Представление Счетной палаты РФ от 28 мая 2015 г. N ПР 09-82/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Федеральном агентстве по недропользованию, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
Общая сумма нарушений составила 886,4 млн. рублей, или 2,2 процента от кассовых расходов, из них с признаками нецелевого расходования средств - 391,1 млн. рублей.
1. Объем поступления доходов за 2014 год, администрируемых Роснедрами, составил 90 181,2 млн. рублей, или 124,6 процента к уточненному прогнозу поступлений доходов, что обусловлено перевыполнением прогнозных показателей по платежам за пользование федеральными участками недр, возникновение права по которым наступает в соответствии с принятыми решениями Правительства Российской Федерации.
Порядок расчета прогнозных доходов федерального бюджета, утвержденный приказом Роснедр от 5 августа 2014 г. N 447, на участки недр федерального значения не распространяется.
2. Роснедрами заключен государственный контракт от 6 марта 2014 г. N ОК-03-34/22 с ООО "Сибирский научно-аналитический центр" на выполнение работ по объекту 1.7-01/14 "Интеграция существующих информационных ресурсов и информационных систем в сфере геологического изучения недр, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию" стоимостью 420,0 млн. рублей (в том числе 400,0 млн. рублей в 2014 году) и сроком исполнения по 31 марта 2015 года.
Техническим (геологическим) заданием (приложение 1 к госконтракту) предусмотрено решение задач по выработке и реализации технических решений по созданию системы, ее внедрения в опытную эксплуатацию, подготовке документов нормативного правового и организационно-методического обеспечения процессов использования и эксплуатации системы.
В ходе проверки исполнения госконтракта за 2014 год установлено, что расходы на проведение работ по реализации вышеуказанных задач на сумму 375,3 млн. рублей относятся к сфере информационно-коммуникационных технологий (письмо Минкомсвязи России от 7 мая 2015 г. N П8-3-7788) и в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, подлежат оплате по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
Вместе с тем Роснедрами оплата выполненных работ по указанному госконтракту осуществлена платежными поручениями с назначением платежа "геолого-разведочные работы" по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд".
Таким образом, Роснедра осуществили расходование средств федерального бюджета в размере 375,3 млн. рублей на цели, не соответствующие условиям их получения, что является признаком нецелевого расходования средств, определенных статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Роснедрами в соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, в 2014 году подведомственным федеральным бюджетным учреждениям (далее - ФБУ) утверждены государственные задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), с ними подписаны соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на выполнение государственного задания.
За счет средств субсидий на выполнение государственного задания в нарушение указанных соглашений ФБУ "Государственная комиссия по запасам", территориальными фондами геологической информации по Центральному, Приволжскому, Южному и Дальневосточному федеральным округам был приобретен 21 автомобиль на сумму 15,8 млн. рублей, при этом государственным заданием закупка автомобилей не предусматривалась.
Таким образом, ФБУ использовали предоставленные на выполнение государственного задания субсидии на цели, не соответствующие условиям их получения, что свидетельствует о признаках нецелевого использования бюджетных средств, предоставленных в виде субсидий, и подпадает под признаки правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Контроль за выполнением ФБУ государственных заданий, предусмотренный пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, осуществлялся Роснедрами не на должном уровне.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктом 17 постановления" следует читать "пунктом 17 Положение, утвержденного постановлением"
4. Роснедрами заключен государственный контракт от 27 февраля 2012 г. N ОМ-05-34/24 с ООО "Геоэкономика" на выполнение работ по объекту "Научно-методическое и информационно-технологическое сопровождение планирования расходов федерального бюджета в сфере управления недропользованием в целях повышения экономической эффективности реализации программ в сфере геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, а также повышения эффективности деятельности подведомственных учреждений" стоимостью 38,0 млн. рублей (в том числе 9,4 млн. рублей в 2014 году) и сроком исполнения по 30 ноября 2014 года.
В соответствии с актами выполненных работ за 2014 год ООО "Геоэкономика" представлена следующая научно-техническая продукция: "Справочник удельных показателей фактических затрат на региональные работы, поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых на площади Сибирского, Дальневосточного и Уральского федеральных округов", "Ежегодный аналитический обзор за 2013 год "Методическое обеспечение мониторинга ежегодных планов реализации государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов" (в сфере деятельности Роснедр)"; "Предложения к годовому отчету о ходе реализации подпрограмм государственных программ в сфере деятельности "Роснедра"; "Справочник удельных показателей фактических затрат на региональные работы, поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых на площади Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов", "Ежегодный аналитический обзор за 2013 год "Методическое сопровождение оценки качества финансового менеджмента в территориальных органах Роснедр с учетом перехода к формированию федерального бюджета по программному принципу"; "Оценка эффективности реализации подпрограмм государственных программ в сфере деятельности Роснедр", "Справочник удельных показателей фактических затрат на региональные работы, поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых на площади Южного и Северо-Кавказского федеральных округов".
В ходе проверки установлено, что оплаченная Роснедрами в рамках государственного контракта в сумме 9,4 млн. рублей вышеуказанная научно-техническая продукция не соответствует требованиям, предъявляемым к научным исследованиям и научной деятельности, определенным статьей 769 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", ГОСТом 15.101-98 "Порядок выполнения научно-исследовательских работ".
5. В соответствии с государственным контрактом от 30 марта 2012 г. N АМ-02-34/34 федеральное государственное унитарное научно-производственное предприятие "Российский федеральный геологический фонд" выполняло работы по объекту "Формирование и ведение федерального фонда геологической информации и государственного банка цифровой геологической информации" стоимостью 2 409,1 млн. рублей (в том числе в 2014 году на сумму 924,6 млн. рублей).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 171 "Вопросы Федерального агентства по недропользованию" ведение федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах является основной функцией Роснедр, которая осуществляется ведомством непосредственно и через свои территориальные органы.
6. Центральным аппаратом Роснедр как получателем бюджетных средств не соблюдены требования Указаний о порядке применения бюджетной классификации при оплате расходов в сумме 6,3 млн. рублей по государственным контрактам от 25 ноября 2014 г. N 0173100010414000030-0025097-01 с ООО "Арт Реконструкция" и от 9 января 2013 г. N 0173100010413000028-0025097-03 с ООО "Возрождение" за ремонт офисных помещений, расположенных по адресу: 123995, г. Москва, ул. Большая Грузинская, д. 4/6 и не закрепленных на праве оперативного управления.
7. Роснедрами при предоставлении единовременных субсидий на приобретение жилого помещения государственными служащими в 2014 году не соблюдены Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 63 (далее - Правила), и Порядок формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденный приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2009 г. N 134н, в том числе:
- при принятии решения о выделении в 2014 году единовременной выплаты Рындальцевой A.M. в сумме 3,4 млн. рублей (приказ от 18 апреля 2014 г. N 239); Лубянской М.А. в сумме 0,7 млн. рублей (приказ от 23 октября 2014 г. N 639); Аширбаевой Т.И. в сумме 0,8 млн. рублей (приказ от 23 октября 2014 г. N 640) не были уточнены сведения об основаниях постановки государственных гражданских служащих на учет в 2009 - 2010 годах, которые в 2014 году могли быть утрачены;
- при произведении расчета размера единовременной выплаты Аксеновой Н.В. (приказ от 23 октября 2014 г. N 642) нарушены требования пункта 26 Правил в части определения размера общей жилой площади, которая была завышена на 1,1 в сравнении с представленными документами, что привело к увеличению единовременной выплаты на сумму 71,4 тыс. рублей.
8. Роснедрами и их территориальными органами в 2012 - 2014 годах заключены государственные контракты на выполнение геолого-разведочных работ с разработкой проектно-сметной документации.
Техническим (геологическим) заданием установлено, что состав и объемы работ проектно-сметной документации должны соответствовать действующим нормативным правовым актам, нормативным методическим документам, регламентирующим выполнение работ.
В ходе проверки установлено, что разработанная в рамках реализации 25 государственных контрактов проектно-сметная документация не соответствует требованиям документов, регламентирующих выполнение работ (в том числе Инструкции по составлению проектов и смет на геологоразведочные работы, утвержденной приказом Роскомнедр от 22 ноября 1993 г. N 108, Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на строительство скважин на нефть и газ ВСН 39-86, утвержденной приказами Миннефтепрома СССР от 6 августа 1986 г. N 443, Мингазпрома СССР от 4 декабря 1986 г. N 275, Мингео СССР от 31 декабря 1986 г. N 705).
Проектно-сметная документация на объекты геологических заданий составлялась по завышенным сметным нормативам и включала работы и расходы, не предусмотренные сборниками сметных норм на геологоразведочные работы, сборниками норм основных расходов на геологоразведочные работы, в том числе:
- работы (услуги) без представления соответствующих обоснований к расчетам (по транспортировке грузов и персонала);
- работы (услуги), приводящие к излишнему начислению накладных расходов и расходов на зимнее удорожание;
- строительство технологических объектов, без расшифровки затрат (на обустройство баз геолого-разведочных и нефтегазоразведочных организаций); идентичные расходы ("простои буровой бригады при геофизических исследованиях" и "затраты на недозагруз");
- обустройство баз геолого-разведочных и нефтегазоразведочных организаций, а также временное строительство зданий и сооружений в отсутствие проектно-сметной документации, в том числе документации по расходам.
Вместе с тем разработанная с нарушениями законодательства проектно-сметная документация Роснедрами и их территориальными органами принята, оплачена и утверждена.
Проведенная Роснедрами и их территориальными органами в 2014 году за счет средств федерального бюджета оплата выполненных работ в соответствии с заключенными государственными контрактами и утвержденной проектно-сметной документацией привела к нанесению ущерба в сумме 413,9 млн. рублей, в том числе: центральным аппаратом Роснедр и Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу - по 5 государственным контрактам в сумме 34,0 млн. рублей; Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу - по 19 государственным контрактам в сумме 379,9 млн. рублей.
9. Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу при расчете начальной (максимальной) цены контракта по объекту N 81-2 "Бурение профиля опорных колонковых скважин в пределах Анабаро-Хатангской седловины (Красноярский край)" не соблюдены требования рекомендаций научно-технического совета Роснедр (протокол от 11 декабря 2012 г. N НМ-17/ЗЗ-пр) о включении в обоснование цены размещения заказа по объектам геологического изучения недр, финансируемым за счет средств федерального бюджета, размера плановых накоплений не более 10 процентов, что привело к определению начальной (максимальной) цены контракта и заключению государственного контракта по завышенной на сумму 18,2 млн. рублей цене.
10. Департаментом по недропользованию по Дальневосточному федеральному округу (далее - Дальнедра) в 2014 году приняты, оплачены и завершены поисковые работы на золото по 13 государственным контрактам, заключенным в 2012 году и имевшим 3-летний период реализации.
В соответствии с пунктом 1.1 "Целевое назначение работ" технических заданий (приложение к государственным контрактам) исполнителями государственных контрактов должны быть оценены и апробированы прогнозные ресурсы по золоту категории в количестве 165 тонн,
- 1090 тонн.
В ходе проверки установлено, что по завершении работ по государственным контрактам в 2014 году исполнителями оценены прогнозные ресурсы по золоту категории - 4 тонны; категории
- 651,9 тонны, что подтверждено протоколами заседаний научно-технических советов Дальнедр и федерального государственного унитарного предприятия "Центральный научно-исследовательский геолого-разведочный институт цветных и благородных металлов" (далее - ФГУП "ЦНИГРИ").
В нарушение пунктов 2.1 государственных контрактов и пунктов 1.1 "Целевое назначение работ" технических (геологических) заданий исполнителями работ не оценены прогнозные ресурсы по золоту категорий и
в количестве 161 и 438,1 тонны соответственно, что подтверждено протоколами заседаний (секций) научно-технических советов Дальнедр и ФГУП "ЦНИГРИ".
Таким образом, Дальнедрами в 2014 году без достижения результата, определенного техническими (геологическими) заданиями к государственным контрактам, оплачены выполненные работы в размере 920,9 млн. рублей.
11. На основании заключения рабочей группы ФГУП "ЦНИГРИ" Тохтинская перспективная площадь (Магаданская область) как объект поисковых работ на золото была включена в перечень объектов геологоразведочных работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых за счет средств федерального бюджета.
Дальнедрами был заключен государственный контракт от 10 февраля 2012 г. N 1Ф/12 с единственным участником конкурса ООО "Золотодобывающая Корпорация" (далее - ООО "ЗДК") по объекту 120-50 (111-46) "Поисковые работы на золото в пределах Тохтинской перспективной площади (Магаданская область)" стоимостью 246,0 млн. рублей (в том числе 81,4 млн. рублей в 2014 году).
Техническим (геологическим) заданием (приложение к госконтракту) предусмотрена локализация прогнозных ресурсов по золоту категории в количестве 70 тонн, категории
- 50 тонн. Объемы прогнозных ресурсов на указанном участке недр обоснованы данными, полученными в результате ранее проведенных поисковых и оценочных работ.
Проверка исполнения госконтракта показала, что работы проводились на участке распределенного фонда недр, где в том числе ведут поиск и добычу золота ООО "Магаданская горная компания", ООО "Агат", ООО "Артель старателей "Среднекан".
При этом, ООО "ЗДК" ведет поисковые работы на рудное золото на основании лицензии МАГ 04308 БП на участке недр, границы которого сопряжены с участком недр, предоставленным ООО "ЗДК" в рамках указанного государственного контракта.
Несмотря на имеющуюся геологическую информацию о наличии на территории рудопроявлений с повышенным содержанием золота в объеме 115 тонн по категории прогнозных ресурсов , материалы окончательного геологического отчета ООО "ЗДК" свидетельствуют о бесперспективности Тохтинской площади Магаданской области, что ставит под сомнение достоверность отчета.
Кроме того, через 10 дней после заключения государственного контракта ООО "ЗДК" продана компании "Лодеголд холдинг лимитед", которая зарегистрирована по адресу: Кипр, г. Лимассол и не является резидентом Российской Федерации.
В связи с формированием законодательной базы о передаче неперспективных участков в заявительном порядке недропользователям не исключена возможность получения указанного участка недр ООО "ЗДК" или иными аффилированными компаниями в заявительном (бесплатном) порядке и использования ими ранее полученной за счет средств федерального бюджета достоверной геологической информации о нахождении рудных тел золота в пределах Тохтинской перспективной площади.
По завершении выполненных геолого-разведочных работ по данному государственному контракту прогнозные ресурсы по золоту категорий и
не оценены и не апробированы. Таким образом, Дальнедрами в 2014 году оплачены выполненные работы в размере 81,4 млн. рублей без достижения результата.
12. Роснедрами не исполнены в полном объеме 6 основных мероприятий и не достигнуты запланированные значения по 35 показателям подпрограммы 1 "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр" государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 322.
13. Департаментом по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу в нарушение пунктов 3.2 и 3.3 государственного контракта от 31 июля 2013 г. N 2/13 на выполнение работ по объекту "Поисково-оценочные работы на лечебные минеральные воды на участке Мамисон, Республика Северная Осетия-Алания", заключенного с ООО "Корпорация Многофункциональные и комплексные системы" (далее - ООО "Корпорация МКС"), завышен авансовый платеж на сумму 0,5 млн. рублей и необоснованно уменьшена стоимость погашаемого аванса ООО "Корпорация МКС" на 0,2 млн. рублей, что привело к возникновению дебиторской задолженности в сумме непогашенного аванса.
14. Роснедрами представлена недостоверная статистическая информация по форме N 1-контракт за 2014 год, что не соответствует пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
15. Роснедрами в нарушение подпункта "а" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2013 г. N 1213 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в срок до 7 апреля 2014 года в Минэкономразвития России с целью перераспределения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций не были представлены документы, подтверждающие наличие на 1 апреля 2014 года утвержденной проектной документации по базовому кернохранилищу, и предложения о внесении изменений в федеральную адресную инвестиционную программу в части уменьшения бюджетных ассигнований в связи с отсутствием по состоянию на 1 апреля 2014 года утвержденной в установленном порядке проектной документации в отношении объектов капитального строительства.
16. Роснедрами в 2014 году не соблюден срок ввода в эксплуатацию научно-исследовательского судна "Южморгеология", установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2014 г. N 657 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и реконструкцию объектов федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Федерального агентства по недропользованию".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "2 августа 2013 г."
17. Роснедрами в нарушение пункта 4 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 13 Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 13, не распределен по годам объем бюджетных инвестиций в договорах на передачу полномочий государственного заказчика (застройщика) по реализации бюджетных инвестиций ФГУП "ВНИГНИ", Государственному научному центру Российской Федерации - федеральному государственному унитарному геологическому предприятию "Южное научно-производственное объединение по морским и геолого-разведочным работам" и федеральному государственному унитарному научно-производственному предприятию "Полярная морская геолого-разведочная экспедиция".
18. Департамент по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в 2014 году предоставил право пользования недрами 8 недропользователям без оформления лицензии на основании разрешений на право производства геолого-разведочных работ, выданных в соответствии с Положением о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15 июля 1992 г. N 3314-1, что не соответствует статье 11 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
19. Департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу в нарушение статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении 5 государственных контрактов (договоров) на аренду нежилых помещений на сумму 0,9 млн. рублей не представлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта (договора).
20. Дальнедрами в нарушение требований статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 21 и 22 приказа Минфина России от 28 декабря 2001 г. N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" не проведены инвентаризации при реорганизации и перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2014 год.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пунктов 21 и 22 приказа" следует читать "пунктов 21 и 22 Методических указаний, утвержденных приказом"
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по недропользованию предлагается следующее:
1. Предусмотреть прогнозирование доходов за пользование участками недр, расположенными на континентальном шельфе Российской Федерации
2. Внести предложения в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации по актуализации нормативных правовых актов, регламентирующих порядок составления проектов и смет на геологоразведочные работы.
3. Принять меры к возврату средств федерального бюджета в сумме 71,4 тыс. рублей, выплаченных при неправильном определении размера единовременной субсидии на приобретение жилого помещения государственному гражданскому служащему Аксеновой Н.В.
4. Привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 мая 2015 г. N 21К (1032).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации до 1 декабря 2015 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 мая 2015 г. N ПР 09-82/09-05
Текст представления официально опубликован не был