Определение Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 306-ЭС15-10646
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью "Энергокомплекс" на решение Арбитражного суда Саратовской области от 14.10.2014 (судья Мещерякова И.В.), постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 (судьи Борисова Т.С., Жевак И.И., Шалкин В.Б.) и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.05.2015 (судьи Арукаева И.В., Махмутова Г.Н., Сибгатуллина Э.Т.) по делу N А57-5202/2013, установил:
закрытое акционерное общество "Энергокомплекс" (далее - общество "Энергокомплекс") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Саратовэнерго" (далее - общество "Саратовэнерго") о взыскании неосновательного обогащения в размере 19 241 041 рубль 21 копейка и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 4 732 107 рублей 78 копеек.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", Комитет государственного регулирования тарифов по Саратовской области, Федеральная служба по тарифам.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.10.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.05.2015, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что поскольку общество "Саратовэнерго" правомерно взимало стоимость услуг по передаче электроэнергии без учета понижающего коэффициента, на его стороне не возникло неосновательного обогащения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество "Энергокомплекс" просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. При этом заявитель ссылается на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
Свои возражения, заявитель жалобы, мотивирует тем, что при рассмотрении дел N А57-25142/2008, N А57-4927/2010 судами была установлена законность применения к обществу "Энергокомплекс" пункта 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке (далее - Методические указания) при расчетах между истцом и ответчиком за период 2006 - 2007 года. В связи с чем, при расчетах между обществами "Энергокомплекс" и "Саратовэнерго" за период 2008 - 2009 года обоснованно применен указанный пункт Методических указаний в редакции, действующей в спорный период.
По мнению общества "Энергокомплекс", названными судебными актами также установлено, что заявитель не оказывал услуги по передаче электрической энергии, поскольку данную энергию он получал непосредственно с шин электростанции.
Общество "Энергокомплекс" полагает, что оно имело право производить оплату услуг по передаче электрической энергии по тарифу, установленному с учетом внесенных дополнений в пункт 55 Методических указаний.
Кроме того, как указывает заявитель, им не был пропущен срок исковой давности, поскольку он начал течь с 06.04.2010, когда общество "Энергокомплекс" узнало о возможности применения к спорным правоотношениям пункта 55 Методических указаний.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы общества "Энергокомплекс" по материалам истребованного дела, суд не усматривает оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как установлено судами, между обществами "Энергокомплекс" (потребитель) и "Саратовэнерго" (поставщик) 07.11.2006 был заключен договор энергоснабжения N 65, в соответствии с условиями которого поставщик осуществляет поставку электрической энергии потребителю, а потребитель принимает и оплачивает поставленную ему энергию по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, а также по нерегулируемым ценам в соотношении, установленном Правилами функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, Постановлениями Правительства и законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений пункта 6 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действовавших в спорный период) (далее - Основные положения N 530), гарантирующий поставщик обязуется осуществлять не только продажу электрической энергии, но и самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией.
Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии.
Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства (пункт 6 Основных положений N 530).
Как было установлено судами и не оспаривалось сторонами, общество "Энергокомплекс" относится к группе потребителей энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии.
Во исполнение принятых по указанному договору обязательств общество "Энергокомплекс" оплачивало обществу "Саратовэнерго" поставленную электроэнергию, в том числе, услуги по передаче электроэнергии в части ставки на содержание сетей в соответствии с тарифами, установленными постановлениями Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 19.11.2007 N 18/12 и от 25.11.2008 N 14/29.
Полагая, что с 2008 по 2009 годы в соответствии с пунктом 55 Методических указаний потребителем была излишне оплачена стоимость услуг по передаче электроэнергии по ставке тарифа на содержание сетей без учета понижающего коэффициента, общество "Энергокомплекс" обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Согласно пункту 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Гражданского кодекса.
Лицо, обратившееся с требованием о возмещении неосновательного обогащения, возникшего в результате неосновательного пользования его имуществом, обязано доказать факт пользования ответчиком принадлежащего истцу имуществом, отсутствие правовых оснований такого пользования, а также размер неосновательного обогащения.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Из пункта 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике") следует, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с Федеральным законом.
Расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер (пункт 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
В силу пункта 48 Правил N 861 тарифы на услуги по передаче электроэнергии устанавливаются в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, с учетом пункта 42 Правил.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском рынке" (далее - Методические указания).
Пунктами 5, 6 Правил N 861 и пунктом 55 Методических указаний определены особенности оплаты опосредованно присоединенными потребителями услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 55 Методических указаний в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 23.11.2007 N 385-Э/1, действовавших в спорный период, потребитель электрической энергии, энергопринимающие устройства которого присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, оплачивает услуги по передаче электрической энергии с учетом следующих особенностей: в случае если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня (абзац 2 пункта 55); в случае, если часть энергопринимающих устройств потребителя присоединена к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, а часть - непосредственно, величина заявленной мощности потребителя указывается отдельно для непосредственных присоединений и присоединений к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии. При этом потребитель оплачивает услуги по передаче электрической энергии (абзац 3 пункта 55): при присоединении к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии - за заявленную мощность энергоустановок, присоединенных к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, аналогично положениям абзаца второго пункта 55 Методических указаний (абзац 4 пункта 55); при непосредственном присоединении - по установленному тарифу на услуги по передаче электрической энергии для уровня напряжения, на котором энергопринимающие устройства потребителя непосредственно присоединены к электрическим сетям сетевой организации (с учетом пункта 45 Методических указаний). При этом оплата производится по ставке тарифа на содержание электрических сетей - за заявленную мощность энергоустановок, непосредственно присоединенных к электрическим сетям, а по ставке тарифа на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии - за объем электрической энергии, получаемой потребителем из электрической сети (абзац 5 пункта 55).
Для потребителей на территории субъекта Российской Федерации, энергопринимающие устройства которых присоединены в порядке, предусмотренном вторым и четвертым абзацем пункта 55 к электрическим сетям сетевой организации и объем электроэнергии (мощности) которых, отпущенный таким потребителям с энергетических установок производителя электрической энергии, в 2007 году не учитывался органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при расчете тарифа на оказание услуг по передаче, устанавливается переходный период по оплате услуг по передаче.
Оплата за услуги по передаче по ставке тарифа на содержание производится такими потребителями с коэффициентом, применяемым к объему заявленной мощности, не учтенному при расчетах в 2007 году; в 2008 году - 0,25; в 2009 году - 0,5; в 2010 году - 0,75; с 2011 года - 1,0.
Данные особенности поэтапного перехода к полной оплате услуг по передаче должны учитываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при расчете и установлении соответствующих тарифов.
Исследовав по правилам статьи 71 Кодекса представленные доказательства и руководствуясь вышеназванными положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суды правомерно установили, что понижающие коэффициенты применяются не в расчетах между хозяйствующими субъектами, а тарифными органами при расчете тарифа на услуги по передаче электроэнергии, при условии, что объем электроэнергии (мощности), отпущенный потребителям электрической энергии, энергопринимающие устройства которых, присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электроэнергии не был учтен при расчете тарифа на 2007 год.
Комитет государственного регулирования тарифов Саратовской области постановлениями от 19.11.2007 N 18/12, от 25.11.2008 N 14/29 утвердил тарифы на услуги по передаче электроэнергии на 2008 и 2009 годы.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Саратовской области от 19.05.2014 по делу N А57-14874/2013, являющимся в силу статьи 16 Кодекса обязательным для исполнения и имеющим в силу статьи 69 Кодекса преюдициальное значение, установлено, что понижающие коэффициенты применяются: тарифными органами при расчете тарифа на услуги по передаче электроэнергии; при условии, что объем электроэнергии (мощности), отпущенный потребителям электроэнергии энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, не был учтен при расчете тарифа на 2007 год.
Указанным судебным актом определено, что при установлении тарифов на 2007 год объем электроэнергии (мощности), отпущенный потребителям электроэнергии в Саратовской области, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, был учтен Комитетом государственного регулирования тарифов Саратовской области при установлении тарифов.
Суд в названном решении указал, что исходя из методики установления тарифов на 2007 год, используемых для расчетов тарифов значений, а также представленных в материалы дела документов следует, что объем электроэнергии (мощности), отпущенный потребителям электроэнергии в Саратовской области, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, был учтен при установлении тарифов на 2007 год.
Также, в рамках названного выше дела суд пришел к выводу о том, что согласно пункту 55 Методических указаний (в действующей в спорный период редакции) правовых оснований для применения понижающих коэффициентов на территории Саратовской области, при установлении тарифов на 2008 - 2009 годы, не имелось.
При таких обстоятельствах, с учетом выводов, изложенных в решении Арбитражного суда Саратовской области от 19.05.2014 по делу N А57-14874/2013, суды правомерно отказали в удовлетворении требований, поскольку пришли к правильному выводу об отсутствии на стороне общества "Саратовэнерго" неосновательного обогащения, в связи с тем, что правовых оснований для применения понижающего коэффициента при расчете стоимости за передачу электроэнергии по ставке тарифа на содержание сетей, не имелось.
Являются правильными выводы суда о пропуске заявителем срока исковой давности, с учетом положений статей 195, 196, 199 и 200 Гражданского кодекса, поскольку начало его течения правомерно определено с момента перечисления денежных средств в рамках исполнения заключенного договора.
Указанные выводы сделаны судами, исходя из конкретных обстоятельств дела, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, приведенные общества "Энергокомплекс", были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Существенных нарушений норм материального и (или)процессуального права доводы жалобы не содержат.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Энергокомплекс" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. N 306-ЭС15-10646
Текст определения официально опубликован не был