Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. N 55-КГ15-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 августа 2015 г. дело
по иску Провоторовой О.А. в интересах несовершеннолетних детей Провоторова A.С., Провоторовой Э.И.
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия
о возложении обязанности предоставить несовершеннолетним детям Провоторову A.С., Провоторовой Э.И. и сопровождающему их лицу путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год
по кассационной жалобе управляющего Государственным учреждением - региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия Шерман Е.В.
на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 августа 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 11 ноября 2014 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения представителей Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия Маслаковой О.Ю. и Субботиной Н.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Провоторова О.А., действуя в интересах несовершеннолетних Провоторова А.С., ... года рождения, Провоторовой Э.И., ... года рождения, 23 июня 2014 г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия (далее - ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Хакасия или региональное отделение Фонда) о возложении обязанности предоставить детям путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с их медицинскими показаниями, а также путевку для сопровождающего их лица.
В обоснование заявленных требований Провоторова О.А. указала, что ее дети Провоторов А. и Провоторова Э. являются детьми-инвалидами на основании справок медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ) от 25 марта 2011 г. N ... и от 3 октября 2012 г. N ...
Провоторова О.А. предоставила ответчику заявления для получения детям путевок на санаторно-курортное лечение, при этом к заявлениям были приобщены справки формы N ... Вместе с тем, поставив Провоторовых A. и Э. на учет нуждающихся в санаторно-курортном лечении, ответчик до настоящего времени не обеспечил их путевками, что послужило основанием для обращения в суд с данным исковым заявлением.
Ответчик - ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Хакасия - иск не признал.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 августа 2014 г. исковые требования Провоторовой О.А., действующей в интересах несовершеннолетних Провоторова А.С. и Провоторовой Э.И., удовлетворены. Суд обязал ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Хакасия предоставить Провоторову А.С., Провоторовой Э.И. и сопровождающему их лицу путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с их медицинскими показаниями на основании справки для получения путевки за 2013 год за счет средств федерального бюджета в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 11 ноября 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе управляющего ГУ - регионального отделения ФСС РФ по Республике Хакасия Шерман Е.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы управляющего ГУ - регионального отделения ФСС РФ по Республике Хакасия Шерман Е.В. 22 апреля 2015 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 3 июля 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явилась истец Провоторова О.А., о причинах неявки не сообщила. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Провоторовой О.А.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Провоторов А.С., года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ, выданной 23 марта 2011 г. федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Бюро N 4.
Провоторова Э.И., ... года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ, выданной 3 октября 2012 г. федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Хакасия" Бюро N 4.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка- инвалида от 3 октября 2012 г. Провоторовой Э.И., ... года рождения, показаны технические средства реабилитации и услуги по реабилитации (TCP), в том числе санаторно-курортное лечение, профиль: болезни нервной системы 1 раз в год, любой сезон с 1 декабря 2012 г. по 25 декабря 2025 г., исполнитель проведения реабилитационных мероприятий с применением TCP - Фонд социального страхования Российской Федерации (л.д. 19-22).
Провоторова О.А. 21 и 22 января 2013 г. обратилась в ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Хакасия с заявлениями о предоставлении Провоторовой Э. и Провоторову А. путевок на санаторно-курортное лечение за 2013 год, приложив справки формы N 070/у-04 от 6 декабря 2012 г. N 1234 и N 1235 для получения путевок.
22 января 2013 г. ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Хакасия направило Провоторовой О.А. уведомления исх. NN 14-15/09/46л о постановке на учет на получение путевки в региональном отделении Фонда ее детей Э. и A., регистрационные номера очереди 1861 и 1863 соответственно.
Приказами ГУ - регионального отделения ФСС РФ по Республике Хакасия от 20 августа 2014 г. N 811-ЛП и N 812-ЛП Провоторову А., Провоторовой Э. и сопровождающему их лицу Провоторовой О.А. выданы путевки, направления и талоны на проезд в федеральное бюджетное учреждение Реабилитационный центр санаторий "Туманный" (далее - ФБУ РЦ "Туманный" или санаторий "Туманный").
Провоторовой О.А. 20 августа 2014 г. в ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Хакасия поданы заявления об отказе от путевок в санаторий "Туманный" в связи с медицинскими противопоказаниями.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Провоторовой О.А., суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" и исходил из того, что Провоторова О.А., своевременно обратившаяся в интересах детей-инвалидов к ответчику с заявлением на получение путевок с приложением всех необходимых документов, подтверждающих их нуждаемость в санаторно-курортном лечении, имеет право на получение государственной социальной помощи для детей-инвалидов Провоторова A. и Провоторовой Э. в виде обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение в 2013 году и им не может быть в этом отказано, в связи с чем обязал ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Хакасия предоставить несовершеннолетним Провоторову А.С., Провоторовой Э.И. и сопровождающему их лицу путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
При этом суд первой инстанции указал на то, что поскольку профиль санатория "Туманный" не подходит заболеванию детей Провоторовой О.А. в связи с медицинскими противопоказаниями, суд не расценивает предоставление ГУ - региональным отделением ФСС РФ по Республике Хакасия путевок на санаторно-курортное лечение Провоторовой Э., Провоторову А. в ФБУ РЦ "Туманный" в августе 2014 года как исполнение региональным отделением Фонда обязанности по предоставлению им путевок на санаторно-курортное лечение.
Суд также указал, что недостаточное финансирование регионального отделения Фонда на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение из средств федерального бюджета не может явиться основанием для лишения инвалидов принадлежащего им права на реабилитацию и, следовательно, права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы судов первой и апелляционной инстанций о нарушении права детей-инвалидов Провоторова А.С. и Провоторовой Э.И. на получение путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год и об обязании по этой причине ответчика предоставить им и сопровождающему их лицу путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделанными с существенным нарушением норм процессуального права.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается, согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "п. 1.1 ч. 1 ст. 6 названного Федерального закона" имеется в виду "п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона"
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Справка для получения путевки действительна, как указано в ее тексте, в течение 6 месяцев.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки - форма N 070/у "Справка для получения путевки на санаторно-курортное лечение", действующая с 9 марта 2015 г.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п.п. 4, 11, 19-21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1294" имеется в виду "утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864"
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях в 2013 году, в соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 637н, установлена для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 928,7 руб.; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1452,9 руб.; в 2014 году - для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов в размере, не превышающем 976,3 руб., для инвалидов с заболеваниями спинного мозга, в том числе детей-инвалидов, - 1527,2 руб. (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 750н).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (п. 3 названных приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.
Однако суд, разрешая спор, неправильно истолковал подлежащие применению положения Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты, вследствие чего пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком детям-инвалидам Провоторову А.С. и Провоторовой Э.И. путевки на санаторно-курортное лечение в 2013 году следует расценивать как лишение граждан принадлежащего им права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении им государственной социальной помощи.
Заявления Провоторовой О.А. от 21 и 22 января 2013 г. о предоставлении Провоторовой Э. и Провоторову А. путевок на санаторно-курортное лечение за 2013 год были рассмотрены ГУ - региональным отделением ФСС РФ по Республике Хакасия в установленном законом порядке и 22 января 2013 г. они были приняты на учет для обеспечения санаторно-курортным лечением (регистрационные номера очереди - 1861 и 1863), а 20 августа 2014 г. им выданы путевки в санаторий "Туманный", следовательно, региональным отделением Фонда исполнена обязанность по предоставлению детям-инвалидам путевок на санаторно-курортное лечение.
Ссылка суда на то, что региональным отделением Фонда не исполнена обязанность по предоставлению детям Провоторовой О.А. путевок на санаторно-курортное лечение, поскольку профиль санатория "Туманный", в который им были выданы путевки, не подходит заболеванию детей Провоторовой О.А. в связи с медицинскими противопоказаниями, является неправомерной, так как в нарушение требований ст.ст. 56, 60, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ не подтверждена соответствующими доказательствами, а основана лишь на утверждении Провоторовой О.А.
Кроме того, принимая решение, обязывающее ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Хакасия предоставить детям-инвалидам Провоторову А.С., Провоторовой Э.И. и сопровождающему их лицу путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, судом не приняты во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Республике Хакасия, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения Провоторовой О.А. в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Между тем, путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена детям-инвалидам Провоторову А.С., Провоторовой Э.И. и сопровождающему их лицу исходя из последовательности, определяемой датой регистрации заявлений Провоторовой О.А.
С учетом приведенных обстоятельств Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что принятые по делу судебные постановления, которыми на ГУ - региональное отделение ФСС РФ по Республике Хакасия возложена обязанность предоставить детям-инвалидам Провоторову А.С., Провоторовой Э.И. и сопровождающему их лицу санаторно-курортные путевки за 2013 год без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, нельзя признать законными.
Они приняты с существенным нарушением норм материального и процессуального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита прав и законных интересов ГУ - регионального отделения ФСС РФ Республике Хакасия, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска Провоторовой О.А. в интересах несовершеннолетних детей Провоторова А.С., Провоторовой Э.И., не передавая дело на новое рассмотрение.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 20 августа 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 11 ноября 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Провоторовой О.A. в интересах несовершеннолетних детей Провоторова A.С., Провоторовой Э.И. к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о возложении обязанности предоставить несовершеннолетним детям Провоторову A.О., Провоторовой Э.И. и сопровождающему их лицу путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Фролкина С.В. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17 августа 2015 г. N 55-КГ15-2
Текст определения официально опубликован не был