Определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 307-ЭС15-13381
Судья Верховного Суда Российской Федерации Маненков А.Н.,
изучив кассационную жалобу муниципального образования "город Тверь" в лице Администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.11.2014 г., постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 г., постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.06.2015 г. по делу N А66-10500/2014 по иску открытого акционерного общества "Тверской экскаваторный завод" к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", с учетом изменения исковых требований, принятого судом в порядке ст. 49 АПК РФ, об установлении кадастровой стоимости земельного участка площадью 12 332 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:23, расположенного по адресу: г. Тверь, Индустриальная ул., д. 11, равной его рыночной стоимости в размере 9 274 000 руб.,
При участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное образование "Город Тверь" в лице администрации города Твери, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области, установил:
решением Арбитражного суда Тверской области от 20.11.2014 г., оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 г., постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.06.2015 г., исковые требования открытого акционерного общества "Тверской экскаваторный завод" удовлетворены в полном объеме.
Муниципальное образование "город Тверь" в лице Администрации города Твери обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просило указанные судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм права.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверив доводы кассационной жалобы, изучив оспариваемые судебные акты, суд не находит оснований к передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, на основании договора от 29.01.2001 г. N 46, заключенного с администрации города Твери, открытому акционерному обществу "Тверской экскаваторный завод" был предоставлен в аренду земельный участок площадью 80 860,0 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:0001, расположенный по адресу: г. Тверь, Московский район, Индустриальная ул., д. 11, под производственную базу сроком до 31.12.2011 г.
Постановлением администрации Тверской области от 30.12.2008 г. N 503-па утверждены результаты актуализации государственной оценки земель населенных пунктов Тверской области по состоянию на 01.01.2007 г. Кадастровая стоимость названного земельного участка составила 1 037 252 984 руб. 37 коп. исходя из удельного показателя кадастровой стоимости 2822,11 руб./кв. м.
В результате раздела указанного земельного участка сформировано девять земельных участков, в том числе участок площадью 12 332 кв. м с кадастровым номером 69:40:0200008:23, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости 27.01.2010 г. Кадастровая стоимость вновь образованных земельных участков была определена в соответствии с пунктом 2.1.17 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12.08.2006 г. N 222, путем умножения площади участка на удельный показатель кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок. Для спорного земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:23 кадастровая стоимость, при расчете которой был применен удельный показатель кадастровой стоимости 14 680 руб./кв. м, составила 181 030 183 руб. 72 коп.
Дополнительным соглашением от 30.06.2010 г. к договору от 29.01.2001 г. N 46 арендодатель заменен на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тверской области; изменен пункт 1.2 договора, в соответствии с которым в аренду передаются шесть земельных участков из числа образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200008:0001, в том числе участок с кадастровым номером 69:40:0200008:23.
По заказу Общества оценщиком ООО "ТИТАН-ОЦЕНКА" Тарасенко Д.Ю. проведена оценка рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2007 г., которая согласно оформленному оценщиком отчету от 11.07.2014 г. N 01/14-059н составила 6 435 000 руб. По результатам нормативно-методической экспертизы указанного отчета, проведенной экспертом некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", получено положительное экспертное заключение от 16.07.2014 г. N Э-110714.
В связи с уточнением исковых требований Общество повторно заказало тому же оценщику проведение оценки рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2009 г. (дату вступления в силу постановления администрации Тверской области от 30.12.2008 г. N 503-па). Согласно оформленному оценщиком отчету от 28.10.2014 г. N 01/14-079н рыночная стоимость земельного участка по состоянию на указанную дату составляет 9 274 000 руб.
Положительным экспертным заключением Партнерства от 07.11.2014 г. N Э-231014-5 подтверждено соответствие отчета от 28.10.2014 г. N 01/14-079н требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Общество, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость названного выше земельного участка существенно завышена по сравнению с его рыночной стоимостью, чем нарушаются права Общества как арендатора земельного участка, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь пунктом 5 статьи 65, пунктом 3 статьи 66 (в редакции, действовавшей на момент проведения кадастровой оценки) Земельного кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о том, что в результате внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, не соответствующей его рыночной стоимости, нарушаются права землепользователя. Эти нарушенные права могут быть защищены лишь посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка путем ее установления в размере рыночной стоимости.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, предусмотрено в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности (в редакции, действующей на момент обращения Общества в арбитражный суд).
Суды, оценив отчет оценщика от 28.10.2014 г. N 01/14-079н по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признали его соответствующим требованиям законодательства, содержащим достоверные сведения и в связи с этим - надлежащим доказательством величины рыночной стоимости земельного участка.
Возражения относительно представленного истцом отчета от 28.10.2014 г. N 01/14-079н Администрация в суде первой инстанции не заявляла.
Возражения, приведенные при рассмотрении дела в апелляционной инстанции, исследованы апелляционным судом и мотивированно отклонены.
Нормы права применены судами правильно.
Изложенные заявителем доводы в кассационной жалобе не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судами при рассмотрении дела и могли повлиять на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергнуть выводы судов, вследствие чего не могут служить поводом для пересмотра обжалуемых судебных актов в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 291.6, 291.8, 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать муниципальному образованию "город Тверь" в лице Администрации города Твери в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Н. Маненков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 307-ЭС15-13381
Текст определения официально опубликован не был