Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки О.Г. Синицкой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка О.Г. Синицкая, семья которой воспитывает четверых детей, в том числе троих приемных, оспаривает конституционность пункта 2 статьи 5 Закона Архангельской области от 22 июня 2005 года N 55-4-ОЗ "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" в части, исключающей многодетные семьи, в качестве членов которых учитываются дети, принятые на воспитание в приемную семью, из круга получателей мер социальной поддержки, предусмотренных названным законоположением для многодетных семей.
По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение, примененное при рассмотрении ее дела судами общей юрисдикции, противоречит статьям 19 и 39 Конституции Российской Федерации, поскольку ставит многодетные семьи, воспитывающие приемных детей, в неравное положение с другими многодетными семьями и лишает приемных детей права на социальную защиту.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные О.Г. Синицкой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7), под защитой которого находятся семья, материнство и детство (статья 38, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1) и, относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы такой защиты. Определение конкретных мер социальной поддержки семьи и детей, а также условий и порядка их предоставления отнесено к компетенции законодателя.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, законодатель Архангельской области в пункте 2 статьи 5 областного закона "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области" предусмотрел меры социальной поддержки, предоставляемые проживающим на территории Архангельской области многодетным семьям (за исключением многодетных семей, в качестве членов которых учитываются дети, принятые на воспитание в приемную семью). В свою очередь, пунктом 3 статьи 5 названного закона для многодетных семей, имеющих статус приемных, установлены такие меры социальной поддержки, как бесплатное посещение членами приемной семьи один раз в месяц государственных музеев Архангельской области; материнский (семейный) капитал в соответствии со статьей 7 названного закона; единовременная денежная выплата на приобретение инвентаря для детей, представляющих Архангельскую область на областных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях, олимпиадах, турнирах, конкурсах, фестивалях, в размере 30 000 рублей на ребенка; субсидия семье, воспитывающей шесть и более детей (в том числе приемных детей), на приобретение транспортного средства в размере не более одного миллиона рублей.
Меры социальной поддержки семей, принявших ребенка на воспитание, и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приемных семьях, предусмотрены также Законом Архангельской области от 17 декабря 2012 года N 591-36-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Архангельской области". В частности, на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в приемных семьях, ежемесячно выплачиваются денежные средства, которые предназначены для: оплаты расходов на питание; обеспечения одеждой, обувью, мягким и хозяйственным инвентарем, игрушками, книгами, учебной литературой и письменными принадлежностями; оплаты жилого помещения и коммунальных услуг (включая взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме); оплаты транспортных услуг (проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы); оплаты бытовых и других видов услуг (статья 26). Кроме того, с учетом особого статуса приемной семьи приемные родители наделены правом на вознаграждение за свой труд, которое выплачивается ежемесячно независимо от их образования, стажа, места работы, дохода за каждого ребенка, взятого на воспитание в приемную семью (статья 28).
Такое правовое регулирование направлено на повышение уровня социальной защищенности семей, принявших детей на воспитание, в том числе многодетных, обусловлено особым правовым статусом многодетных семей, в качестве членов которых учитываются дети, принятые на воспитание в приемную семью, и не может расцениваться как нарушающее права детей, воспитывающихся в приемных семьях, и не согласующееся с конституционным принципом равенства, который, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимость предоставления одинаковых гарантий и прав лицам, относящимся к разным категориям; равенство перед законом и судом не исключает фактических различий и необходимости их учета законодателем (постановления от 27 декабря 1999 года N 19-П и от 16 июля 2007 года N 12-П; определения от 7 февраля 2008 года N 226-О-О, от 15 апреля 2008 года N 263-О-О, от 9 ноября 2010 года N 1440-О-О и др.).
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Синицкой Ольги Григорьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 сентября 2015 г. N 2041-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Синицкой Ольги Григорьевны на нарушение ее конституционных прав положением пункта 2 статьи 5 Закона Архангельской области "О мерах социальной поддержки многодетных семей в Архангельской области"
Текст Определения официально опубликован не был