Досье на проект федерального закона N 879343-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан"
10.09.2015 |
внесен членами СФ Г.Н. Кареловой, К.Э. Добрыниным, А.А. Клишасом, В.А. Тюльпановым, Л.П. Кононовой, В.В. Сударенковым, З.Ф. Драгункиной |
|
текст законопроекта, внесенного в ГД |
|
|
|
официальный отзыв Правительства РФ |
|
экспертное заключение Совета при Президенте РФ |
|
заключение Комитета ГД по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству |
|
заключение Правового управления Аппарата ГД (первое чтение) |
07.06.2016 |
принят ГД в первом чтении постановлением N 9071-6 ГД |
|
текст законопроекта, принятого ГД в первом чтении |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
07.06.2016 Госдума приняла в первом чтении законопроект, направленный на повышение гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан.
В частности, устанавливается приоритет исполнения функций опекуна или попечителя физическим лицом перед их исполнением организацией, в том числе и в ситуации, когда возникает потребность в помещении подопечного под надзор в интернат. Как поясняют авторы законопроекта, наличие "внешнего" опекуна у подопечного, проживающего в интернате, обеспечивает решение проблемы "закрытости" положения граждан, нуждающихся в специализированном уходе и надзоре, и тотального попирания их прав и свобод. В интересах подопечного также допускается совместное исполнение функций опекуна или попечителя несколькими лицами (как физическими, так и юридическими). Эта новация позволит снизить риски конфликта интересов между опекуном-интернатом и подопечным, полностью зависящим от интерната: "внешний" соопекун (им могут стать близкие или друзья инвалида, волонтеры) возьмет на себя исполнение опекунских функций по представительству подопечного, защите его прав и законных интересов, по обеспечению профессионального образования, досуга и т. д.
Что касается детей, то функции опекуна (попечителя) сохраняются за сиротскими организациями. В то же время в целях разносторонней заботы о ребенке ему может быть назначен дополнительный опекун (попечитель), который будет исполнять только отдельные права или обязанности по опеке (попечительству).
Планируется разрешить возлагать функции опекуна или попечителя на организации, в которые подопечный не помещается под надзор. При этом они должны соответствовать определенным критериям и иметь в своем штате работников, отвечающих требованиям к опекунам и попечителям - физлицам и прошедших специальную профподготовку. Такие лица не могут одновременно оказывать подопечному социальные, образовательные и иные услуги. Назначение организации опекуном (попечителем) производится органом опеки и попечительства, он же осуществляет контроль за деятельностью указанного опекуна (попечителя). Законопроектом устанавливается порядок совместного исполнения опекунами (попечителями) функций, солидарная ответственность всех опекунов (попечителей) за вред, причиненный подопечному любым из соопекунов (сопопечителей).
Закрепляются правила учета мнения недееспособного гражданина, сбора информации о его предпочтениях для их учета при осуществлении опеки.
Предложено урегулировать порядок применения ограничений прав пациентов психиатрических стационаров (в настоящее время он отдан на усмотрение врачей).
Вводится статья об общественном контроле за деятельностью органов опеки и попечительства, опекунов и попечителей.