Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Р.Н. Ибрагимова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Р.Н. Ибрагимов оспаривает конституционность части 5 статьи 11 Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившим силу Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии", согласно которой судьи военных судов и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, военная служба которых приостановлена, подлежат увольнению с военной службы до 1 января 2015 года по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", т.е. в связи с организационно-штатными мероприятиями; указанным судьям, продолжающим замещать государственные должности Российской Федерации в военных судах или Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, единовременное пособие, предусмотренное для военнослужащих при увольнении с военной службы, не выплачивается, а их пенсионное обеспечение осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с исчислением пенсий и увеличением их размера при последующем пересмотре исходя из должностных окладов по замещаемым ими перед увольнением с военной службы должностям.
Как следует из представленных материалов, заявитель начиная с 1 августа 1991 года проходил военную службу, в том числе с декабря 2004 года - в должности судьи военного суда. Приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 декабря 2009 года N 1674 его военная служба была приостановлена, а 22 октября 2014 года он был досрочно уволен с военной службы на основании подпункта "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Не согласившись с увольнением, Р.Н. Ибрагимов обратился в Брянский гарнизонный военный суд с заявлением о признании незаконными соответствующих приказов Министра обороны Российской Федерации и председателя Смоленского гарнизонного военного суда, а также о восстановлении его на военной службе с зачислением в распоряжение воинского должностного лица и включением в списки личного состава воинской части (учреждения). Решением названного суда от 26 февраля 2015 года признан незаконным и не действующим со дня издания приказ председателя Смоленского гарнизонного военного суда от 9 февраля 2015 года N 15 об исключении Р.Н. Ибрагимова из списков личного состава в связи с увольнением с военной службы и отказано в удовлетворении других его требований. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского окружного военного суда от 4 июня 2015 года был принят отказ Р.Н. Ибрагимова от заявленных требований, данное решение было отменено, а производство по делу прекращено.
Решением Промышленного районного суда города Смоленска от 2 марта 2015 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 9 июня 2015 года, со ссылкой на оспариваемую норму были удовлетворены требования заявителя о назначении ему пенсии за выслугу лет.
Решением Московского гарнизонного военного суда от 2 апреля 2015 года, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, Р.Н. Ибрагимову было отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Министра обороны Российской Федерации, связанных с отказом в зачете в его выслугу лет на военной службе периода ее приостановления.
По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит статьям 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, поскольку исключает для судей военных судов, военная служба которых была приостановлена, возможность как ее продолжения, так и увольнения по иному основанию, помимо предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", чем ставит их в худшее положение по сравнению с лицами, указанными в пункте 1 статьи 45 названного Федерального закона, в том числе с точки зрения возможности зачета срока приостановления военной службы в случае ее продолжения в выслугу лет, дающую право, в частности, на назначение пенсии за выслугу лет.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Оспариваемая Р.Н. Ибрагимовым норма выступает элементом правового механизма реформирования системы военных судов, в рамках которого были осуществлены меры, направленные на унификацию правового статуса судей независимо от того, в каком суде - военном или ином суде общей юрисдикции - они исполняют свои должностные обязанности, в том числе упразднен институт прикомандирования военнослужащих к военным судам.
При этом в рамках первого этапа такого реформирования военнослужащим, являвшимся на день вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О военных судах Российской Федерации" судьями военных судов или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, и военнослужащим, прикомандированным к военным судам или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, частью 2 его статьи 2 было предоставлено право либо уволиться с военной службы, либо приостановить военную службу и продолжать замещать государственные должности Российской Федерации в военных судах или Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации без переназначения.
Судьи военных судов и судьи Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, военная служба которых в соответствии с вышеприведенной нормой была приостановлена, согласно части 5 статьи 11 Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ, в срок до 1 января 2015 года подлежат увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Такое регулирование было установлено законодателем в рамках дискреционных полномочий с соблюдением требования о предоставлении гражданам возможности в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при выборе вида занятости, направлено на обеспечение определенности статуса судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, в равной мере распространяется на всех указанных лиц, а потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя, который в период с 1 июля 2009 года (дата вступления в силу Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года N 3-ФКЗ) по 6 августа 2014 года (дата вступления в силу Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года N 5-ФКЗ) имел возможность уйти в отставку с должности судьи военного суда и в соответствии с пунктами 10 и 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" продолжить военную службу с зачетом срока ее приостановления в выслугу лет для назначения пенсии.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "с пунктами 10 и 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" имеется в виду "с пунктами 10 и 13 статьи 45 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ибрагимова Рауфа Назим оглы, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 1893-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ибрагимова Рауфа Назим оглы на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 11 Федерального конституционного закона "О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" и признании утратившим силу Федерального конституционного закона "О Дисциплинарном судебном присутствии"
Текст Определения официально опубликован не был