Представление Счетной палаты РФ от 4 июня 2015 г. N ПР 04-110/04-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. Россотрудничеством не зачислена в доход федерального бюджета по КБК 1 16 33010 01 6000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации" пени в сумме 530,1 тыс. рублей, начисленная 30 декабря 2014 года по факту недопоставки книг в рамках исполнения контракта от 18 сентября 2014 г. N 108/ГК с ООО "ПКГалерия", что привело к занижению объема доходов и искажению бюджетной отчетности за 2014 год на указанную сумму.
2. Россотрудничество не внесло необходимые изменения в ведомственный приказ от 5 марта 2012 г. N 035-пр "О порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата и представительств (представителей) за рубежом" в связи с изменением структуры целевых статей расходов в соответствии с приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
3. В нарушение пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2010 г. N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания" Россотрудничеством не был утвержден ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) в качестве основных видов деятельности (предоставление услуг юридическим и физическим лицам по вопросам компетенции: функции единого оператора по распределению квот на обучение в российских высших образовательных учреждениях иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, организации и проведения на платной основе обучения граждан на курсах русского языка, за пользованием библиотечным фондом и прокатом кинофильмов и т.д.) и не обеспечена регламентация их предоставления.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 2 сентября 2010 г."
4. В Докладе о результатах деятельности Россотрудничества за 2014 год и информационной справке, размещенных на сайте Россотрудничества в сети Интернет, представлена недостоверная информация о количестве стран, в которых функционируют представительства и представители Россотрудничества (в 82 странах, на сайте указано в 80 странах),
5. До настоящего времени не решены вопросы по аккредитации представительств в ряде иностранных государствах. В результате для обеспечения служебной деятельности представители Россотрудничества открывают банковские счета на физическое лицо, что противоречит части 1 статьи 9 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", пункт 18 которой не предусматривает возможность открытия счетов в зарубежных банках на физических лиц, и создает риски неэффективного и нецелевого использования средств федерального бюджета.
6. В нарушение статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 10 Правил использования средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2002 г. N 330), остатки средств на счетах представительств Россотрудничества за рубежом, поступившие из федерального бюджета на мероприятия по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, в сумме 102,2 тыс, долларов США (эквивалент 5 750,1 тыс. рублей) на конец финансового года не были возвращены в федеральный бюджет.
7. В целях выполнения работ по обслуживанию инженерного оборудования введенного в эксплуатацию здания РЦНК в Афганистане с афганской компанией "Гамма Логистик Лтд" заключен государственный контракт от 27 февраля 2015 г. N 1 на сумму 610,0 тыс. долларов, что по мнению Счетной палаты является значительными затратами на эксплуатацию указанного объекта.
8. Работы, выполненные в 2014 году по ремонту здания Россотрудничества по адресу: ул. Мещанская, д. 17, корп. 1 и 2 по устройству вентиляции и кондиционирования воздуха, а также автоматизированной системы пожаротушения на общую сумму 16 310,7 тыс. рублей (с учетом затрат на проектирование) за счет средств федерального бюджета, выделенных на текущий ремонт, имеет признаки капитального ремонта.
9. В нарушение пунктов 4 и 8 Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365) реализуемая в 2014 году Концепция укрепления позитивного восприятия и культурно-гуманитарного влияния в мире современной России в информационном пространстве посредством реализации телевизионных проектов утверждена приказом Россотрудничества от 11 июня 2014 г. N 0112-пр без согласования с Минкомсвязи России. Также указанная концепция не согласована с МИДом России, как ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 325-10 (далее - Госпрограмма), и координатором внешнеполитических мероприятий.
10. Отчетность Россотрудничества о ходе реализации и оценке эффективности Госпрограммы за 2014 год, подготовленная и направленная в МИД России для включения в сводный отчет о выполнении Госпрограммы, содержит недостоверные данные о сумме средств федерального бюджета, использованных на выполнение подпрограммы 3 "Осуществление деятельности в сферах международного гуманитарного сотрудничества и содействия международному развитию". Сумма, указанная в отчетности - 2 911008,4 тыс. рублей, на 521035,0 тыс. рублей меньше фактических расходов на реализацию подпрограммы 3 Госпрограммы в 2014 году (3 432 043,4 тыс. рублей).
Россотрудничество, как ответственный исполнитель подпрограммы 3 Госпрограммы представляло квартальную отчетность в МИД России о ходе ее реализации с нарушением установленных сроков (установлено - до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом).
11. В нарушение пункта 62 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690) детальный план-график реализации государственной программы на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов не соответствует форме, приведенной в таблице N 13а, и содержит обобщенный объем ресурсного обеспечения в целом по подпрограмме 3, основным мероприятиям и мероприятиям без распределения средств по контрольным событиям.
12. Состав и значения целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 3 Госпрограммы является недостаточным, что не позволяет оценить качественный уровень проводимой Россотрудничеством работы, а также получаемый эффект от реализации основных мероприятий подпрограммы 3 Госпрограммы.
Анализ показателей (индикаторов), которые выполнены в 2014 году в полном объеме, показывает, что плановые показатели двух индикаторов (3.5 "Рост культурных акций Российской Федерации с участием российских деятелей культуры, искусства и талантливой творческой молодежи в иностранных государствах" и 3.6. "Количество комплексных мероприятий в формате "перекрестных годов", сезонов, недель, дней российской культуры за рубежом") значительно ниже достигнутых значений по результатам 2013 года.
В ходе проверки установлено несоответствие значения показателя 3.10. "Число иностранных граждан и соотечественников из иностранных государств, направленных на учебу в российские образовательные учреждения", включенного в Подпрограмму 3 (на 2014 год запланировано - 7 500 человек), показателю, включенному в План приема иностранных граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, на обучение в федеральные государственные учреждения профессионального образования в 2014/2015 учебном году за счет средств федерального бюджета (утвержден Россотрудничеством в феврале 2014 года), в количестве 12 215 человек, т.е. планируемый показатель занижен на 38,6 процента.
В значение показателя 3.16. "Рост числа участников мероприятий по поддержке молодежи российской диаспоры в иностранных государствах и привлечению молодых соотечественников к участию в мероприятиях, проводимых в России" Россотрудничеством не включены данные о количестве участников комплексных мероприятий по направлению 11 "Содействие реализации инициатив молодежных общественных объединений соотечественников по проведению за рубежом фестивалей, акции "Молодежь против террора", творческих конкурсов, семинаров, отборочных олимпиад, выставок, спортивных соревнований соотечественников". В результате запланированное значение показателя (1 500 человек) превышено в 2014 году более чем в 6 раз и фактически составило 10 075 человек.
13. В целях реализации Госпрограммы в 2014 году должно быть разработано 10 нормативных правовых актов, не принято 7 актов: не утверждены концепция "Русская школа за рубежом", Государственная концепция поддержки Российской Федерацией русского языка за рубежом, Концепция работы Россотрудничества с обществами дружбы и другими неправительственными объединениями, Концепция деятельности Дома Дружбы с народами зарубежных стран, Концепция программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию лидеров зарубежных неправительственных объединений, Концепция работы Россотрудничества с субъектами Российской Федерации, а также не внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 2008 г. N 1315 в части изменения предельной штатной численности загранаппарата Россотрудничества.
14. В рамках мероприятия 4 (задача 1) ФЦП "Русский язык" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 492, по государственному контракту от 1 июня 2013 г. N 015/ГК ООО "Организация бизнеса и консалтинг" выполнены экспертно-организационные мероприятия по подготовке к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с основным перечнем проектов, на общую сумму 4 037,5 тыс. рублей, что по оценкам Счетной палаты является неэффективным использованием средств федерального бюджета.
В соответствии со статьями 18, 22 и 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" осуществление подготовительных мероприятий по обеспечению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд входит в компетенцию государственного заказчика при формировании плана закупок и плана-графика на финансовый год и подробно изложено в Типовом положении (регламенте) о контрактной службе (утверждено приказом Минэкономразвития России от 29 октября 2013 г. N 631).
15. Не урегулированы вопросы передачи книжной продукции в образовательные учреждения иностранных государств, поступающей по линии ФЦП "Русский язык", что несет риски несвоевременного получения книг и приводит к формированию дебиторской задолженности на длительный срок и несвоевременному списанию с учета книжной продукции.
Россотрудничеством не внесены предложения в МИД России по утверждению порядка приема-передачи представительствами Россотрудничества и представительствами МИДа России (в странах, где нет представителей Россотрудничества) книжной продукции в образовательные учреждения иностранных государств, поступающей по линии ФЦП "Русский язык", а также их бухгалтерского учета и списания.
16. Состав и значения целевых показателей (индикаторов) ФЦП "Русский язык" является недостаточным для оценки достижения цели реализации Программы.
Отдельные показатели (индикаторы) не увязаны с мероприятиями, содержат значения, по которым невозможно оценить выполнение мероприятий Программы за отчетный финансовый год. Так, показатель 23 "Количество представительств Россотрудничества, в которых внедрено разработанное и апробированное программно-методическое обеспечение глобальной системы использования специальных дистанционных технологий в обучении русскому языку за рубежом" характеризует количество представительств накопительным итогом за весь период реализации программы, а не за отчетный период.
В ряде случаев показатели не соответствуют требованиям однозначности. Так, в Программе и иных нормативных правовых актах не дано определение понятия "комплект учебников, учебных пособий, научно-популярных книг и журналов по русскому языку, литературе и культуре России, поставляемых в загранпредставительства". В результате поставляются подарочные экземпляры стоимостью по 100 долларов США за штуку,
17. Паспортом ФЦП "Русский язык" на 2011 - 2015 годы (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 492) предусмотрено проведение оценки социально-экономической эффективности Программы только при ее завершении (значения показателей социально-экономической эффективности хода реализации Программы, которые будут достигнуты по результатам реализации Программы, предусмотрены приложением N 5 к Госпрограмме только на 2015 год), что не позволяет оценить промежуточные результаты ее реализации и своевременно внести соответствующие корректировки в целях повышения эффективности ее реализации.
18. Основным содержанием Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств (далее - Программа), утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2011 г. N 1394, является организация краткосрочных поездок в Россию молодых представителей иностранных государств (возраст участников от 25 до 35 лет) с целью ознакомления с общественно-политической, экономической, научной, образовательной, социальной и культурной жизнью России.
При этом нормативными документами длительность пребывания делегаций в России не устанавливалась, а определялась Россотрудничеством исходя из объема ассигнований, предусмотренных на реализацию подпрограммы 3 Госпрограммы (в 2011 - 2012 годах срок пребывание в России составлял от 9 до 10 дней, в 2013 - 2014 годах - от 5 до 8 дней). В результате при сохранении финансирования на прежнем уровне с одновременным увеличением количества участников Программы количество дней пребывания молодых представителей иностранных государств в Российской Федерации сократилось практически вдвое.
В соответствии с пунктом 9 Концепции ожидаемыми результатами реализации программы являются существенное увеличение числа активных молодых граждан иностранных государств, готовых к разработке и участию во внедрении совместных проектов во всех сферах сотрудничества Российской Федерации с государствами, которые они представляют. При этом в Концепции не определен механизм оценки реализации Программы, не предусмотрен он и в других документах, принятых в целях реализации Концепции.
План мероприятий по реализации Программы в соответствии с положениями пункта 7 Концепции Программы Россотрудничеством не разработан, предложения по формированию механизма оценки ожидаемых результатов реализации Программы и показателей, на основании которых возможно оценить достижение результатов, Россотрудничеством не разработан и в МИД России для его утверждения не представлен.
Мониторинг количества активных молодых граждан иностранных государств, готовых к разработке и участию во внедрении совместных проектов во всех сферах сотрудничества Российской Федерации с государствами, которые они представляют, не осуществляется.
19. В течение 2014 года в 2,1 раза увеличилась дебиторская заложенность по счету 1 206 24 "Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом" с 30 114,8 тыс. рублей до 63 018,6 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству предлагается следующее:
с незачислением в 2014 году в доход федерального бюджета пени в сумме 530,1 тыс. рублей.
1. Внести корректировки и обеспечить достоверное отражение в бюджетном учете и отчетности 2015 года доходов по КБК 1 16 33010 01 6000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Российской Федерации" в связи
2. Внести соответствующие корректировки в отчетность о ходе реализации и оценке эффективности Госпрограммы за 2014 год (в части подпрограммы 3), представленную в МИД России в целях формирования сводного отчета по Госпрограмме.
3. Внести необходимые изменения в ведомственный приказ от 5 марта 2012 г. N 035-пр "О порядке составления, утверждения и ведения бюджетных смет центрального аппарата и представительств (представителей) за рубежом".
4. Определить с учетом возложенных полномочий ведомственный перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, обеспечить регламентацию их предоставления.
5. Внести уточнения в Доклад о результатах деятельности Россотрудничества за 2014 год в части указания достоверной информации о количестве стран, в которых функционируют представительства и представители Россотрудничества, а также в Перечень государств и городов, в которых находятся представительства (отделения) Россотрудничества.
6. Россотрудничеству совместно с МИДом России разработать план мероприятий по аккредитации представительств Россотрудничества в иностранных государствах.
7. Рассмотреть вопрос по возврату со счетов представительств Россотрудничества за рубежом остатков средств в иностранной валюте, ранее перечисленных на выполнение мероприятий по поддержке соотечественников, проживающих за рубежом, согласовав с Минфином России и Федеральным казначейством порядок и процедуры возврата указанных средств.
8. Обеспечить контроль за выполнением текущего ремонта в здании Россотрудничества по адресу: ул. Мещанская, д. 17, корп. 1 и 2 в целях исключения выполнения работ капитального характера.
9. Обеспечить согласование в установленном порядке Концепции укрепления позитивного восприятия и культурно-гуманитарного влияния в мире современной России в информационном пространстве посредством реализации телевизионных проектов или признать приказ Россотрудничества от 11 июня 2014 г. N 0112-пр утратившим силу.
10. Разработать детальный план-график реализации Госпрограммы на 2015 год и на плановый период 2016 и 2016# годов (в части подпрограммы 3) в соответствии с требованиями пункта 62 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации (утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690).
11. В ходе доработки Госпрограммы пересмотреть перечень показателей (индикаторов), используемых для оценки реализации основных мероприятий подпрограммы 3 Госпрограммы.
12. Принять необходимые меры по утверждению концепции "Русская школа за рубежом", Государственная концепция поддержки Российской Федерацией русского языка за рубежом, Концепция работы Россотрудничества с обществами дружбы и другими неправительственными объединениями, Концепция деятельности Дома Дружбы с народами зарубежных стран, Концепция программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию лидеров зарубежных неправительственных объединений, Концепция работы Россотрудничества с субъектами Российской Федерации.
13. Рассмотреть вопрос о расторжении государственного контракта от 1 июня 2013 г. N 015/ГК с ООО "Организация бизнеса и консалтинг", в рамках которого выполняются экспертно-организационные мероприятия по подготовке к размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
14. Разработать и внести в МИД России на утверждение порядок приема-передачи представительствами книжной продукции в образовательные учреждения иностранных государств, поступающей по линии ФЦП "Русский язык", а также их бухгалтерского учета и списания.
15. Разработать и внести в МИД России на утверждение предложения по формированию механизма оценки ожидаемых результатов реализации Концепции программы краткосрочных ознакомительных поездок в Российскую Федерацию молодых представителей политических, общественных, научных и деловых кругов иностранных государств, а также показатели, на основании которых проводить оценку достижения результатов реализации Программы, осуществлять мониторинг количества активных молодых граждан иностранных государств, готовых к разработке и участию во внедрении совместных проектов во всех сферах сотрудничества Российской Федерации с государствами, которые они представляют.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 28 мая 2015 г. N 25 К (1036).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня поступления представления.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 июня 2015 г. N ПР 04-110/04-01
Текст представления официально опубликован не был