1. Нарушение срока возврата участнику закупки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки, является нарушением Закона о контрактной системе, за которое предусмотрена административная ответственность.
Заказчиком размещен открытый конкурс на право заключить государственный контракт по землеустроительным работам в отношении рыбоохранных зон озер (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной систем в течение не более чем одного рабочего дня с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта.
Заказчиком протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе подписан 28.08.2014.
Вместе с тем, согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, в нарушении пункта 1 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе, участнику закупки ОАО "А" сумма в размере 130 500 рублей возвращена Заказчиком 11.09.2014.
Согласно части 2 статьи 7.31.1 КоАП, за нарушение должностным лицом заказчика установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), более чем на три рабочих дня, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.08.2015 г. по делу N АК531-15)
2. При описании объекта закупки заказчик вправе указывать конкретные товарные знаки только с обязательным указанием на возможность поставки товара с эквивалентными характеристиками.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения контракта на изготовление и поставку нагрудного знака "Почетный работник" (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, в Технической части документации об Аукционе в разделе 4 установлено следующее требование: "Удостоверение к знаку из двухслойного картона толщиной 1,75 мм фирмы "Карра", покрытого переплетным материалом баладек темно-зеленого цвета" без установления параметров эквивалентности. Более того, Техническая часть документации об Аукционе содержит указание на товарные знаки без сопровождения слов "или эквивалент".
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к товарам, информации, работам, услугам, противоречащие положениям Закона о контрактной системе, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение, в том числе документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 18.08.2015 г. по делу N К-184/15/АК558-15)
3. Должностное лицо Заказчика, размещая на официальном сайте разъяснения документации о закупке, должно указать и предмет поступившего запроса.
Заказчиком размещен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению защищенной сети передачи данных федерального и регионального уровней (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, Заказчиком 25.09.2014 размещено на Официальном сайте разъяснение положений документации об электронном аукционе от 25.09.2014 N РД2 (далее - Разъяснение) без указания предмета запроса.
Таким образом, действия Заказчика разместивших на Официальном сайте ответ на запрос разъяснений положений документации об аукционе без указания предмета запроса, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1.4 статьи 7.30 КоАП, за размещение должностным лицом заказчика в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.08.2015 г. по делу N АК523-15)
4. При утверждении документации должностное лицо заказчика должно надлежащим образом установить штрафные санкции.
Заказчиком проведен электронный аукцион на право заключения контракта на поставку расходных материалов для средств вычислительной техники и оргтехники (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно материалам дела, в нарушение частей 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком в проекте контракта, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, не установлены соответствующие требованиям правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063, размер пени за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение, в том числе, документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 11.08.2015 г. по делу N П-658/14/АК546-15)
5. Законом о контрактной системе предусмотрены сроки возврата участникам закупки денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки.
Заказчиком размещен открытый конкурс на право заключить государственный контракт на выполнение работ по теме: "Создание единой системы управления нормативно-справочной информацией, включая информацию об офисах" (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), возвращаются на счет участника закупки при проведении конкурса и закрытого аукциона в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в соответствии с частью 18 статьи 44 Закона о контрактной систем в течение не более чем одного рабочего дня с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта.
Заказчиком протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе подписан 09.09.2014.
Вместе с тем, согласно материалам настоящего дела об административном правонарушении, в нарушении пункта 1 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе, участнику закупки ФГУП "Ц" сумма в размере 600 000 рублей возвращена Заказчиком 18.09.2014.
Согласно части 1 статьи 7.31.1 КоАП, за нарушение должностным лицом заказчика установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядка и (или) сроков возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), не более чем на три рабочих дня, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 12.08.2015 г. по делу N АК527-15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проанализирована практика в сфере размещения заказов на госзакупки. Выявлены некоторые нарушения со стороны заказчиков.
Так, заказчик не должен нарушать установленный порядок и (или) сроки возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки более чем на 3 рабочих дня.
При описании объекта закупки заказчик вправе указывать конкретные товарные знаки только с обязательным указанием на возможность поставки товара с эквивалентными характеристиками.
Действия заказчика, разместившего на официальном сайте ответ на запрос разъяснений положений документации об аукционе без указания предмета запроса, нарушают Закон о контрактной системе.
При утверждении документации заказчик должен надлежащим образом установить штрафные санкции, например, правила определения размера штрафа и пени.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, октябрь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.