В городе Сыктывкаре Республики Коми с 22 по 26 сентября 2014 г. прошел II Съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - II Съезд).
По итогам работы II Съезда участниками выработаны рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по приоритетным направлениям деятельности, в том числе:
завершить разработку санитарных норм и правил к организациям для детей-сирот с учетом задач по развитию форм семейного устройства, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, в том числе семейной, и постинтернатному сопровождению выпускников на основании предложений и замечаний участников II Съезда;
завершить работу по подготовке нормативных правовых актов, предусматривающих порядок сохранения льгот педагогических работников организаций для детей-сирот вне зависимости от их ведомственной принадлежности;
проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части приравнивания организаций для детей-сирот к льготному порядку осуществления закупок, установленный для учреждений культуры и образовательных организаций;
проводить на системной основе всероссийские совещания, интернет-конференции и другие мероприятия для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, и руководителей организаций для детей-сирот в целях обеспечения методического руководства и координации деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации;
Региональным и муниципальным органам власти, руководителям организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также рекомендовано завершить работу по разработке и утверждению планов по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и обеспечить до 1 сентября 2015 г. создание благоприятных условий пребывания в организациях для детей-сирот, приближенных к семейным, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей, в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Минобрнауки России сообщает, что в настоящее время в соответствии с принятыми на II Съезде рекомендациями:
постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 февраля 2015 г. N 8 "Об утверждении СанПиНа 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" зарегистрировано Минюстом России 26 марта 2015 г., регистрационный N 36571;
проект приказа "Об установлении тождественности профессиональной деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" проходит процедуру межведомственного согласования;
обобщены и направлены в Минэкономразвития России предложения субъектов Российской Федерации по внесению изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для рассмотрения.
Вместе с тем информация о разработке и утверждении региональных планов по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" представлена в Минобрнауки России из 42 субъектов Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что проведение III Съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, планируется в июне 2015 года.
Приложение: на 8 л. в 1 экз.
|
В.Ш. Каганов |
Резолюция
II Съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сыктывкар, 22-26 сентября 2014 года
В период с 22 по 26 сентября 2014 г. в городе Сыктывкаре Республики Коми прошел II Съезд руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - II Съезд). Во II Съезде приняли участие около 500 представителей всех субъектов Российской Федерации, федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, уполномоченных по правам ребенка, руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот), общественных организаций.
В 2013 г. в Москве прошел первый съезд, в котором приняли участие более 1000 представителей всех субъектов Российской Федерации.
Участники II Съезда отмечают, что по исполнению резолюции первого съезда за 2013-2014 годы федеральными органами исполнительной власти:
обеспечена методическая поддержка региональной реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот;
принято постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с учетом предложений участников первого съезда;
утверждены требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства;
подготовлен проект приказа Минобрнауки России "Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации для работников органов опеки и попечительства";
подготовлен проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации, с целью устройства в семью детей подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов.
Участники II Съезда отмечают, что к проблеме социального сиротства, семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условиям их проживания в условиях институционализации сегодня приковано пристальное внимание, как государства, так и общества. Государственная политика и законодательство в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практика работы с ними постоянно совершенствуются.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" принят ряд нормативных правовых актов, направленных на стимулирование кандидатов на прием воспитанников из организаций для детей-сирот, законодательно закреплены льготы детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, при приеме на обучение в образовательные организации, реализующие программы высшего образования. Внесенные изменения в Семейный кодекс Российской Федерации установили безусловный приоритет семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их временность нахождения в организациях для детей-сирот всех типов.
На конец 2013 г. на территории Российской Федерации функционировало 1520 организаций для детей-сирот, из них:
1197 образовательных организаций для детей-сирот (в них детей-сирот - 65,4 тыс.);
194 домов ребенка (в них детей-сирот - 9,3 тыс.);
129 стационарных учреждений социального обслуживания для умственно отсталых детей и детей с физическими недостатками (в них детей-сирот - 13,5 тыс.).
На протяжении 2009-2013 годов количество образовательных организаций для детей-сирот сократилось на 18% благодаря активной политике семейного устройства воспитанников (в 2009 г. - 1 468 организаций, в 2013 г. - 1 197 организаций). Сократилась и численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в такие организации, на 26% (в 2009 г. - 83 563 человек, в 2013 г. - 61 736 человек).
Сегодня в субъектах Российской Федерации активно идет процесс реструктуризации и реформирования сети организаций для детей-сирот, изменения направлений их работы, создания новых организаций для детей-сирот в форме центров содействия семейному воспитанию, служб сопровождения замещающих семей.
Каждый регион разрабатывает и принимает План мероприятий по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот, в котором определяет их будущее. Идет процесс разукрупнения организаций, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания, использования ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе постинтернатной адаптации.
Расширяется применение таких форм работы по социализации и семейному воспитанию детей, как временная передача ребенка в семью граждан, патронатная семья в отношении детей-сирот, которых, как правило, трудно устроить в семью на постоянной или долгосрочной основе: детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, подростков и сиблингов. Внедряются новые технологии работы по привлечению кандидатов в замещающие родители: видеопортфолио и видеопаспорта воспитанников, проведение дней открытых детей, дней "аиста", экспонируются галереи портретов, видеопрезентации воспитанников в публичных местах, в СМИ. Проводятся научные исследования и разрабатываются на их основе инновационные модели жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, такие как программа для домов ребенка "Как дома". В этом процессе активно участвуют социально ориентированные некоммерческие организации, волонтеры, социально ответственный бизнес, гражданское сообщество.
Однако, по-прежнему остается много нерешенных вопросов: создание семейных условий проживания в организациях для детей-сирот, где до сих пор могут проживать до 300 воспитанников; привлечение и развитие профессиональных кадров, знающих специфику работы с детьми, оставшимися без попечения родителей; отсутствие профессиональных стандартов для ряда категорий специалистов, работающих в таких организациях, в том числе воспитателя.
В течение трех дней участники II Съезда обсуждали вопросы реформирования и развития системы организаций для детей-сирот, обеспечения прав и законных интересов воспитанников, обменивались опытом, лучшими социальными практиками.
В центре внимания было обсуждение региональных моделей реформирования сети организаций для детей-сирот, недопустимости формального подхода к этому процессу, безальтернативности закрытия организаций в возможно короткие сроки и передаче детей на воспитание в семьи граждан без предварительного создания системы подготовки детей и комплексного сопровождения замещающих семей, без учета мнения ребенка.
Совместно участники II Съезда искали ответы на вопросы:
как изменить санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в организациях для детей-сирот, для создания благоприятных условий пребывания, приближенных к семейным;
как определить сроки временного нахождения детей в организациях для детей-сирот, помещенных по заявлению законных представителей;
как реализовать новые направления деятельности организаций для детей-сирот.
Участники II Съезда делились инновационным опытом выполнения организациями для детей-сирот функций уполномоченных организаций, привлечения и сотрудничества с негосударственными некоммерческими, благотворительными организациями и гражданами, волонтерами, осуществляющими деятельность в сфере социализации детей, оставшихся без попечения родителей, их семейного устройства, повышения уровня профессиональной подготовки и компетентности специалистов организаций.
По итогам работы II Съезда участники выработали следующие предложения по приоритетным направлениям деятельности:
1. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
принять проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Семейный кодекс Российской Федерации и Трудовой кодекс Российской Федерации, с целью устройства в семью детей подросткового возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья, сиблингов;
ускорить принятие поправок в Семейный кодекс Российской Федерации, разъясняющих основные понятия: "дети, оставшиеся без попечения родителей"; закрепить судебный порядок отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или его здоровью, в том числе устранение необоснованного вмешательства во внутренние дела семьи в правоприменительной практике; ввести институт восстановления в правах усыновителей.
2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти:
завершить разработку санитарных норм и правил к организациям для детей-сирот с учетом задач по развитию форм семейного устройства, подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, в том числе семейной, и постинтернатному сопровождению выпускников на основании предложений и замечаний участников II Съезда;
завершить работу по подготовке нормативных правовых актов, предусматривающих порядок сохранения льгот педагогических работников организаций для детей-сирот вне зависимости от их ведомственной принадлежности;
проработать вопрос о целесообразности внесения изменений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части приравнивания организаций для детей-сирот к льготному порядку осуществления закупок, установленный для учреждений культуры и образовательных организаций;
проработать вопрос о разработке профессиональных стандартов по различным видам профессиональной деятельности, связанной с работой в организациях для детей-сирот, в том числе воспитателя;
проводить на системной основе всероссийские совещания, интернет-конференции и другие мероприятий для руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, и руководителей организаций для детей-сирот в целях обеспечения методического руководства и координации деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации;
продолжить и расширить практику проведения всероссийских общественно-значимых мероприятий для воспитанников организаций для детей-сирот, включая творческие конкурсы, спортивные соревнования;
разработать методические рекомендации по вопросу вариативности порядка осуществления функций законного представителя несовершеннолетних выпускников организаций для детей-сирот, поступивших в образовательные организации, реализующие программы среднего профессионального образования или высшего образования;
проработать вопрос об обеспечении при поступлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обучение по программам бакалавриата или программам специалитета за счет бюджетных ассигнований право подачи заявления (заявлений) о приеме одновременно не более чем в 5 организаций высшего образования и участвовать в конкурсе не более чем по 3 специальностям и (или) направлениям подготовки в каждой из указанных организаций.
3. Рекомендовать региональным и муниципальным органам власти, руководителям организаций для детей-сирот:
завершить работу по разработке и утверждению планов по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот;
при разработке и реализации региональных программ реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот проводить общественное обсуждение, учитывать мнение руководителей организаций для детей-сирот, экспертов; обеспечить выделение финансовых средств в необходимом объеме на ее реализацию, проводить регулярный мониторинг реализуемых мероприятий на уровне субъекта Российской Федерации;
в процессе реструктуризации принимать решения в отношении каждой организации для детей-сирот индивидуально с учетом региональных особенностей, в том числе возможности организации обучения воспитанников соответствующей организации в близлежащих общеобразовательных организациях, а также перспектив реструктуризации сети организаций для детей-сирот на территории субъекта Российской Федерации;
обеспечить до 1 сентября 2015 года создание благоприятных условий пребывания в организациях для детей-сирот, приближенных к семейным, способствующих интеллектуальному, эмоциональному, духовному, нравственному и физическому развитию детей, в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей";
привести в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" наименований и уставов организаций для детей-сирот, относящихся в настоящее время к образовательным организациям;
создать региональные/муниципальные банки данных выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа;
организовать на системной основе проведение обучающих мероприятий для работников организаций для детей-сирот с целью обучения их современным технологиям работы по новым направлениям деятельности, предусмотренных обеспечить взаимодействие организаций для детей-сирот с социально ориентированными негосударственными организациями, волонтерами; шире внедрять в практику современные технологии наставничества, гостевой семьи, для устройства воспитанников в семьи и пр.; обеспечить организацию подготовки и обучения волонтеров;
организовать психолого-педагогическую поддержку работников организаций для детей-сирот, их консультирование по вопросам воспитания, обучения, реабилитации и защиты прав детей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 10 апреля 2015 г. N ВК-931/07 "О резолюции II Съезда руководителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Текст письма официально опубликован не был