Представление Счетной палаты РФ от 30 июня 2015 г. N ПР 08-161/08-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного расходования средств, направляемых на развитие паромной переправы между портами Кавказ и Керчь (Керченской паромной переправы)", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Вопросы функционирования и развития Керченской паромной переправы (далее - КПП) комплексно не отражены ни в одном из отраслевых документов стратегического планирования федерального и регионального уровней.
2. В рамках осуществления своих полномочий Минтрансом России не разрабатывались и не утверждались нормативные акты, определяющие понятие "Керченская паромная переправа", состав, роли, права, обязанности и ответственность участников, обеспечивающих функционирование и развитие КПП. Минтранс России не выступал с инициативами об утверждении таких документов Правительством Российской Федерации и Советом министров Республики Крым. Концепции и стратегии развития КПП на период до 2018 года также не разработаны и не утверждены.
3. Поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 3 апреля 2014 г. N ДК-П9-2208 о необходимости принятия решений по определению автономной некоммерческой организации "Транспортная дирекция олимпийских игр" (далее - АНО "ТДОИ") единым оператором паромной переправы Крым (Керчь) - Кавказ Минтрансом России не выполнено.
4. Наблюдательный совет автономной некоммерческой организации "Единая транспортная дирекция" (далее - АНО "ЕТД") был сформирован в нарушение Порядка включения представителей Российской Федерации в органы управления автономной некоммерческой организации, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2012 г. N 33 "Об участии представителей Российской Федерации в органах управления автономной некоммерческой организации". Министр транспорта Российской Федерации М.Ю. Соколов самостоятельно принимал решения о включении представителей в состав Наблюдательного совета АНО "ЕТД".
5. Наблюдательным советом АНО "ЕТД" 25 сентября 2014 года в соответствии с частью 5 статьи 123.24 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них, принято решение об учреждении ООО "Морская дирекция" для осуществления предпринимательской деятельности в сфере, связанной с морским транспортом.
С учетом последующих решений о передаче функций оператора переправы ООО "Морская дирекция" данный факт привел к тому, что решение государственной задачи по обеспечению транспортной доступности Крымского полуострова в части паромной переправы было возложено на общество с ограниченной ответственностью, основной целью которого является извлечение прибыли.
6. В нарушение пункта 60 (4) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 (с изменениями), проекты нормативно-правовых актов, регламентирующих предоставление субсидий АНО "ЕТД" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. N 389, постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2014 г. N 976), Минтрансом России в Счетную палату Российской Федерации не направлялись.
7. Отмечается низкое качество управления средствами федерального бюджета. Так, субсидии на развитие Керченской паромной переправы предоставлялись Минтрансом России (по согласованию с Минфином России) АНО "ЕТД" без конкретных и измеримых целевых показателей. Раздельный учет расходов на мероприятия Олимпиады-2014 и Керченской переправы из выделяемых АНО "ЕТД" субсидий отсутствует.
8. В 2014 году наблюдательным советом АНО "ЕТД" был безосновательно сформирован резервный фонд на непредвиденные расходы в объеме 924 218,8 тыс. рублей (из них 452 395,5 тыс. рублей - средства субсидий), средства которого в течение года хранились на расчетном счету в Сбербанке России. Направление средств субсидий из федерального бюджета на формирование резервного фонда не соответствует целям предоставления субсидий в рамках утвержденных Правительством Российской Федерации правил и свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств в размере 452 395,5 тыс. рублей,
9. В ходе контрольного мероприятия также установлены факты нецелевого использования субсидий на общую сумму в размере 165 363,4 тыс. рублей на оплату фрахта судов и грузопассажирских услуг, что не соответствует целям, установленным Правилами предоставления субсидий от 23 декабря 2010 г. N 1100.
10. Ревизионной комиссией финансово-хозяйственной деятельности АНО "ЕТД" в Минтранс России представлена недостоверная информация о достижении всех ключевых показателей деятельности в 2014 году.
Так, Счетной палатой Российской Федерации установлено, что 2 из 5 целевых показателя деятельности АНО "ЕТД" в части развития переправы не достигнуты, один показатель - достигнут частично. Вместе с тем Минтрансом России анализ выводов ревизионной комиссии не осуществлялся, оценка результативности предоставления субсидий, предусмотренная постановлением Правительства Российской Федерации, не проводилась, что подтверждает низкий уровень контроля со стороны Минтранса России за деятельностью АИО "ЕТД".
11. Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N 738-р Росморречфлоту были направлены средства в размере 470 000,0 тыс. рублей на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджету Республики Крым на финансовое обеспечение в 2014 году мероприятий по реконструкции объектов морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы в морском порту Керчь.
При этом предложения Минтранса России по составу мероприятий и объему финансирования не содержали подробных обоснований планируемых целей (направлений работ) и обоснований затрат на реализацию обеспечивающих мероприятий, в том числе в разрезе предполагаемых объектов. Это стало одной из причин того, что в 2014 году Советом министров Республики Крым фактически было освоено только 9 055,1 тыс. рублей (1,9% от выделенных средств субсидии).
12. Транспортная инфраструктура в рамках КПП создана АНО "ЕТД" в качестве временных сооружений со сроком эксплуатации 5 лет, без получения разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию. Права собственности на объекты не оформлены. При этом договорных обязательств на создание, обустройство и содержание данной временной инфраструктуры морской железнодорожно-автомобильной паромной переправы АНО "ЕТД" принято на сумму 1 172 123,0 тыс. рублей.
Решения или поручения Правительства Российской Федерация о необходимости создания транспортной инфраструктуры КПП в виде временных сооружений отсутствуют.
13. В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения со стороны подрядчика ООО "СтройИнвест" условий договора от 01.08.2014 N 172/14 на выполнение проектно-изыскательских и строительных работ по объекту "Перехватывающая парковка легкового транспорта и автобусов в пос. Ильич": не осуществлен перевод земельного участка в необходимую категорию, проектно-изыскательские работы в части экологической экспертизы выполнены формально (что привело к строительству парковки на территории государственного природного Тамано-Запорожского заказника), не получены технические условия на подключение объекта к инженерным сетям.
14. Финансовая модель работы оператора КПП не утверждена. Вместе с тем в 2015 году АНО "ЕТД" в пользу ООО "Морская дирекция" передано в пользование федеральное имущество и имущество, приобретение которого осуществлялось за счет субсидий из федерального бюджета. При этом целевые показатели деятельности ООО "Морская дирекция" на 2015 год не установлены, план деятельности не разработан и не утвержден. В этой связи оценить эффективность использования имущества и в целом деятельности общества по развитию КПП по итогам 2015 года не представляется возможным.
15. Отсутствие утвержденной финансовой модели работы оператора Керченской паромной переправы создает риски возникновения непредвиденных расходов, которые должны будут покрываться за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Кроме того, разделение деятельности по реализации "единого билета" (АНО "ЕТД") и грузопассажирским паромным перевозкам (ООО "Морская дирекция") между двумя указанными организациями создает необоснованную необходимость возмещения АНО "ЕТД" затрат, связанных с реализацией "единого билета" за счет средств федерального бюджета без учета доходов, остающихся в распоряжении ООО "Морская дирекция".
16. Поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 1 июля 2014 г. N ДК-П9-129пр в части подготовки Минтрансом России расчета и обоснований тарифов на КПП не выполнено.
17. Поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 12 ноября 2014 г. N ДК-П9-223пр в части сокращения стоимости услуг КПП на существующих линиях Министерством Российской Федерации по делам Крыма, Минтрансом России и Советом министров Республики Крым не выполнено.
18. Систематическое невыполнение поручений Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и низкое качество управления привело к тому, что в качестве базового тарифа были использованы ставки, которые применялись на КПП еще до начала осуществления АНО "ЕТД" операторских функций. Тарифы АНО "ЕТД" в части перевозок на КПП были необоснованно завышены более чем в 2,5 раза (расчетно) путем включения в расчет тарифа завышенных расходов.
19. Минтранс России через представителей в наблюдательном совете не обеспечил проведение АНО "ЕТД" конкурсных процедур по привлечению паромов за весь период осуществления организацией функций оператора КПП. Кроме того, АНО "ЕТД" не проводила конкурсных процедур по определению агентов по продаже билетов и агентов по представлению интересов в портах, привлечению буксиров, обслуживанию и эксплуатации перехватывающих и накопительных площадок. Подобный подход к заключению сделок и поиску контрагентов не позволил в полной мере использовать преимущества рыночной конкуренции в целях снижения тарифа.
20. Установлены коррупционные риски в рамках порядка определения земельных участков для строительства перехватывающих и накопительных площадок. Так, согласно данным АНО "ЕТД", адрес регистрации А.А. Самсонова (собственник земельного участка, арендуемого АНО "ЕТД") совпадает с регистрацией членов семьи А.В. Жукова, а также с местом временной регистрации А.В. Жукова в период с 17 февраля 2005 года по 17 февраля 2006 года (А.В. Жуков в период до 28 сентября 2014 года исполнял обязанности генерального директора АНО "ЕТД").
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Фонду предлагается принять меры по устранению выявленных нарушений законодательства Российской Федерации:
1) обеспечить разработку и внести в Правительство Российской Федерации комплексный документ, регламентирующий развитие КПП до 2018 года и на последующий период (учитывая перспективы ее использования после ввода эксплуатацию мостового перехода), а также роли, права, обязанности и ответственность участников, обеспечивающих функционирование КПП;
2) обеспечить соблюдение Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при определении единого оператора паромной переправы;
3) обеспечить включение представителей в состав наблюдательного совета АНО "ЕТД" в соответствии с Порядком включения представителей в органы управления АНО;
4) внести в Правительство Российской Федерации предложения об исключении функций по обеспечению транспортной доступности Крымского полуострова из сферы ведения общества с ограниченной ответственностью и определении ответственным за данное направление деятельности федеральный орган исполнительный власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере морского транспорта;
5) предусмотреть в договорах о предоставлении субсидий АНО "ЕТД" конкретные целевые показатели, которые должны быть достигнуты посредством использования данной субсидии, установить объемы средств, направляемых на реализацию каждого мероприятия, а также включить условия о необходимости ведения раздельного учета по каждой из выделяемой субсидии из федерального бюджета;
6) усилить контроль за целевым использованием АНО "ЕТД" средств субсидий из федерального бюджета;
7) обеспечить выполнение оценки результативности предоставления субсидий АНО "ЕТД", предусмотренной пунктом 7 Правил предоставления субсидий от 24 сентября 2014 г.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 июня 2015 г. N 29 К (1040).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 30 дней со дня его получения.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 июня 2015 г. N ПР 08-161/08-01
Текст представления официально опубликован не был