Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2015 г. N 83-АПГ15-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
Председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Маслова С.В. об оспаривании бездействия избирательной комиссии Брянской области и отмене выборов губернатора Брянской области по апелляционной жалобе Маслова С.В. на решение Брянского областного суда от 12 августа 2015 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения председателя избирательной комиссии Брянской области Каплунова И.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Брянской областной Думы от 11 июня 2015 года N 6-269 "О назначении выборов Губернатора Брянской области" на 13 сентября 2015 года назначены выборы Губернатора Брянской области. Данное постановление опубликовано 12 июня 2015 года в областной газете "Брянская учительская газета", N 21.
Маслов С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия избирательной комиссии Брянской области и отмене выборов Губернатора Брянской области, ссылаясь на нарушение своего пассивного избирательного права.
Так, 2 июля 2015 года он в порядке самовыдвижения подал в Избирательную комиссию Брянской области заявление с приложением документов для регистрации кандидатом на должность Губернатора Брянской области. Однако Избирательная комиссия Брянской области не произвела обязательных действий по регистрации его кандидатом в порядке самовыдвижения, направив письмо от 29 июля 2015 года о разъяснении избирательного законодательства Брянской области, чем лишила заявителя права на сбор подписей в его поддержку.
Поскольку Избирательной комиссией Брянской области нарушен порядок рассмотрения документов, представленных на регистрацию в качестве кандидата на должность Губернатора Брянской области и нарушены требования избирательного законодательства по порядку выдвижения и регистрации кандидатов, то Маслов С.В. просил признать бездействие Избирательной комиссии Брянской области незаконным и отменить выборы на должность Губернатора Брянской области.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Маслов С.В. ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу избирательная комиссия Брянской области и прокурор, участвующий в деле, просят решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с этим Федеральным законом, иным законом.
Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может предусматриваться законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Брянской области от 29 июня 2012 года N 37-З (ред. от 13.05.2015) "О выборах Губернатора Брянской области" (далее - Закон Брянской области N 37-З) кандидаты на должность Губернатора Брянской области выдвигаются избирательными объединениями. Избирательным объединением на выборах Губернатора Брянской области является политическая партия, имеющая в соответствии с федеральными законами право участвовать в выборах, либо в случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональное отделение, зарегистрированное и осуществляющее свою деятельность на территории Брянской области.
Положениями статьи 25 Закона Брянской области N 37-З предусмотрено, что выдвижение кандидата производится избирательным объединением со дня, следующего за днем официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Губернатора Брянской области, которое вправе выдвинуть только одного кандидата, являющегося членом соответствующей политической партии, либо лицо, не являющееся членом соответствующей или иной политической партии.
Из анализа приведенных выше норм закона следует, что самовыдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации может устанавливаться только законом субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 2 июля 2015 года Маслов С.В. в порядке самовыдвижения подал в избирательную комиссию Брянской области заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Брянской области с приложением документов.
Письмом Избирательной комиссии Брянской области от 29 июля 2015 года N 01-19/441 Маслову С.В. был разъяснен порядок выдвижения кандидата на должность Губернатора Брянской области, установленный положениями статьи 25 Закона Брянской области N 37-З.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что на момент представления Масловым С.В. в избирательную комиссию Брянской области заявления и документов, он не мог приобрести статус кандидата на должность Губернатора Брянской области в силу действующего законодательства Брянской области постольку, поскольку заявитель не был выдвинут каким-либо избирательным объединением, обладающим таким правом, на указанную должность. Заявление Маслова С.В. о согласии баллотироваться кандидатом на должность Губернатора Брянской области как самостоятельный документ при отсутствии решения избирательного объединения о выдвижении его на указанную должность, представленный в избирательную комиссию Брянской области, не могло послужить основанием возникновения у него статуса кандидата в силу действующего законодательства, а посему и не могло повлечь законом установленной обязанности рассматривать его в процедуре, предусмотренной для рассмотрения документов о регистрации кандидатов на должность Губернатора Брянской области.
Поскольку Масловым С.В. не был соблюден порядок выдвижения на должность Губернатора Брянской области, то у избирательной комиссии Брянской области не возникло обязанности для совершения действий, установленных законом по обсуждению вопроса о выдвижении и регистрации кандидата.
Судебная коллегия полагает вывод суда правильным, основанным на правильном применении федерального и регионального избирательного законодательства и согласующимся с правовой позицией, изложенной в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда от 31 марта 2011 года (ред. от 09.02.2012) N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах дела решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судом в полном соответствии с правилами процессуального закона, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 12 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Маслова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2015 г. N 83-АПГ15-10
Текст определения официально опубликован не был