Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 70-АПГ15-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Хаменкова В.Б. и Калининой Л.А.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии "Справедливая Россия" в Ямало-Ненецком автономном округе" на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 августа 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об отмене постановления избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 августа 2015 года N 126/1095-5 о регистрации единого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа шестого созыва, выдвинутого региональным отделением Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя политической партии "Справедливая Россия" и избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии "Справедливая Россия" в Ямало-Ненецком автономном округе" Яшинова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Воронина Д.Ю. и избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа Хозяинова А.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 10 июня 2015 года N 2602 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа шестого созыва на 13 сентября 2015 года.
Постановлением избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 августа 2015 года N 126/1095-5 зарегистрирован единый список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа шестого созыва, выдвинутый региональным отделением Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе.
Региональное отделение политической партии "Справедливая Россия" в Ямало-ненецком автономном округе, выдвинувшее единый список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа, который зарегистрирован постановлением избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 20 июля 2015 года N 117/1043-5, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене приведенного выше постановления избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа о регистрации единого списка кандидатов, выдвинутого региональным отделением Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе".
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на то, что справки о расходах несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата (предложенной политической партией кандидатуры) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представленные в избирательную комиссию кандидатами Майер А.С., Катининой Н.Ю., Зинуровой С.В., Штрекер И.С., Манюхиной С.Г., Зинуровым И.Р., Майер Н.А., Штрекер Е.А., Григорьевым Д.А., выдвинутыми региональным отделением Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе, заполнены с нарушением предъявляемых к ним требований.
Выдвинутый региональным отделением Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе список кандидатов не согласован Президиумом Центрального совета данной партии, поскольку его решением от 26 июня 2015 года N 339-ПЦС согласованы кандидатуры для выдвижения в состав списка кандидатов в депутаты Государственного, а не Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа.
Кроме того, заявитель указывал, что подписные листы кандидатов содержат неоговоренные исправления, в указании адресов места жительства избирателей и лиц, осуществляющих сбор подписей, отсутствуют такие элементы адреса, как улица, дом, корпус, квартира. В подписных листах не содержится сведений о принадлежности кандидатов Лашина Н.С. и Чумановой М.С. к региональному отделению Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе.
Подписные листы заполнены с нарушением предъявляемых к их форме требований.
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 августа 2015 года в удовлетворении заявления регионального отделения Политической партии "Справедливая Россия" в Ямало-Ненецком автономном округе отказано.
В апелляционной жалобе избирательное объединение "Региональное отделение Политической партии "Справедливая Россия" в Ямало-Ненецком автономном округе просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного федерального закона, иных требований, предусмотренных этим Федеральным законом, иным законом.
Согласно статье 32 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (пункт 1); выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня (пункт 3).
Пунктом 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлены основания для отказа в регистрации списка кандидатов, к числу которых относится: наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона N 67-ФЗ, иного закона (за исключением случаев ненадлежащего оформления документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт "б.1"); отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений, предусмотренных названным Федеральным законом, иным законом (за исключением случаев отсутствия сведений в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов) (подпункт "б.2"); выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, если для регистрации списка кандидатов, назначения референдума требуется представить 200 и более подписей избирателей, участников референдума (подпункт "в.1").
Аналогичные основания для отказа в регистрации списка кандидатов предусмотрены подпунктами 4, 5, 6.1 пункта 9 статьи 36 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года N 51-ЗАО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа".
Согласно пункту 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация списка кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и пункте 3.1 статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов.
Пунктом 8 статьи 37 названного Федерального закона установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к Закону.
В силу положений подпункта "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к названному Закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 этого же Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 названной статьи.
Как следует из приложения 4.1 к Федеральному закону N 67-ФЗ, в подписном листе наряду с наименованием избирательного объединения, которым выдвинуты кандидаты, после слов "во главе которого находятся" указываются фамилии, имена и отчества не менее чем трех первых кандидатов из списка кандидатов.
При этом согласно сноске 2 к приложению 4.1 в случае, если отсутствует общерегиональная часть списка кандидатов, в подписном листе слова "во главе которого находятся", соответствующая строка и текст подстрочника к ней не воспроизводятся.
В соответствии с положениями пункта 14 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ требования к оформлению списка кандидатов устанавливаются соответствующим законом субъекта Российской Федерации. В частности, таким законом должно быть установлено минимальное и максимальное число кандидатов в общерегиональной части и региональной группе.
В соответствии с частью 6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года N 51-ЗАО "О выборах депутатов Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа" избирательное объединение, определяя порядок размещения кандидатов в списке кандидатов, обязано разделить его на общерегиональную часть и региональные группы списка кандидатов, соответствующие территориям одномандатных избирательных округов (далее - региональные группы). Каждая региональная группа должна иметь наименование, которое соответствует наименованию соответствующего одномандатного избирательного округа. Общерегиональная часть списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы, должна включать в себя не менее одного и не более трех кандидатов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частью 6" имеется в виду "частью 6 статьи 32"
В проверенных избирательной комиссией подписных листах после слов "во главе которого находятся" поименованы два кандидата регионального отделения Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе.
Как следует из материалов дела, общерегиональная часть единого списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа 6 созыва, выдвинутого избирательным объединением региональное отделение Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе состоит из двух кандидатов - Лашина Н.А. и Чумановой М.С.
Поскольку необходимость указания в подписных листах фамилий, имен и отчеств трех кандидатов из списка кандидатов требования приложения 4.1 связывают с наличием или отсутствием общерегиональной части списка кандидатов, суд пришел к правильному выводу о том, что указание в подписных листах регионального отделения Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе всех кандидатов из общерегионального списка кандидатов данного избирательного объединения, несмотря на то, что таких кандидатов менее трех, не противоречит требованиям Федерального закона N 67-ФЗ и соответствует форме подписного листа, установленной приложением 4.1.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции о несостоятельности доводов заявителя о том, что неверное указание в списке лиц, осуществлявших сбор подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов избирательного объединения "Региональное отделение Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе, и отдельных данных в отношении этих же лиц, не влечет признание постановления избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 августа 2015 года N 1095-5 незаконным. Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, изложены в решении, являются убедительными, не противоречат действующему законодательству.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа следует читать как "N 126/1095-5"
При этом суд справедливо отметил, что избирательным объединением был представлен нотариально удостоверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей, в связи с чем у избирательной комиссии отсутствовали основания сомневаться в данных относительно этих лиц, приведенных в подписных листах.
Обоснованно судом отвергнуты, как не нашедшие своего подтверждения в судебном заседании, доводы заявителя о не согласовании Президиумом Центрального совета Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" выдвинутого региональным отделением данной партии списка кандидатов и о наличии в представленных подписных листах более 10 процентов недействительных подписей избирателей в связи с имеющимися в подписных листах исправлениями и отсутствием указания таких слов в элементах адреса, как: "улица", "дом", "корпус", "квартира", при наличии числового значения данных элементов.
Позиция суда первой инстанции основывается на исследовании решения Президиума Центрального совета Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе от 26 июня 2015 года N 339-ПЦС и подлинных подписных листов в судебном заседании, анализ которых подробно изложен в обжалуемом решении суда.
Оснований не согласиться с приведенными в решении суждениями суда по указанным вопросам Судебная коллегия не усматривает.
Поскольку, представленные кандидатами Майер А.С., Катининой Н.Ю., Зинуровой С.В., Штрекер И.С., Манюхиной С.Г., Зинуровым И.Р., Майер Н.А., Штрекер Е.А., Григорьевым Д.А. сведения о расходах их несовершеннолетних детей по каждой сделке и представленные кандидатами Лашиным Н.С. и Чумановой М.С. сведения об их членстве в региональном отделении Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе были уточнены в порядке, предусмотренном пунктом 1.1 Федерального закона N 67-ФЗ, доводы заявителя о наличии оснований для отказа в регистрации перечисленных выше кандидатов в депутаты в связи с предоставлением ими в избирательную комиссию для регистрации в качестве кандидатов в депутаты документов, оформленных в нарушение требований закона, несостоятельны.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктом 1.1" имеется в виду "пунктом 1.1 статьи 38"
Так как предусмотренные пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ основания для отмены решения избирательной комиссии Ямало-Ненецкого автономного округа от 7 августа 2015 года N 126/1095-5 о регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа шестого созыва, выдвинутого региональным отделением Всероссийской политической партии "Партия за справедливость!" в Ямало-Ненецком автономном округе отсутствуют, решение суда об отказе в удовлетворении заявленных требований является законным и обоснованным.
Доводов, влекущих безусловную отмену решения суда в апелляционном порядке, в жалобе не приведено, они основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную правовую оценку установленных судом обстоятельств дела, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 августа 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу избирательного объединения "Региональное отделение Политической партии "Справедливая Россия" в Ямало-Ненецком автономном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Хаменков В.Б. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 сентября 2015 г. N 70-АПГ15-4
Текст определения официально опубликован не был