Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Г.М. Аникановой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Г.М. Аниканова оспаривает конституционность статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", устанавливающей круг лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, ее размер, порядок и условия получения, а также пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым Федеральный закон "О ветеранах" был дополнен статьей 23.1.
Как следует из представленных материалов, заявительница является матерью военнослужащего, погибшего 16 июня 1995 года при исполнении обязанностей военной службы, которая до 1 января 2005 года пользовалась мерами социальной поддержки, предусмотренными статьей 21 Федерального закона "О ветеранах" для членов семей погибших (умерших) военнослужащих, инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.
По мнению заявительницы, оспариваемые нормы противоречат статьям 2, 7, 19 (части 1 и 2), 39 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяют устанавливать ежемесячную денежную выплату родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы после вступления в силу Федерального закона "О ветеранах" (16 января 1995 года), в размере, предусмотренном для участников Великой Отечественной войны, притом что на выплату в таком размере имеют право родители и жены военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы до указанной даты, которые пользовались в соответствии с Законом СССР от 1 августа 1989 года N 313-I "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" льготами, установленными для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
В Федеральном законе "О ветеранах" федеральный законодатель определил круг лиц, относящихся к ветеранам, и меры социальной защиты для отдельных категорий ветеранов и членов их семей, предусмотрев различный объем мер социальной защиты для участников войны, а также лиц, приравненных к ним, и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий и приравненных к ним лиц (в том числе военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы).
При этом законодатель закрепил положение, в силу которого права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены (пункт 3 статьи 11 Федерального закона "О ветеранах").
На основании указанных законоположений члены семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, с учетом ранее приобретенного ими в соответствии с предписаниями статьи 7 Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" правового статуса пользовались мерами социальной защиты, установленными для участников войны, тогда как для членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы и не приобретших статуса участников войны на основании ранее действовавшего законодательства, был предусмотрен иной объем мер социальной защиты.
Такое правовое регулирование было направлено на сохранение ранее предоставлявшегося членам семей, в том числе родителям, военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, объема мер социальной защиты, что согласовывалось с предписаниями Конституции Российской Федерации и не нарушало конституционный принцип равенства.
По смыслу статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", ежемесячная денежная выплата представляет собой неотъемлемую составляющую социальной поддержки ветеранов и членов их семей, по своей правовой природе направленную на восполнение потерь для граждан, ранее являвшихся получателями натуральных льгот и гарантий, и тем самым - на обеспечение гарантирования стабильности их юридического статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).
Введенные пунктом 4 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" размеры ежемесячной денежной выплаты различаются в зависимости от категории ветеранов и членов их семей. Такая дифференциация основана на объективных обстоятельствах, связанных в том числе с моментом приобретения соответствующего правового статуса (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1125-О-О).
Таким образом, взаимосвязанные положения статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и пункта 19 статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривающие установление ежемесячной денежной выплаты членам семей погибших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих с учетом ранее приобретенного ими правового статуса и обусловленного им объема льгот, которыми они пользовались до 1 января 2005 года, в размере, отличном от размера такой выплаты участникам войны, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
Разрешение же вопроса о предоставлении членам семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, которые приобрели право на льготы в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах", ежемесячной денежной выплаты в таком же размере, как лицам, реализовавшим право на социальную защиту согласно Закону СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения", к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Аникановой Галины Мичиславны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 1653-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Аникановой Галины Мичиславны на нарушение ее конституционных прав статьей 23.1 Федерального закона "О ветеранах" и пунктом 19 статьи 44 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был