Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 мая 2015 г. N 03-03-06/31206
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка учета в целях налогообложения прибыли организаций суммы возвращенной в доход бюджета субсидии и сообщает следующее.
Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг регламентировано статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), в соответствии с которой субсидии указанным лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками учитываются доходы от реализации товаров, работ, услуг, реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в данном перечне не поименованы, в связи с чем учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Дата признания доходов в виде субсидий, полученных организациями, определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 271 НК РФ.
Согласно этому пункту подобные доходы признаются по мере осуществления расходов, при этом в случае нарушения условий получения субсидий, предусмотренных вышеуказанным пунктом, суммы полученных субсидий в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с положениями пункта 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Таким образом, по мнению Департамента, в случае, если средства бюджета подлежат возврату получателем бюджетных средств в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, в связи с пересмотром ранее выданного объема субсидий юридическому лицу, налогоплательщику необходимо внести соответствующие изменения в налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения об учете в целях налогообложения прибыли суммы возвращенной в доход бюджета субсидии.
Разъяснено, что доходы, не учитываемые при налогообложении прибыли, закреплены в НК РФ. Их перечень является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в нем не поименованы. В связи с этим они учитываются в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Подобные доходы признаются по мере осуществления расходов. Если нарушены условия получения субсидий, суммы данных ассигнований в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение.
Как пояснил Минфин России, если средства бюджета возвращаются получателем в соответствующий бюджет в связи с пересмотром ранее выданного объема субсидий юрлицу, налогоплательщику необходимо внести соответствующие изменения в декларацию по налогу на прибыль.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 мая 2015 г. N 03-03-06/31206
Текст письма официально опубликован не был