Во исполнение подпункта "в" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования" и в дополнение к ранее направленным рекомендациям по поддержке педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей (письма от 20 сентября 2012 г. N 08-375, от 6 мая 2013 г. N 08-541, от 2 марта 2015 г. N 08-234) (далее соответственно - педагогические работники, СНС), Минобрнауки России сообщает.
По результатам исследования, проведенного Минобрнауки России, за период с 2012 по 2015 годы численность педагогических работников, осваивающих программы повышения квалификации по направлению работы с детьми из СНС, возросла с 60,7% в 2012 году до 79% в текущем году.
В число мероприятий по повышению квалификации, помимо реализации собственно дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП), регионами также организуются семинары, тематический обмен опытом, тематические лекции, целевые установочные собрания. При этом результаты опроса педагогических работников свидетельствуют, что наиболее эффективными для них формами повышения квалификации являются освоение ДПП в организациях дополнительного профессионального образования и тематический обмен опытом по месту работы, а наименее эффективными - тематические лекции. Данный факт подчеркивает необходимость завершения перехода от традиционных форм повышения квалификации к деятельностно-ориентированным технологиям учения.
С учетом региональной специфики субъектами Российской Федерации самостоятельно определены категории соответствующих педагогических работников. В этой связи число таких педагогических работников существенно варьируется в различных субъектах Российской Федерации.
В целях их материального стимулирования регионами установлены дополнительные выплаты. Так, доля педагогических работников общеобразовательных организаций, получающих целевое материальное стимулирование за работу с детьми из СНС, в Северо-Западном и Северо-Кавказском федеральных округах достигает 61-64% от общего количества педагогических работников в данных округах. При этом в Приволжском, Южном, Уральском, Дальневосточном федеральных округах она не превышает 26%. В 2012-2014 годах средняя величина материального стимулирования педагогических работников общеобразовательных организаций за работу с детьми из СНС в среднем по Российской Федерации составила 3080 руб., в организациях начального профессионального образования (далее - НПО) - 2630 руб. в месяц.
Наиболее распространенными формами морального стимулирования работы с детьми из СНС являлись вынесение педагогическим работникам благодарности с записью в трудовую книжку, награждение отраслевыми наградами и премирование. Среди опрошенных педагогических работников лично удостоились морального стимулирования за работу с детьми из СНС в общеобразовательных организациях 35%, в организациях НПО - 33%. Кроме того, согласно пункту 8 Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, утвержденных приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2015 г. N 362, одним из критериев конкурсного отбора является создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся, в том числе с детьми из СНС.
Учитывая изложенное, а также установленные законодательством Российской Федерации в сфере образования полномочия, Минобрнауки России рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, рассмотреть возможность реализовать следующие дополнительные меры по поддержке педагогических работников.
В части повышения квалификации педагогических работников:
- руководствоваться персонифицированным подходом к дополнительному профессиональному образованию педагогических работников - разработка индивидуальных планов повышения квалификации педагогических работников с учетом специфики их непосредственной работы, разработка альтернативных и дифференцированных ДПП с учетом различий в должностных обязанностях и профессиональном уровне педагогических работников;
- создать методические объединения педагогических работников по проблеме "Работа с детьми из СНС" на уровне субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с привлечением к их работе высококвалифицированных специалистов в области практической психологии, коррекционной педагогики и практикующих педагогических работников, добившихся выдающихся результатов в работе с детьми из СНС;
- провести конкурс авторских образовательных программ по работе с детьми из СНС с награждением победителей ведомственными наградами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и обеспечить их широкое распространение и популяризацию (в том числе в ходе последующих августовских совещаний) в профессиональном сообществе.
В части материального стимулирования педагогических работников:
- учредить ежегодные гранты "За достижения в социализации обучающихся" органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, с вручением их руководителями соответствующих сертификатов в торжественной обстановке в преддверии Международного дня учителя;
- провести общие собрания трудовых коллективов образовательных организаций и обсудить эффективность распределения стимулирующего фонда оплаты труда для поощрения результативности работы с детьми из СНС, внести при необходимости изменения в оценочные листы, усовершенствовав критерии оценки соответствующей работы с учетом специфики конкретных организаций.
В части повышения социального статуса педагогических работников:
- учитывать достижения в работе с детьми из СНС (например, положительную динамику вовлечения детей из СНС в кружковую и секционную деятельность, или реализацию методического наставничества над соответствующими педагогическими работниками) при аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в рамках критериев, предусмотренных абзацами 4-5 пункта 36 и абзацами 4-6 пункта 37 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. N 276;
- использовать на основании статьи 41 Трудового кодекса Российской Федерации возможность включения в коллективные договоры организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дополнительных обязательств работодателя по вопросам продолжительности отпусков в отношении педагогических работников, эффективно реализующих внеурочную деятельность с детьми из СНС и профилактическую работу с их родителями.
Первый заместитель министра |
Н.В. Третьяк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минобрнауки России сообщает о реализации дополнительных мер поддержки педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей (СНС). Так, по результатам опроса педагогических работников выяснилось, что наиболее эффективными для них формами повышения квалификации являются освоение ДПП в организациях дополнительного профобразования и тематический обмен опытом по месту работы, а наименее эффективными - тематические лекции. Это свидетельствует о необходимости перехода от традиционных форм повышения квалификации к деятельностно-ориентированным технологиям.
С учетом региональной специфики субъектами Федерации самостоятельно установлены дополнительные выплаты в в целях материального стимулирования работников. Наиболее распространенными формами морального стимулирования являлись вынесение работникам благодарности с записью в трудовую книжку, награждение отраслевыми наградами и премирование.
Региональным органам рекомендовано, в частности, руководствоваться персонифицированным подходом к дополнительному профобразованию педагогических работников (индивидуальные планы, альтернативные и дифференцированные ДПП); создать методические объединения; провести конкурс авторских образовательных программ и обеспечить их широкое распространение. В части материального стимулирования педагогических работников - учредить ежегодные гранты.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2015 г. N НТ-872/08 "О реализации дополнительных мер поддержки педагогических работников, работающих с детьми из социально неблагополучных семей"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", сентябрь 2015 г., N 18, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", октябрь 2015 г., N 28