Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2015 г. N 83-АЛГ15-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Путина В.В. на решение Брянского областного суда от 18 августа 2015 года, которым оставлено без удовлетворения его заявление об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска "Об отказе в регистрации Путина В.В. кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N 9".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения Путина В.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, председателя Избирательной комиссии Брянской области Каплунова И.В. и представителя территориальной избирательной комиссии Володарского района г. Брянска Володина А.А., возражавших против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Брянской областной Думы N 6-270 от 11 июня 2015 года на 13 сентября 2015 года назначены повторные выборы депутата Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу. Текст указанного постановления опубликован в областной газете "Брянская учительская газета" N 21 (633) от 12 июня 2015 года.
Полномочия окружной избирательной комиссии по повторным выборам депутата Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N 9 возложены на территориальную избирательную комиссию Володарского района города Брянска постановлением избирательной комиссии Брянской области N 180/1520-5 от 18 июня 2015 года.
Решением территориальной избирательной комиссии Володарского района города Брянска от 6 августа 2015 года N 16 Путину В.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N 9 со ссылкой на выявление более 10 процентов недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, а также в связи с отсутствием среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Путин В.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил отменить указанное решение и обязать территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N 9.
В обоснование заявления ссылался на то, что территориальной избирательной комиссией были нарушены процедура проверки подписей и право заявителя на участие в такой проверке, протокол проверки подписных листов подписан неуполномоченным на то лицом.
Указывал на то, что все необходимые документы для регистрации его в качестве кандидата в депутаты были им представлены в территориальную избирательную комиссию своевременно.
Решением Брянского областного суда от 18 августа 2015 года в удовлетворении заявления Путина В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Путин В.В. просит отменить решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктами 1, 1.2 статьи 37, пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом.
На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов.
Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 данного Закона, иных предусмотренных Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата.
Пунктом 3.1 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрена обязанность кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 данной статьи, также представлять в избирательную комиссию составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
Заявление, которым избирательная комиссия уведомляется о самовыдвижении кандидата, подается в соответствии с частью 1 статьи 20 Закона Брянской области от 23 января 2008 года N 4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" не позднее чем через 30 дней со дня публикации решения о назначении выборов депутатов Брянской областной Думы (до 18 часов по местному времени).
Пунктом 4 статьи 20 Закона Брянской области от 23 января 2008 года N 4-3 "О выборах депутатов Брянской областной Думы" также предусмотрена необходимость предоставления кандидатами в избирательную комиссию сведений, указанных в подпунктах "а", "б" пункта 3.1 приведенного выше Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно подпункту "в" пункта 1 статьи 24 Закона Брянской области от 23 января 2008 года N 4-З "О выборах депутатов Брянской областной Думы" для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, кандидат, не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) представляет в окружную избирательную комиссию документы первого финансового отчета кандидата.
Подпункт "а" пункта 17 статьи 39 данного Закона возлагает на кандидатов обязанность предоставить в избирательную комиссию в числе документов, необходимых для регистрации кандидата, первый финансовый отчет. В отчет включаются сведения по состоянию на дату, которая не более чем на три дня предшествует дате сдачи отчета. Документами первого финансового отчета кандидата, избирательного объединения являются: первый финансовый отчет о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения; справка об остатке средств фонда на дату отчета, выданная филиалом Сберегательного банка Российской Федерации (а при его отсутствии - кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет); копия договора банковского счета, на основании которого открыт специальный избирательный счет, заверенная филиалом Сберегательного банка Российской Федерации (а при его отсутствии - кредитной организацией, в которой открыт специальный избирательный счет).
В соответствии с подпунктами "г.1", "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата является выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, а также отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Недействительными, согласно подпунктам "б", "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признаются подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности.
Необходимое и предельное количество представляемых для регистрации кандидата областного списка кандидатов подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата областного списка кандидатов, в силу постановления Избирательной комиссии Брянской области от 16 июня 2014 года N 127/905-5 "О количестве подписей избирателей, собираемых избирательным объединением, в поддержку выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу, кандидатами, выдвинутыми избирательным объединением в составе списка кандидатов, и в порядке самовыдвижения по одномандатным избирательным округам" составляет 1019 и 1121 подпись соответственно.
Как следует из материалов дела, Путиным В.В. были представлены в территориальную избирательную комиссию Володарского района города Брянска 223 подписных листа с 1109 подписями избирателей.
В результате проверки данных подписных листов недействительными были признаны 42 подписи.
Кроме того, Путиным В.В. в установленный законом срок в избирательную комиссию не были представлены: справка о расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка на имя кандидата Путина В.В.; справка о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации на имя супруги кандидата П. документы первого финансового отчета: учет поступления и расходования денежных средств избирательного фонда кандидата; справка филиала Сберегательного банка Российской Федерации об остатке средств фонда на дату отчета; копия договора банковского счета, заверенная филиалом Сберегательного банка Российской Федерации; финансовый отчет в машиночитаемом виде.
Указанные обстоятельства послужили основаниями для принятия территориальной избирательной комиссией оспариваемого по настоящему делу решения об отказе в регистрации Путина В.В. кандидатом в депутаты Брянской областной Думы шестого созыва по Володарскому одномандатному избирательному округу N 9.
Согласно протоколу проверки подписных листов, представленных Путиным В.В., 42 подписи были признаны недействительными из-за выявления следующих нарушений:
37 - сведения, указанные в подписном листе избирателями, не соответствуют действительности;
5 - подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом.
Несоответствие действительности сведений о 37 избирателях подтверждено официальной информацией Управления Федеральной миграционной службы по Брянской области от 3 августа 2015 года N ...
О выявленной неполноте представленных сведений и отсутствии указанных выше документов кандидат Путин В.В. был уведомлен избирательной комиссией 2 августа 2015 года.
4 августа 2015 года недостающие сведения и документы были представлены Путиным В.В. в избирательную комиссию.
Установив, что выводы избирательной комиссии о недействительности 42 подписей избирателей в представленных Путиным В.В. избирательных листах являются обоснованными, суд пришёл к правильному выводу о законности принятого территориальной избирательной комиссией Володарского района города Брянска решения об отказе Путину В.В. в регистрации его кандидатом в депутаты.
Суд первой инстанции, хотя и ошибочно исходил из того, что Путин В.В., будучи кандидатом, не представил в установленный законом срок в избирательную комиссию приведенные выше сведения и документы, и этот недостаток не мог быть восполнен в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, по существу принял правильное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Довод заявителя о том, что он был вправе присутствовать при проверке подписей в представленных им подписных листах, не может служить основанием к отмене решения. Судом установлено, что порядок проверки нарушен не был, а достоверность и (или) действительность подписей избирателей от данного обстоятельства не зависит.
Утверждения заявителя о том, что протокол проверки подписных листов подписан неуполномоченным на то лицом являлись предметом проверки суда и обоснованно отвергнуты им по причине несостоятельности, поскольку полномочия руководителя рабочей группы по проверке подписей документально подтверждены материалами дела.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Брянского областного суда от 18 августа 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Путина В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 4 сентября 2015 г. N 83-АЛГ15-11
Текст определения официально опубликован не был