Постановление Верховного Суда РФ от 19 октября 2015 г. N 309-АД15-9850
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
рассмотрев жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства на решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2014 по делу N А60-40477/2014, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2015 по тому же делу по заявлению Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Екатеринбург" от 26.08.2014 N 140805015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 17 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ, установил:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Ленинского района муниципального образования "Город Екатеринбург" от 26.08.2014 N 140805015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 17 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ, с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2014, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015, заявленные требования удовлетворены частично: учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, суд снизил назначенное наказание до 50 000 рублей.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2015 указанные судебные акты оставлены без изменения.
Заявитель обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов, считая их незаконными.
При изучении доводов жалобы и обжалуемых судебных актов оснований для отмены судебных актов не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" от 14.06.2005 N 52-ОЗ нарушение установленных муниципальными нормативными правовыми актами правил благоустройства территорий населенных пунктов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования "Город Екатеринбург".
Правила устанавливают единые требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, определяют перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, устанавливают порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, устанавливают требования по благоустройству территории муниципального образования "Город Екатеринбург" (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) (пункт 2).
В соответствии с пунктом 4 Правил благоустройства объектами внешнего благоустройства являются, в том числе, инженерные сооружения и коммуникации, сети ливневой канализации.
В соответствии с пунктом 26 Правил благоустройства собственники подземных инженерных коммуникаций и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями таких коммуникаций, обязаны, в том числе, производить содержание и ремонт подземных коммуникаций, а также своевременную очистку колодцев и коллекторов с обязательным вывозом мусора и грязи; обеспечивать содержание колодцев и люков в исправном состоянии, размещение люков колодцев в одном уровне с полотном дороги, тротуаром или газоном (не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2 см, отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка - более 3 см). Устранение недостатков следует осуществлять в течение суток с момента их обнаружения; осуществлять контроль за наличием и содержанием в исправном состоянии люков на колодцах и производить их замену в течение суток с момента обнаружения отсутствия крышки или неисправности люка; немедленно ограждать и обозначать соответствующими дорожными знаками разрушенные крышки и решетки (их замена должна быть произведена в течение суток); обеспечивать безопасность движения транспортных средств и пешеходов в период ремонта (ликвидации последствий аварий) подземных коммуникаций, колодцев, установки люков, в том числе осуществлять установку ограждений и соответствующих дорожных знаков; обеспечить освещение мест аварий в темное время суток, оповещать о ней население через средства массовой информации.
Основанием для привлечения к административной ответственности явилось нарушение вышеуказанных Правил благоустройства, выраженное в ненадлежащем содержании люка подземной инженерной сети водопровода, размещении крышки колодца этого люка не в одном уровне с полотном дороги.
Поскольку указанные обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 17 Закона N 52-ОЗ, суды признали обоснованным привлечении предприятия к административной ответственности.
Размер административного штрафа снижен судом первой инстанции ниже низшего предела административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 17 Закона N 52-ОЗ, до 50 000 рублей.
Приведенные доводы о том, что обязанность по содержанию проезжей части вокруг смотрового люка необоснованно вменена предприятию как собственнику подземных инженерных коммуникаций, отклонены судами, поскольку в силу прямого указания Правил благоустройства предприятие обязано обеспечивать размещение люков колодцев в одном уровне с полотном дороги.
Иные доводы, аналогичные указанным в жалобе, были предметом проверки судов, обоснованно отвергнуты по основаниям, подробно изложенным в соответствующих судебных актах.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении общества вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.11.2014 по делу N А60-40477/2014, постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.04.2015 по тому же делу оставить без изменения, а жалобу Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 19 октября 2015 г. N 309-АД15-9850 по делу N А60-40477/2014
Текст постановления официально опубликован не был