1. В случае изменения номенклатуры товаров, требуемых к поставке в соответствии с договором, заключенным по результатам закупки, по инициативе поставщика, такая организация включается в реестр недобросовестных поставщиков.
В УФАС поступило обращение о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия УФАС рассмотрела указанное обращение и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки, поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 утверждены Правила направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктом 2 Правил установлено, что в случае уклонения от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (если документацией о закупке предусмотрена обязанность такого лица заключить договор), заказчик не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора с участником закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора, или со дня истечения срока подписания договора, указанного в документации о закупке (если документацией о закупке не предусмотрено заключение договора с иным участником закупки при уклонении победителя закупки от заключения договора), направляет в уполномоченный орган сведения и документы, предусмотренные настоящими Правилами.
18.03.2014 на официальном сайте в сети "Интернет" размещено извещение о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на поставку оснастки. Место поставки товара г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Советская. Срок поставки не более 60 дней с момента заключения договора.
По условиям проводимой закупки заказчику необходимо поставит товар в соответствии с номенклатурным перечнем таблицы N 1 раздела 2 закупочной документации. В данном перечне содержится описание и количество закупаемого товара, начальная (максимальная) цена товара, указание на производителя. Таблицей N 2 этого же раздела допускается к поставке аналог закупаемой продукции при условии, если его технические характеристики не хуже характеристик продукции-эталона.
Таблицей N 5 раздела 2 документации установлено требование об отражении в заявке участника, предлагающего поставку аналога заявленной продукции, всех технических характеристик аналога.
Согласно подпункту 2.3.2 пункта 2.3 документации претендент допускается к участию в закупочной процедуре, если он и его продукция соответствуют всем требованиям, установленным Положением о закупке ОАО и документацией; он направил заявку на участие и прикрепил к ней все необходимые документы.
В установленный срок на участие в закупке поступили заявки ООО "Т", ООО "Х", допущенные к участию в закупке. По результатам проведенной оценки и сопоставления заявок победителем закупки признано ООО "Т" (протокол от 11.04.2014).
В представленной заявке ООО "Т" содержится предложение о поставке продукции эталона в соответствии со спецификацией закупочной документации, по цене ________ руб. (с НДС). Предложения участников оценивались по критериям, предусмотренным подпунктом 2.3.5 пункта 2.3 документации: цена договора - 30%, срок поставки товара - 20%, квалификация и надежность участника - 50%. Итоговая оценка-заявок приведена в бюллетене оценки заявок. Суммарный рейтинг заявки ООО "Т" 22,51 заявки ООО "Х" 0,01.
05.05.2014 в адрес заказчика поступил подписанный обществом проект договора поставки, в приложении N 1 к которому производитель товара по позициям с 13 по 20 изменен с "В" на "С" и "Н".
Письмом от 08.2014 N 68-200-10742 заказчик уведомил общество о несоответствии указанного договора по позициям с 13 по 20 заявке общества и необходимости не позднее 15.05.2014 устранить выявленные замечания.
В ответ на данное письмо общество уведомило заказчика о том, что в позициях 13-20 заявки допущена опечатка и вместо планируемого к поставке товара, производства японской компании, указано на поставку товара производства "ВКЗ". По остальным позициям общество готово поставить товар в соответствии с поданной им заявкой. Этим же письмом общество просит не рассматривать подписанный им проект договора от 05.05.2014 (письмо от 14.05.2014 N 59).
Письмом от 23.05.2014 N 68-200 заказчик повторно уведомил общество о необходимости подписания проекта договора на условиях поданной заявки. В случае, если договор до 26.05.2014 не поступит в адрес заказчика общество будет внесено в реестр недобросовестных поставщиков. Письмо получено обществом 29.05.2014 посредством факсимильной связи.
В связи с отказом от подписания договора заказчик уведомил общество о направлении обращения в уполномоченный орган для рассмотрения вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (письмо от 04.06.2014 N 68-200/13580).
В соответствии с разделом 6 Положения о закупке ОАО, размещенного на официальном сайте, договор с победителем либо иным лицом, с которым в соответствии с настоящим Положением заключается такой договор, по результатам неторговых процедур должен быть заключен заказчиком не позднее 45 дней со дня подписания итогового протокола,
В случае если участник закупки, обязанный заключить договор, не предоставил заказчику в указанный срок подписанный им договор, либо не предоставил надлежащее обеспечение исполнения договора, такой участник признается уклонившимся от заключения исполнения договора.
При заключении и исполнении условий договора не допускается изменение его условий в сравнении с условиями, указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, кроме случаев, предусмотренных настоящим разделом Положения.
При исполнении договора при согласовании заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка продукции, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которой являются улучшенными по сравнению с таким качеством и такими характеристиками продукции, указанной в договоре.
Из указанного следует, что обязанность представить заказчику подписанный договор лежит именно на победителе закупки, при этом возможность изменения условий договора путем поставки продукции улучшенного качества допускается только при наличии на то согласия заказчика.
Итоговый протокол закупки по выбору победителя подписан П.04.2014, размещен на официальном сайте 14.04.2014 и с этой даты был доступен для ознакомления всем заинтересованным лицам. Соответственно, договор поставки должен быть подписан не позднее 26.05.2014 на условиях заявки. Следовательно, при принятии условий закупочной документации и направляя свое предложение, общество должно было проявить ту степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него с учетом риска осуществления им предпринимательской деятельности, и соотнести предложенное со своими интересами и потребностями.
При таком положении, комиссия признала обоснованными доводы заказчика об уклонении общества от заключения договора.
Заявитель не согласился с принятым решением и обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "В этой связи Письмом от 14.05.2014 общество просило не рассматривать подписанный им проект договора от 05.05.2014, который содержал иные условия по позициям 13-20 указанных в Заявке.
Таким образом по состоянию на 26.05.2014 победителем не представлен подписанный проект договора по проведенному конкурсу.
Суд, исследовав указанные обстоятельства и оценив документацию о закупке, приходит к выводу, что в данном случае заключение контракта являлось обязательным условием для победителя конкурса с учетом раздела 6 Положения о Закупке, Общество не представив в срок до 26.05.2014 года подписанный проект договора совершило действия по уклонению по заключению договора.
При этом обществом не представлено доказательств наличия существенных препятствий в заключении предложенного контракта, либо нарушений со стороны организатора закупки при предложении его подписания".
Учитывая изложенное, в удовлетворении требований заявителя было отказано.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2015 г. по делу N А40-12645/2015)
2. В случае, если победитель закупки письмом отказывается от подписания контракта, он признается уклонившимся от подписания контракта и сведения о нем вносятся в реестр недобросовестных поставщиков.
В Самарское УФАС России поступило заявление ООО "С" о внесении сведений о ЗАО "НТЦ "С" в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно доводам Заказчика, ЗАО "НТЦ "С" уклоняется от подписания договора по результатам проведенного запроса предложений на поставку нержавеющих труб.
10.04.2014 г. в единой информационной системе по адресу было размещено извещение о проведении Запроса предложений.
Согласно указанному извещению, предметом Запроса предложений является поставка кранов шаровых для нужд ООО "С".
Начальная (максимальная) цена: 1 231 200, 00 рублей.
Из протокола запроса предложений на поставку кранов шаровых ГО для нужд ООО "С" от 25.04.2014 следует, что на участие в Запросе предложений подано пять заявок.
По результатам оценки заявок Заказчиком принято решение о присвоении первого места ЗАО "НТЦ "С".
Цена договора, предложенная ЗАО "НТЦ "С" составляет 936 973, 90 рублей.
В соответствии с пунктом 11.5,3 положения о закупках ООО "С" от 18.04.2014 г. Общество подписывает с победителем закупки договор на условиях, содержащихся в заявке, представленной победителем закупки, в срок, указанный в закупочной документации, но не позднее 45 рабочих дней с момента подписания протокола.
Абзацем 3 пункта 4.7 Документации открытого запроса предложений на поставку кранов шаровых 1....В для нужд ООО "С" установлено, что договор подписывается между Заказчиком и участником закупки, признанным победителем, в срок не более 30 (тридцати) дней после даты подписания протокола подведения итогов открытого запроса предложений.
Таким образом, договор между ЗАО "НТЦ "С" и ООО "С" должен быть подписан не позднее 04.06.2014 г.
Вместе с тем, 07.05.2014 г. в адрес ООО "С" поступило письмо от ЗАО "НТЦ "С". в соответствии с которым ЗАО "НТЦ "С" отказывается от победы в тендере на поставку шаровых кранов по протоколу N 56 от 25 апреля 2014 года.
Согласно части 2 статьи 5 Закона о закупках в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС России пришла к выводу о том, что ЗАО "НТЦ "С" необоснованно уклонилось от заключения договора на поставку кранов шаровых для нужд ООО "С".
Организация не согласилась с решением УФАС и обжаловала его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующему выводу "28.10.2014 ФАС России, рассмотрев заключение Самарского УФАС России N РНП-63-5-14/7, включило сведения о ЗАО "НТЦ "С" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Оспаривая указанные действия ЗАО "НТЦ "С" ссылается на то, что положения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках) не распространяются на ООО "С" и ЗАО "НТЦ "С", поскольку в уставном капитале указанных организаций отсутствует какая-либо доля государства, а поэтому мера ответственности за нарушение условий контракта, предусмотренного Законом о закупках не правомерна.
Указанные доводы общества судом не принимаются, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, в совокупности с положениям ООО "СВГК" на рынке оказания соответствующих услуг."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда Самарской области от 15.06.2015 г. по делу N А55-1200/2015)
3. Попытка победителя закупки внести изменения в проект заключаемого договора в части существенных условий договора, рассматривается контролирующим органом как уклонение от подписания договора.
В УФАС поступили материалы о включении организации в реестр недобросовестных поставщиков. Комиссия УФАС рассмотрела указанные материалы и установила следующие обстоятельства.
Руководствуясь положениями Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", ОАО "АК "Т", выступая организатором закупки, 28.10.2014 в сети Интернет на сайте разместило извещение, закупочную документацию закрытого запроса предложений на право заключения договоров поставки присадки противотурбулентной для транспортировки нефтепродуктов в январе-апреле 2015 года с заказчиками закупки.
ООО "А" приняло участие в закупке, направив заявку, которая признана соответствующей закупочной документации. По условиям проведения закупки общество подтвердило своё согласие с условиями договора и подготовило свою заявку на участие в закупке в соответствии с условиям, указанными в документации о закупке, без каких-либо оговорок. ООО "А" понимало, что не имеет права вносить изменения в заявку на участие в закупке и обязалось в случае выбора победителем закупки заключить договор в соответствии с условиями закупки и прилагаемым образцом договора (форма N 4 подтверждения согласия с условиями договора).
Согласно пункту 4 протокола N ЗП от 27.11.2014 заседания конкурсной комиссии ОАО "АК "Т" общество признано победителем закупки. Пункт 15 инструкции для участника закупки (размещена вместе с извещением о проведении закупки на сайте предполагает следующий порядок действий по итогам закупки.
Победителю закупки направляется письменное уведомление о выборе его победителем с приглашением к процедуре подписания договора в течение 2 (двух) рабочих дней с даты выбора его победителем закупки.
Победитель закупки обязан подписать договор в течение 7 (семи) календарных дней с момента размещения на официальном сайте протокола, если иной срок не предусмотрен в документации о закупке. Если победитель закупки не подписывает договор в вышеуказанный срок, он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
28.11.2014 ОАО "АК "Т" в адрес ООО "А" направлено письменное уведомление, содержащее приглашение к подписанию договоров по итогам закупки. В свою очередь, протокол о выборе ООО "А" победителем закупки надлежащим образом опубликован 27.11.2014.
Таким образом, в семидневный срок с даты публикации итогового протокола о результатах закупки ООО "А" обязано подписать договор с заказчиками закупки, в том числе договор с АО "Т".
Однако в нарушение принятых ранее обязательств заключить договор в соответствии с условиями закупки и прилагаемым образцом договора ООО "А" направило в адрес ОАО "АК "Т" письме от 04.12.2014 (исх. N 017), в котором предложило пересмотреть, условия договоров, пересчитав их цену в долларах Соединённых Штатов Америки.
10.12.2014 ОАО "АК "Т" отказалось от данного предложения настаивая на заключении договоров с заказчиками на условиях закупочной документации. 10.12.2014 ООО "А" предложило АО "Т" пересмотреть условия договоров, пересчитав их цену в евро - валюту, имеющую обращение на территории Европейского союза. Данное предложение также отвергнуто ОАО "АК "Т".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" основаниями для включения в реестр недобросовестных поставщиков являются: уклонение участником закупки от заключения договора; расторжение заключенного договора судом в связи с существенным нарушением его условий со стороны участника закупки.
Таким образом, уже то обстоятельство, что ООО "А" к 10.12.2014 не заключило договор с АО "Т", является достаточным для квалификации действий общества, как действий участника закупки, направленных на уклонение от заключения договора по результатам закупки. Иные обстоятельства, наступившие по истечению предусмотренного для заключения договора семидневного срока, не имеют правового значения для констатации факта уклонения ООО "А" от заключения договора с АО "Т".
Комиссия антимонопольного органа отмечает, что изменение курсов иностранных валют, прекращение производства предмета закупки её; непосредственным производителем - ООО "Т", о котором ООО "А" уведомлено 15.12.2014, не является исключительными обстоятельствами, а негативные последствия, к которым данные события привели, могли быть исключены в случае проявления ООО "А" должной осмотрительности, то есть относятся к обычным рискам, присущим предпринимательской деятельности. Не являясь производителем требуемой заказчиками присадки противотурбулентной для транспортировки нефтепродуктов, ООО "А" всё же приняло решение осуществлять её поставки, следовательно, должно было быть готово к наступлению вышеуказанных обстоятельств.
Три этом являются несостоятельными ссылки ООО "А" на положения части 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данной нормой установлено, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которая ни одна из сторон не отвечает.
Полагая, что заключение договора невозможно по причине прекращения производства присадки противотурбулентной для транспортировки нефтепродуктов конкретным хозяйствующим субъектом, общество не учитывает следующее. Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей служат юридические факты, с которыми закон и иные правовые акты связывают соответствующие последствия. В данной ситуации у ООО "А" отсутствовала обязанность поставить предмет закупки, так как подобная обязанность возникла бы из договора, который общество не подписало. В свою очередь, признание ООО "А" победителем закупки повлекло возникновение у общества обязанности заключить договор поставки присадки противотурбулентной для транспортировки нефтепродуктов на условиях и в сроки, предусмотренные закупочной документацией, что ООО "А" не сделано.
О справедливости данного подхода свидетельствует то обстоятельство, что одним из оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков является расторжение заключенного договора судом в связи с существенным нарушением его условий со стороны участника закупки. Таким образом:, даже предполагая на момент заключения договора невозможность исполнения договорных обязательств, такой участник закупки имеет возможность избежать правонарушения, доказав в суде наступление обстоятельств, препятствующих исполнению договора и являющихся самостоятельным основанием для расторжения договора не обусловленных при этом недобросовестностью участника закупки.
Учитывая изложенное, комиссия приняла решение о включении ООО "А" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "А", не согласившись с решением УФАС обжаловала его в судебном порядке. Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "15.12.2014 г. Участником направлено письмо N 021-14 ПТП/048 о невозможности исполнения обязательств по договору по результатам проведения Запроса предложений, в связи с прекращением компанией Ml FINLAND OY изготовления производства противотурбулентной присадки Necadd 447 по причине полной остановки производственной деятельности компании с IV квартала 2014 г.
При этом согласно письму компании Ml FINLAND OY от 15.12.2014 N 31-12/14, представленному Заявителем, завод в Финляндии по выпуску противотурбулентной присадки Necadd 447 и оборудования RUKI. 01.01.2015 остановил выпуск продукции и с 2015 года прекращает свою деятельность.
Согласно пункту 15.3 Инструкции для участника закупки Документации если победитель закупки не подписывает договор в срок указанный в пункте 15.2 Инструкции для участника закупки Документации, он является уклонившимся от заключения договора с наступлением последствий предусмотренных законодательством Российской Федерации и Положением о закупке товаров, работ, услуг.
Таким образом, Участником не предоставлен Заказчикам подписанный договор в срок, указанный пункте 15.2 Инструкции для участника закупки Документации по результатам проведения Запроса предложений, что подтверждает факт уклонения ООО "А" от заключения договоров.
Также судом установлено, что изменение курсов иностранных валют, прекращение производства предмета закупки непосредственным производителем - ООО "Технологическая компания Шлюберже", о котором ООО "А" уведомлено 15.12.2014, не является исключительными обстоятельствами, а негативные последствия, к которым данные события привели, могли быть исключены в случае проявления ООО "А" должной осмотрительности, то есть относятся к обычным рискам, присущим предпринимательской деятельности. Не являясь производителем требуемой заказчиками присадки противотурбулентной для транспортировки нефтепродуктов, ООО "А" всё же приняло решение осуществлять её поставки, следовательно, должно было быть готово к наступлению вышеуказанных обстоятельств.
При этом являются несостоятельными ссылки ООО "А" на положения части 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данной нормой установлено, что обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Судом установлено, что полагая, что заключение договора невозможно по причине прекращения производства присадки противотурбулентной для транспортировки нефтепродуктов конкретным хозяйствующим субъектом, общество не учитывает следующее. Основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей служат юридические факты, с которыми закон и иные правовые акты связывают соответствующие последствия. В данной ситуации у ООО "А" отсутствовала обязанность поставить предмет закупки, так как подобная обязанность возникла бы из договора, который общество не подписало. В свою очередь, признание ООО "А" победителем закупки повлекло возникновение у общества обязанности заключить договор поставки присадки противотурбулентной для транспортировки нефтепродуктов на условиях и в сроки, предусмотренные закупочной документацией, что Заявителем не сделано.
О справедливости данного подхода свидетельствует то обстоятельство, что одним из оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков является расторжение заключенного договора судом в связи с существенным нарушением его условий со стороны участника закупки. Таким образом, даже предполагая на момент заключения договора невозможность исполнения договорных обязательств, такой участник закупки имеет возможность избежать правонарушения, доказав в суде наступление обстоятельств, препятствующих исполнению договора и являющихся самостоятельным основанием для расторжения договора), необусловленных при этом недобросовестностью участника закупки.
Довод Заявителя о том, что включение сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков является нарушением прав заявителя является необоснованным по следующим основаниям.
В силу части 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
При этом необходимо учитывать, что Закон N 223-ФЗ не предусматривает случаев, при которых признанный уклонившимся от заключения договора участник закупки может быть не включен в РНП.
Таким образом, у ФАС России не имелось правовых оснований для невключения сведений о Заявителе в реестр недобросовестных поставщиков при поступлении заключения Орловского УФАС от 06.08.2014 N 507-14/03 АЗ РНП, согласно которому сведения о Заявителе подлежат включению в РНП."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.07.2015 г. по делу N А40-67309/2015)
4. Оценка финансовой устойчивости участника через сумму уставного капитала в критерии оценки заявок "квалификация" не ограничивает количество участников закупки.
Заказчик проводил открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по организации осуществления сторонами обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
В ходе закупки одним из участников была подана жалоба в ФАС России.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
Согласно Извещению, дата и время окончания подачи заявок на участие в Конкурсе 10.04.2014.
Пунктом 3.8.6.1 Документации установлено, что "...в рамках оценочной стадии комиссия по закупке оценивает и сопоставляет конкурсные заявки".
Согласно пункту 3.8.6.2 Документации оценка осуществляется в строгом соответствии с критериями и процедурами, указанными в Документации.
В Документации установлен перечень критериев оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе "Квалификация участника" (значимость 50%).
При этом, в соответствии с положениями Документации, показателями критерия "Квалификация участника" являются:
- "Размер оплаченного уставного капитала" - максимальный балл - "40";
- "Размер собственных средств страховой организации по состоянию на последнюю отчётную дату (данные из бухгалтерского баланса за 9 месяцев 2013 г.)" - максимальный балл - "30";
- "Размер чистой прибыли по состоянию на последнюю отчётную дату (данные из бухгалтерского баланса за 9 месяцев 2013 г.)" - максимальный балл - "30".
Согласно части 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Представители Заказчика пояснили, что в соответствии с положениями статей 90 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
Таким образом, размер уставного капитала является одним из показателей, позволяющих получить представление о размерах и объеме собственных средств участников закупки. Заказчик заинтересован в том, чтобы в случае ненадлежащего исполнения условий договора страховщиком имелась реальная возможность взыскания с него убытков и соответствующих штрафных санкций.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются, в том числе собственные средства (капитал) - уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль. То есть, по мнению Заказчика, исходя из положений статьи 25 Федерального закона от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" уставной капитал страховщика является гарантом его платежеспособности и финансовой устойчивости. Учитывая, что Заказчик, является крупнейшим перевозчиком Московской области, гарантия платежеспособности страховой компании является существенным требованием при исполнении договора.
Представители Заказчика на заседании Комиссии ФАС России также пояснили, что в соответствии с Документацией указанные критерии оценки направлены, в том числе на предоставление информации о финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, что влияет на условия исполнения договора, при этом не являются требованиями к участникам закупки и не служат ограничением возможности участия в Конкурсе участникам закупок.
Представителем Заявителя на заседание Комиссии ФАС России не представлены доказательства, подтверждающие, что установленные Заказчиком в Документации показатели критерия оценки заявок на участие в Конкурсе "Квалификация участника" ограничивают количество участников Конкурса и приводят к созданию дискриминационных условий.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу о том, что отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности соответствия требованиям Документации, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников Конкурса.
Таким образом, довод Заявителя об установлении Заказчиком в Документации критериев оценки заявок, ограничивающих конкуренцию и создающих дискриминационные условия, не нашел своего подтверждения.
Организация не согласилась с решением ФАС России и обжаловала его в судебном порядке.
Суд, рассмотрев указанное дело, пришел к следующим выводам "При этом суды обоснованно отметили, что указанные критерии оценки направлены, в том числе на предоставление информации о финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, что влияет на условия исполнения договора, при этом не являются требованиями к участникам закупки и не служат ограничением возможности участия в Конкурсе участникам закупок.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали оспариваемое решение ФАС России законным."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2015 г. по делу N А40-79903/14)
5. При проведении закупки на право заключения договора на выполнение работ по строительству заказчик должен разместить на официальном сайте проектно-сметную документацию.
Заказчик проводил открытый конкурс в электронной форме на право заключения договора на выполнение работ: "Подготовительный период строительства энергоблоков N 1, N 2 Курской АЭС-2. Промплощадка. Песчаная и песчано-гравийная подушка под фундаменты зданий и сооружений энергоблоков" .
В ходе закупки одним из участников была подана жалоба в ФАС России.
Рассмотрев представленные материалы и выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, Комиссия ФАС России установила следующее.
1. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.
Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 14.1.3 Информационной карты Документации участник Конкурса "должен иметь соответствующие разрешающие документы на осуществление видов деятельности, связанные с выполнением договора, право на заключение которого является предметом настоящего конкурса, в том числе:
- в случае выполнения работ собственными силами участник конкурса должен иметь свидетельство саморегулируемой организации (далее - СРО) о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а именно объекты использования атомной энергии, при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту с полным перечнем работ предусмотренных технической частью конкурсной документации (Приложение N 2 к Тому 2 "Техническая часть" настоящей документации)".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Перечень видов работ, видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень).
При этом, в отношении отдельных видов и групп видов работ, указанных в Перечне, требуется получение свидетельства о допуске на виды работ, влияющие на безопасность объекта капитального строительства, в случае выполнения таких работ на объектах, указанных в статье 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов) относятся к особо опасным и технически сложным объектам.
Атомные станции в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", относятся к объектам использования атомной энергии.
В Техническом заданием Документации предусмотрено, что в состав закупаемых работ входят, в том числе работы, включенные в Перечень.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.07.2011 N 356 "Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние небезопасность объектов капитального строительства" утверждены формы соответствующих свидетельств в зависимости от вида объектов капитального строительства: "объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства, объекты использования атомной энергии", или "объектов капитального строительства, включая особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии)", или "объектов капитального строительства (кроме особо опасных и технически сложных объектов, объектов использования атомной энергии)".
Учитывая, что предметом Конкурса являются работы на объекте использования атомной энергии, довод Заявителя в части установления необоснованного требования к участникам Конкурса о представлении свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а именно объекты использования атомной энергии не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчик.
В соответствии с пунктом 5.1 Технического задания Документации материалы и изделия, применяемые для выполнения работ, должны полностью соответствовать указанным в проектной документации.
Прием и передача выполненных работ осуществляется, в том числе, в соответствии с проектом, рабочей документацией.
Предметом проекта договора, являющегося неотъемлемой частью Документации, установлено, что закупаемые работы должны выполняться в соответствии с проектом.
При этом, представитель Заказчика на заседании Комиссии ФАС России пояснил, что проектно-сметная документация, на основании которой должны
выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, на официальном сайте в составе Документации не размещена.
Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, к качеству, техническим характеристикам закупаемых работ, к результатам работ приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, в том числе в части формирования ценового предложения, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) (пункт 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках),
порядок формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей) (пункт 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках).
Пунктом 10 Информационной карты Документации установлено, что "стоимость Работ по Договору, в том числе вознаграждение Субподрядчика за исполнение всех его обязанностей по настоящему Договору, в том числе стоимость всех необходимых для выполнения Работ Материалов (с учётом транспортных расходов на их доставку на Строительную площадку и заготовительно-складских расходов), стоимость разработки всех необходимых проектов производства Работ и Исполнительной документации".
Учитывая требования пункта 5.1 Технического задания Документации, а также тот факт, что проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, на официальном сайте в составе Документации не размещена, Документация не отражает порядок формирования начальной (максимальной) цены договора, заключаемого по итогам Конкурса.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 7 части 10 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации указываются форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно пункту 21.1.1 проекта договора "Генподрядчик имеет право перечислить Субподрядчику текущий аванс".
Таким образом, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что в пункте 21.1.1 проекта договора в нарушение пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках не установлен надлежащим образом порядок оплаты закупаемых работ.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, жалоба заявителя была признана обоснованной в части и заказчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Заказчик, не согласившись с решением ФАС России обжаловал его в судебном порядке. Суд, рассмотрел указанное дело и пришел к следующим выводам "В соответствии с "Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к ее содержанию", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, проектно-сметная документация состоит из текстовой и графической частей.
Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме. Каждый раздел проектно-сметной документации включает определенные чертежи.
Эти чертежи являются основанием для расчета потребности в конструкциях, материалах, изделиях. Правила определения объемов работ по проектной документации и их стоимости содержится в соответствующих СнИПах.
Согласно пункту 4 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, рабочая документация разрабатывается в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства.
Таким образом, рабочая документация разрабатывается на основании проектной документации. Капитальный ремонт осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
В соответствии с пунктом 5.1 Технического задания Документации материалы и изделия, применяемые для выполнения работ, должны полностью соответствовать указанным в проектной документации.
Прием и передача выполненных работ осуществляется, в том числе, в соответствии с проектом, рабочей документацией.
Заказчиком в конкурсной документации установлены требования к участникам Конкурса, о том, что работы должны выполняться именно в соответствии с проектной документацией.
При этом, ни в каком ином разделе документации о закупке не содержатся сведения к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что проектная документация является неотъемлемой частью документации о закупке и подлежит размещению в ее составе на соответствующем сайте."
Учитывая изложенное, заявителю было отказано в удовлетворении заявленных требований.
(см. решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2015 г. по делу N А40-60524/15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализирована судебная практика по закупкам отдельными видами юрлиц.
Так, затронута тема ведения реестра недобросовестных поставщиков. Указано, что к таким субъектам может быть отнесена организация, изменившая по своей инициативе номенклатуру товаров, требуемых к поставке в соответствии с заключенным по результатам закупки договором. В реестр также могут включить победителя закупки, который письмом отказывается от заключения контракта. Это уклонение от подписания договора.
Таковым также считается попытка победителя закупки внести изменения в проект заключаемого контракта в части существенных условий.
Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.