В целях реализации пункта 13.1 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1128-р,приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
концепцию по внедрению комплексного механизме поддержки сертификации на внешних рынках российской продукции;
план мероприятий по внедрению комплексного механизма поддержки сертификации на внешних рынках российской продукции (далее - план мероприятий).
2. Департаменту металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения (Михеев А.А.) совместно с Департаментом стратегического развития (Осьмаков B.C.), Департаментом внешнеэкономических отношений (Господарев А.Н.) и Департаментом государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений (Леонидов К.В.) обеспечить выполнение пункта 1 плана мероприятий.
3. Департаменту стратегического развития (Осьмаков B.C.) совместно с Департаментом внешнеэкономических отношений (Господарев А.Н.), Департаментом металлургии, станкостроения и тяжелого машиностроения (Михеев А.А.) и Департаментом государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений (Леонидов К.В.) обеспечить выполнение пункта 2 плана мероприятий.
4. Госстандарту совместно с Департаментом государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений (Леонидов К.В.) и Департаментом внешнеэкономических отношений (Господарев А.Н.) обеспечить выполнение пункта 3 плана мероприятий.
5. Департаменту государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений (Леонидов К.В.) принять участие в выполнении пункта 4 плана мероприятий.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Каламанова Г.В.
Министр |
Д.В. Мантуров |
Концепция
по внедрению комплексного механизма поддержки сертификации на внешних рынках российской продукции
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 2 февраля 2015 г. N 153)
I. Введение
Настоящая Концепция разработана в соответствии с пунктом 13.1 раздела II плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1128-р.
Концепция представляет собой систему основных направлений поддержки сертификации на внешних рынках российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции.
Настоящая концепция разработана в соответствии с:
Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 823 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности машин и оборудования";
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления";
Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации";
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 526-р.
II. Цели и задачи
Целью создания комплексного механизма поддержки сертификации на внешних рынках российской продукции является обеспечение успешного продвижения российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции на рынки зарубежных стран.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
анализ вопросов сертификации высокотехнологичной (машиностроительной) продукции;
анализ опыта использования мер по поддержке сертификации российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции за рубежом;
формирование перечня приоритетной российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции для вывода на внешние рынки;
поиск финансовых механизмов поддержки в целях обеспечения продвижения российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции на рынки зарубежных стран, в том числе в рамках государственных программ;
использование преимуществ членства (участия) Российской Федерации в международных организациях и системах в области стандартизации, сертификации и аккредитации;
обеспечение признания результатов подтверждения соответствия.
III. Анализ текущего состояния сертификации высокотехнологичной (машиностроительной) продукции
Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) установлено, что если международным договором Российской Федерации в сфере технического регулирования установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом N 184-ФЗ, применяются правила международного договора.
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 1 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор) Евразийская экономическая комиссия (далее - Комиссия) осуществляет свою деятельность в пределах полномочий, предусмотренных Договором и международными договорами в рамках Евразийского экономического союза, в том числе в сфере технического регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Договора технические регламенты Союза или национальные обязательные требования действуют только в отношении продукции, включенной в утверждаемый Комиссией единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - единый перечень).
Государства-члены не допускают установления в своем законодательстве обязательных требований в отношении продукции, не включенной в единый перечень.
В соответствии с пунктом 3 Приложения N 9 к Договору для объектов технического регулирования, в отношении которых не вступили в силу технические регламенты Союза, действуют нормы законодательства государств-членов или актов Комиссии.
Пунктом 5 Приложения N 9 к Договору установлено, что формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах Союза.
Аккредитованные органы по оценке соответствия (в том числе органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры)), осуществляющие работы по оценке соответствия установленным техническим регламентом Союза требованиям, должны быть включены в единый реестр органов по оценке соответствия Союза.
Пунктом 5.1.3 Положения о Федеральной службе по аккредитации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845, установлено, что Росаккредитация осуществляет формирование и ведение единой части национальной части Единого реестра органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" регулирует отношения, возникающие между участниками национальной системы аккредитации, иными установленными указанным Федеральным законом лицами в связи с осуществлением аккредитации в национальной системе аккредитации.
В настоящее время разработаны, приняты и вступили в силу технические регламенты Таможенного союза, устанавливающие обязательные требования в отношении машиностроительной продукции, в том числе: "О безопасности машин и оборудования", "О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах", "О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе", "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением".
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. N 293 утверждены единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза.
К указанным выше техническим регламентам утверждены:
перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента;
перечни стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
В соответствии с утвержденными актами Евразийской экономической комиссии планами мероприятий, необходимых для реализации технического регламента, и одобренными на заседаниях подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию н интеграции планами мероприятий, направленных на реализацию технического регламента в Российской Федерации, осуществляется ежегодная, с момента вступления в силу технического регламента, актуализация указанных перечней стандартов.
Кроме того, для большинства указанных технических регламентов утверждены программы по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента, а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.
Следует отметить, что одним из важных направлений деятельности в области стандартизации является гармонизация национальных и межгосударственных стандартов с международными стандартами.
Таким образом, вопросы сертификации российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции можно считать урегулированными положениями законодательства Таможенного союза и Единого экономического пространства.
IV. Анализ опыта использования мер по поддержке сертификации российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции за рубежом
Вопросы сертификации в третьих странах регулируются национальными законодательствами этих стран, нормы которых в части установления обязательных требований к продукции и порядку подтверждения соответствия различны. Поэтому следует констатировать отсутствие единообразного подхода.
При этом один из механизмов поддержки сертификации российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции за рубежом существует и успешно функционирует.
Так, в соответствии с пунктом 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 526-р на Госстандарт возложено обеспечение участия Российской Федерации в работе международных организаций, осуществляющих деятельность в области стандартизации, в том числе в Системе Международной электротехнической комиссии по подтверждению результатов испытаний и сертификации электрооборудования (далее - система МЭКСЭ).
Следует отметить, что наряду с Российской Федерацией участниками системы МЭКСЭ являются Республика Беларусь и Республика Казахстан.
Нормативной правовой основой в законодательстве Евразийского экономического союза для признания сертификатов соответствия, выданных в системе МЭКСЭ, является статья 55 Договора.
Участие в системе МЭКСЭ предусматривает в том числе взаимное признание иностранных сертификатов соответствия, выданных органами по сертификации (оценке (подтверждению) соответствия) в рамках системы МЭКСЭ (сертификатов СБ).
V. Инструмент реализации Концепции. Основные этапы и направления реализации
Основным инструментом реализации настоящей Концепции должны стать пункты плана мероприятий по внедрению комплексного механизма поддержки сертификации на внешних рынках российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции, представляющие собой направления реализации Концепции.
Этапы реализации Концепции соответствуют последовательности пунктов указанного плана, с учетом установленных в них сроков.
5.1. Формирование перечня приоритетной российской высокотехнологической (машиностроительной) продукции
Учитывая малый опыт использования мер по поддержке сертификации российской продукции, а также сложности и ограничения, связанные с необходимостью выполнения обязательств Российской Федерации в связи с ее членством в международных организациях, одной из основных задач является разработка перечня приоритетной российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции для вывода на внешние рынки.
Формирование указанного перечня должно осуществляться на основании принципов открытости и доступности. Данные принципы предполагают привлечение к формированию перечня наряду с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представителей общественных объединений производителей и потребителей.
Кроме того, должна быть предусмотрена возможность актуализации указанного перечня по мере разработки новой высокотехнологической (машиностроительной) продукции и изменения потребностей в выводе той или иной продукции на внешние рынки, а также обеспечен свободный доступ к перечню всех заинтересованных лиц.
5.2. Компенсации (субсидирование и/или предоставление налоговых льгот) для продукции из перечня приоритетной российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции
Пунктом 4 статьи 23 Закона N 184-ФЗ установлено, что в Российской Федерации работы по обязательному подтверждению соответствия подлежат оплате на основании договора с заявителем. Стоимость работ по обязательному подтверждению соответствия продукции определяется независимо от страны и (или) места ее происхождения, а также лиц, которые являются заявителями.
Вместе с тем следует полагать, что государства - члены Таможенного союза, в том числе Российская Федерация, являются заинтересованными в расширении рынка реализации продукции, в том числе инновационной, высокотехнологичной, особенно имеющей конкурентные преимущества относительно аналогичной продукции других государств.
Поэтому каждая из Сторон вправе аккумулировать часть денежных средств, предусматривая их последовательное применение при производстве указанной продукции, а также после проведения работ по сертификации.
В тех случаях, когда Сторона заинтересована в продаже продукции, она имеет право резервировать часть бюджетных средств для оплаты этих работ (путем применения компенсационных мер, субсидирования, установления налоговых льгот).
Учитывая изложенное, одним из механизмов поддержки сертификации на внешних рынках российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции могут стать компенсации (субсидирование и/или предоставление налоговых льгот) для продукции из перечня приоритетной российской высокотехнологичной (машиностроительной) продукции после процедур сертификации.
5.3. Создание условий для заинтересованности экспортера в проведении работ по сертификации продукции в национальном сертификационном органе (НСО ГОСТ Рэ) с получением сертификата, установленного в системе МЭКСЭ
Учитывая, что Российская Федерация является участницей системы МЭКСЭ, что способствует обеспечению доступа российской продукции на внешние рынки, важной задачей является разработка комплекса мер, реализация которых позволит создать комфортные условия для экспортера, обеспечив тем самым его заинтересованность в проведении работ по сертификации в НСО ГОСТ Рэ с получением сертификата, установленного в системе МЭКСЭ.
Разработка подобного комплекса мер должна осуществляться на постоянной основе с привлечением всех заинтересованных сторон, включая общественные объединения производителей и потребителей.
5.4. Подписание соглашения о взаимном признании с Международной организацией по аккредитации (ILAC) и Международным Форумом по аккредитации (IAF)
В настоящее время, чтобы иметь возможность реализации на внешних рынках продукции, произведенной в Российской Федерации, безопасность и качество продукции должны быть подтверждены в зарубежных лабораториях или органах по оценке соответствия. Необходимость прохождения испытаний, процедур сертификации ведет к возникновению дополнительных издержек для экспортеров и является барьером для осуществления внешнеторговой деятельности.
В целях решения данных задач важнейшей целью становится вступление национального органа по аккредитации в международные организации в области аккредитации, прежде всего в ILAC и IAF.
В основе деятельности ILAC лежит соглашение о взаимном признании результатов испытаний н калибровки (ILAC MRA), которое подписывают члены организации. Суть соглашения заключается в том, что страны договариваются о взаимном признании компетентности испытательных н калибровочных лабораторий и доверяют результатам испытаний, проведенных в этих лабораториях. Доверие обусловлено тем, что органы по аккредитации, подписавшие соглашение, прошли оценку н продемонстрировали соответствие критериям ILAC на компетентность.
В настоящее время национальный орган по аккредитации Российской Федерации получил статус ассоциированного члена ILAC.
IAF является мировой ассоциацией органов по аккредитации, занимающихся оценкой органов по оценке соответствия в сфере систем менеджмента качества, персонала, продуктов н услуг. Органы по аккредитации, прошедшие процедуру равноправной оценки в IAF, признаются компетентными и подписывают соглашение о взаимном признании аккредитации с членами IAF.
Таким образом, решение задач по вступлению Росаккредитации в ILAC н IAF будет способствовать обеспечению международного признания результатов оценки соответствия российских органов н упрощению доступа российской продукции на внешние рынки.
VI. Ожидаемые результаты реализации Концепции
К результатам реализации Концепции следует отнести:
подписание в 2016 году соглашения о взаимном признании с Международной организацией по аккредитации (ILAC) н Международным Форумом по аккредитации (IAF);
ежегодное увеличение количества выданных сертификатов, установленных в системе МЭКСЭ, на 3%;
ежегодное увеличение доли российской высокотехнологической (машиностроительной) продукции на внешних рынках на 1%.
План
мероприятий по внедрению комплексного механизма поддержки сертификации на внешних рынках российской продукции
(утв. приказом Министерства промышленности и торговли РФ от 2 февраля 2015 г. N 153)
Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 2 февраля 2015 г. N 153 "Об утверждении концепции и плана мероприятий по внедрению комплексного механизма поддержки сертификации на внешних рынках российской продукции"
Текст приказа официально опубликован не был