издания);
- полиграфическую продукцию (афиши, объявления, газеты, листовки, информационные материалы, программы, брошюры, буклеты, пресс-релизы, фотовыставки, плакаты, баннеры);
- социальную рекламу;
- привлечение известных спортсменов, тренеров, ветеранов спорта для координации деятельности школьных спортивных клубов, физкультурно-спортивной работы, проведения мастер-классов, фотосессий и встреч с юными болельщиками.
Информационное обеспечение физкультурных и спортивных мероприятий требует эффективного взаимодействия всех организаторов и участников на внутришкольном и межшкольном уровнях. Для этой цели необходимо в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальных сайтах общеобразовательных организаций, разработать информационную веб-страницу (при определенных возможностях - веб-сайт) по организации и сопровождению физкультурных и спортивных мероприятий, а также созданию базы данных физкультурных и спортивных мероприятий.
4. Сетевая форма организации и проведения внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий
Образовательные организации могут участвовать в сетевой форме реализации образовательных программ, в которую могут входить несколько образовательных организаций, организации системы дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, спортивные организации*(10).
В целях увеличения числа участников физкультурных и спортивных мероприятий на внутришкольных и межшкольных уровнях общеобразовательным организациям необходимо провести работу по следующим направлениям:
- созданию сетевой формы взаимодействия по организационно-методической поддержке организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий;
- определению форм организации и проведения внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий;
- материально-технической поддержке внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий;
- информационной поддержке организации и проведению внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятий.
Особое внимание следует обратить на создание школьных спортивных клубов, которые должны осуществлять организацию и проведение физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, подготовку и формирование команд по видам спорта, участие в соревнованиях разного уровня (школьного, муниципального, окружного, городского, всероссийского), пропаганду физической культуры, спорта и здорового образа жизни.
При этом школьный спортивный клуб должен входить в сетевую структуру и представлять интересы своей общеобразовательной организации.
Для создания сетевой формы взаимодействия необходимо:
1. Определить организации (участники) взаимодействия, их возможности и функционал.
2. Заключить договор о взаимодействии между участниками.
3. Разработать план программы совместной деятельности по организации и проведению физкультурных и спортивных мероприятий.
4. Разработать пакет документов, регламентирующих деятельность по организации и проведению совместных мероприятий.
5. Сформировать рабочие группы по направлениям деятельности и проводимым мероприятиям с определением их компетенции.
В целях качественной реализации плана программы необходимо определить базовые общеобразовательные организации, которые наилучшим образом соответствуют требованиям проводимых физкультурных и спортивных мероприятий, включая состояние спортивной материально-технической базы, а также кадровое, методическое и информационное сопровождение.
Для качественной организации и проведения данной работы необходимо:
1. Провести мониторинг спортивных объектов по следующим показателям:
- назначение спортивного объекта;
- классификация и размеры;
- оснащенность спортивным инвентарем и оборудованием;
- наличие и количество штатных работников;
- сезонность использования;
- оценка технического состояния;
- пропускная способность;
- безопасность.
2. На основании проведенного мониторинга создать перечень спортивных объектов с указанием возможных направлений их использования.
3. Разработать нормативные документы, регулирующие использование спортивных объектов для проведения физкультурных и спортивных мероприятий.
4. Разработать регламент использования спортивных объектов, определяющий порядок их предоставления на внутришкольных и межшкольных физкультурных и спортивных мероприятиях.
В регламенте должны быть определены цели и задачи использования спортивных объектов, нормативные документы, расписание проводимых мероприятий, ответственные за организацию и проведение физкультурных и спортивных мероприятий лица.
5. Разработать договор между участниками сетевой формы взаимодействия, регулирующий взаимоотношения сторон по вопросам сотрудничества и совместного использования спортивных объектов, составления календарного плана физкультурных и спортивных мероприятий и определения лиц, ответственных за их проведение.
6. Определить категории участников (команды, участников соревнований), которым будут предоставляться спортивные объекты для проведения физкультурных и спортивных мероприятий.
______________________________
*(1) Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".
*(2) Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, государственной программой Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" на 2013-2020 годы.
*(3) Статья 17 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(4) Статья 51 Федерального закона от 29 декабря 2012 г N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
*(5) Приказы Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" и от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
*(6) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. N 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
*(7) Статья 27 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статья 28 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре в Российской Федерации".
*(8) Приказ Минобрнауки России от 13 сентября 2013 г. N 1065 (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2013 г., регистрационный N 30235).
*(9) Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 134н (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2013 г., регистрационный N 27961).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "1346н"
*(10) Статья 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Заместитель |
В.Ш. Каганов |
Заместитель |
П.А. Колобков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2015 г. N ВК-457/09 "О методических рекомендациях"
Текст письма официально опубликован не был