Департамент образовательных медицинских учреждений и кадровой политики, проанализировав поступившие в 1999-2000 годах обращения медицинских специалистов по различным кадровым вопросам, констатирует, что руководители учреждений здравоохранения нередко принимают на вакантные должности среднего медперсонала лиц без соответствующего среднего профессионального образования.
Имеют место случаи, когда эти лица в течение трудовой деятельности не проходили повышения квалификации длительное время (10 лет и более).
Использование специалистов на должностях без соответствующего образования не только не решает проблем кадрового обеспечения, но и, что важно, не способствует качеству оказания медицинской помощи.
Тем более что в последние годы Минздравом России проводится целенаправленная работа по совершенствованию среднего профессионального образования и реформированию сестринского дела.
Утверждены государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования, "Доктрина среднего медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации", "Отраслевая программа развития сестринского дела в Российской Федерации".
Реализация этих документов должна способствовать совершенствованию подготовки и использования сестринского персонала (фельдшеры, акушерки, медицинские сестры), развитию новых организационных форм и технологий сестринской помощи населению, повышению профессионального и социального статуса сестринской профессии, правовому регулированию сестринской деятельности, последовательно привести к изменению профессиональной роли сестринского персонала в процессе оказания медицинской помощи населению.
Происходящие изменения в здравоохранении требуют повышения эффективности работы персонала учреждений здравоохранения. Решение этой задачи зависит, в первую очередь, от качества подготовки специалистов.
В связи с отмеченным считаем, что использование медицинских специалистов на должностях, не соответствующих полученному образованию, является результатом непродуманной кадровой политики и отсутствия стратегической линии в решении проблем подготовки и переподготовки медицинских специалистов.
Предлагаем проанализировать материалы по использованию персонала со средним профессиональным образованием во вверенных учреждениях, определить количество работников, нуждающихся в переподготовке, и организовать ее по любой форме обучения (очная, очно-заочная).
В контингенты обучающихся рекомендуем включить всех лиц, замещающих в учреждениях здравоохранения должности, не соответствующие полученному образованию, за исключением работников, отмеченных в Приложениях.
При приеме на работу и проведении циклов повышения квалификации предлагаем использовать Положения о специалистах со средним медицинским и фармацевтическим образованием и их квалификационные характеристики, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.97 N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала".
Руководитель Департамента |
Н.Н. Володин |
Примечания к Приложениям N 1 и N 2.
1. Специалисты, работавшие на должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения до указанных сроков, могут продолжать замещать те же должности, поскольку были допущены упомянутыми Приказами Министерства здравоохранения СССР.
2. К работе в должностях среднего медицинского и фармацевтического персонала допускаются также лица, не получившие специальной подготовки и званий, но работавшие в таких должностях до 01.10.72 (примечание к приложению 2 Приказа Минздрава СССР от 21.10.74 N 990).
3. Лица, окончившие школы (курсы) для слепых по подготовке массажистов и работавшие в учреждениях здравоохранения до 01.08.89, сохраняют право на допуск к работе в ранее установленном порядке (примечание, пункт 3, к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 13.07.89 N 418).
4. Знаком "*" в Приложении N 2 отмечены положения Приказа Министерства здравоохранения СССР от 13.07.89 N 418, которые продолжают действовать, поскольку не противоречат действующим приказам Министерства здравоохранения Российской Федерации и утвержденным государственным образовательным стандартам.
5. В настоящее время при приеме на работу и укомплектовании циклов повышения квалификации применяются Положения и квалификационные характеристики специалистов, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.97 N 249 "О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала".
Заместитель Руководителя |
А.С. Шкода |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сообщается, что нередко на вакантные должности среднего медперсонала принимаются лица без соответствующего среднего профессионального образования.
Имеют место случаи, когда эти лица в течение трудовой деятельности не проходили повышения квалификации длительное время.
В связи с этим нужно проанализировать материалы по использованию персонала со средним профессиональным образованием, определить количество работников, нуждающихся в переподготовке, и организовать ее по любой форме обучения (очная, очно-заочная).
Приводится перечень должностей, которые могли замещать до определенного срока работники, не получившие соответствующего среднего профессионального образования. Определен также список учебных заведений (курсов), окончание которых давало право на допуск к медицинской и фармацевтической деятельности.
Письмо Министерства здравоохранения РФ от 31 июля 2001 г. N 15-12/387 "О специалистах со средним профессиональным образованием"
Текст письма официально опубликован не был