Представление Счетной палаты РФ от 26 мая 2015 г. N ПР 09-73/09-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2015 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2014 год в Федеральном агентстве по рыболовству, федеральных государственных бюджетных учреждениях "Северо-Западное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов" и "Московское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Полномочия по администрированию доходов федерального бюджета исполнялись Росрыболовством недостаточно эффективно. В нарушение пункта 4 приказа Росрыболовства от 8 апреля 2013 г. N 246 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов, доходов, зачисляемых в федеральный бюджет" не были организованы сбор и обобщение прогнозов, уточненных прогнозов, а также оценка поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. В ходе исполнения федерального бюджета Росрыболовство как главный распорядитель бюджетных средств не исполнило должным образом полномочия, установленные статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе:
не обеспечило включение Росрыболовства в перечень получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Росрыболовства от 29 декабря 2011 г. N 1318, как получателя бюджетных средств;
не обеспечило результативность использования бюджетных инвестиций в размере 8,2 млн. рублей, которые в связи с поздним заключением агентством соглашения о передаче ФГБУ "Приморрыбвод" полномочий заказчика и, соответственно, открытием данным учреждением лицевого счета получателя бюджетных средств для учета операций по переданным полномочиям, направлены ФГБУ "Приморрыбвод" только за 12 дней до окончания финансового года, в результате чего средства федерального бюджета не были израсходованы и возвращены в бюджет;
не обеспечило результативность использования бюджетных средств, предусмотренных на исполнение судебных решений, которые были возвращены в доход федерального бюджета в размере 0,6 млн. рублей;
не обеспечило надлежащий контроль и результативность исполнения государственных контрактов на проектирование, строительство и реконструкцию объектов для государственных нужд. На 1 января 2015 года нефинансовые активы по незавершенному строительству составили 2 026,4 млн. рублей (с учетом истекшего периода 1996 - 2014 годов).
3. Росрыболовство как получатель бюджетных средств не осуществило в полном объеме бюджетные полномочия получателя бюджетных средств, установленные статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации:
не обеспечило результативность использования доведенных ему бюджетных ассигнований на субсидирование бюджетных учреждений в целях финансового обеспечения государственного задания и иных целях - перераспределение бюджетных ассигнований и перечисление субсидий учреждениям осуществлялось в конце III квартала отчетного года, в результате чего по средствам субсидий на 31 декабря 2014 года образовалась дебиторская задолженность в размере 230,6 млн. рублей;
не обеспечило своевременное заключение со сторонними потребителями соответствующих договоров о возмещении коммунальных расходов и не организовало раздельный учет потребления электроэнергии, тепло- и водопотребления, в результате чего не был обеспечен в полном объеме целевой характер использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение функций Росрыболовства - оплачены коммунальные услуги в сумме 0,9 млн. рублей, потребителем которых агентство не являлось.
4. Росрыболовством нарушены пункт 2 статьи 161, статья 221 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 11 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы государственного казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина от 20 ноября 2007 г. N 112н, а также пункты 1.2, 3.2 Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений, подведомственных Росрыболовству, утвержденного приказом Росрыболовства от 22 сентября 2010 г. N 802, в части внесения изменений в бюджетные сметы получателей бюджетных средств посредством их ежеквартального переутверждения и формирования структуры расходов в укрупненном виде без разбивки по кварталам и детализации наименований показателей расходов по установленным агентством кодам строк.
5. В нарушение пункта 3 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. N 671, Росрыболовство утвердило 16 подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям государственное задание на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов 24 января и 3 февраля 2015 года, то есть позже установленного срока, соответственно, на 20 и 29 дней.
6. Центральным аппаратом, территориальными управлениями, подведомственными учреждениями и предприятиями Росрыболовства при использовании федерального имущества допущены нарушения:
пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - не оформлены свидетельство о государственной регистрации права на 3932 объекта недвижимого имущества, в том числе на 140 земельных участков;
пункта 14 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" - территориальными управлениями Росрыболовства не представлены сведения для внесения в реестр федерального имущества по 883 объектам;
пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации - ФГБУ "Севзапрыбвод" без согласия собственников имущества - Росрыболовства и Росимущества - самостоятельно распоряжалось в проверяемый период недвижимым имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, в результате чего за ежемесячную плату в размере 90,0 тыс. рублей по договору от 1 апреля 2014 года без номера об оказании сервисных услуг рыболовам-любителям ООО "Островки" фактически было передано в пользование недвижимое имущество общей площадью 378,5 кв. метров балансовой стоимостью 9,1 млн. рублей, в том числе: здание гостиницы, здание магазина, жилой дом с гаражом, а также сооружения и постройки без определения их наименования, расположенные на территории Невского рыбоводного завода площадью 2 га;
пункта 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, в отношении которого Росрыболовство осуществляет функции и полномочия учредителя, крупных сделок, соответствующих критериям, установленным пунктом 13 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", утвержденного приказом Росрыболовства от 26 ноября 2010 г. N 968, - ФГБУ "Севзапрыбвод" осуществило 8 крупных сделок на сумму 14,2 млн. рублей, ФГБУ "Мосрыбвод" - 7 крупных сделок на сумму 34,7 млн. рублей, не согласовав их предварительно с учредителем - Росрыболовством.
7. Росрыболовством и его подведомственными организациями нарушались требования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) и подзаконных актов в части исполнения:
части 6 статьи 34, части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ - ФГБУ "Приморрыбвод" (заказчик) в 2014 году не применило меры ответственности по государственному контракту от 11 августа 2011 г, N 0173100013511000055-0007297-01 и не предъявило к недобросовестному подрядчику ЗАО "Экосинтез" требования об уплате неустойки в сумме 415,3 млн. рублей (с учетом суммы неустойки за ненадлежащее выполнение работ в 2013 году);
статей 70 и 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ - Росрыболовство в целях проведения ремонтных работ в помещениях агентства заключило государственный контракт от 10 ноября 2014 г. N 0173100013514000015-0007297-02 с ООО "СпецРемСтрой" на сумму 12,7 млн. рублей при отсутствии обеспечения исполнения контракта. Представленная ООО "СпецРемСтрой" банковская гарантия банком не выдавалась и на момент заключения контракта в реестре банковских гарантий, размещенном на официальном сайте, отсутствовала. Росрыболовство в нарушение установленного порядка не обеспечило сверку банковской гарантии с реестром;
подпункта "г" пункта 3 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89, - ведомственный контроль в сфере закупок в части проверки правильности определения и обоснования цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем, не осуществлялся, при этом по результатам проверки установлено, что себестоимость работ по государственному контракту от 13 августа 2014 г. N 7-02/2014 с ФГУП "ВНИРО" изначально была завышена на 1,3 млн. рублей;
части 2 статьи 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ и пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным приказом Минэкономразвития России от 20 сентября 2013 г. N 544 и Федерального казначейства N 18н, - ФГБУ "Севзапрыбвод" разместило на официальном сайте план-график 23 января 2014 года, то есть позже установленного срока на 19 дней. Кроме того, Росрыболовством и подведомственными ему ФГБУ "Мосрыбвод" и ФГБУ "Севзапрыбвод" допускались случаи размещения извещения об осуществлении закупки в единой информационной системе без внесения в установленном порядке изменений в план-график;
статьи 39 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ - ФГБУ "Севзапрыбвод" не создана комиссия по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также не утверждено положение о комиссии;
пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ - аукционная комиссия ФГБУ "Севзапрыбвод" необоснованно допустила ООО "БиоМар" к участию в открытом аукционе в электронной форме, по результатам которого ФГБУ "Севзапрыбвод" заключило с обществом как с единственным исполнителем гражданско-правовой договор на сумму 1,13 млн. рублей при наличии несоответствия предложения поставщика техническим требованиям к кормам, указанным в аукционной документации;
в нарушение статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ ФГБУ "Севзапрыбвод" не предъявило требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) по неисполненным гражданско-правовым договорам от 29 декабря 2014 г. N ЗК-13/4 с ООО "ИЗИС-СТРОЙ" и от 10 декабря 2014 г. N А-3/4 с ООО "Абсолют" в связи с не исполнением подрядчиками своих обязательств в установленные сроки.
8. В нарушение пункта 34 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 (далее - Порядок командирования госслужащих), и пункта 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 (далее - Положения о командировании работников), при командировании, двух служащих центрального аппарата, в том числе за пределы Российской Федерации, Росрыболовством не выдавались денежные авансы на оплату командировочных расходов. Фактический срок пребывания в командировках указанных служащих проездными документами не подтвержден.
9. Ведение учета гражданских служащих Росрыболовства, выбывающих в служебные командировки, осуществлялось в I-ом полугодии 2014 года с нарушение пункта 8 Положения о командирования работников - соответствующий журнал учета командировочных по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 11 сентября 2009 г. N 739н, отсутствовал, ответственное лицо за ведение указанного журнала не определено.
10. В нарушение пункта 35 Порядка командирования госслужащих и пункта 26 Положения о командировании работников 11 авансовых отчетов по командировкам служащих центрального аппарата Росрыболовства были представлены на 5 - 13 дней позже установленного срока.
11. Сформированная Росрыболовством как соисполнителем информация к годовому отчету о реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" (далее - госпрограмма) не соответствует:
пункту 78 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690, - в сведениях о достижении значений показателей (индикаторов) государственной программы (таблицы 16 к годовому отчету) ни по одному из 28 показателей (индикаторов) не приведены уточненные данные за год, предшествующий отчетному, и в отношении 12 из 22 основных мероприятий не приведены сведения о конкретных (фактических) результатах их реализации, в результате чего оценить полноту выполнения основных мероприятий и их вклад в решение задач и достижение программных целей не представляется возможным;
пункту 82 указанных Методических указаний - в сведениях об использовании бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий госпрограммы (таблицы 20 и 21 к годовому отчету) представлена недостоверная информация о кассовых расходах: вместо 10 491,9 млн. рублей указано 10 495,0 млн. рублей;
пунктам 7, 8, 13 и 19 Требований к оценке эффективности государственной программы, являющихся приложением N 2 к указанных Методическим указаниям - 11 из 22 мероприятий госпрограммы неправомерно признаны выполненными в полном объеме при ненаступлении и (или) несвоевременном наступлении соответствующего контрольного события, не выполнении государственного задания более чем на 5%, а также при выполнении соответствующего показателя (индикатора) ниже планового значения отчетного года, и уровня года, предшествующему отчетному; оценка степени соответствия запланированному уровню затрат не корректна с учетом завышения кассовых расходов; при расчете степени реализации госпрограммы учтены значения достижения планового показателя, превышающие 1; в результате на 0,21 пункта завышена оценка эффективности реализации госпрограммы.
Кроме того, в нарушение пункта 31 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации за 2014 год, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. N 588, информация по годовому отчету представлена в Минсельхоз России на 32 дня позже установленного срока.
12. В нарушение пунктов 3.3, 3.5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Порядка представления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденного приказом Минфина России от 21 июля 2011 г. N 86н, не все подведомственные Росрыболовству федеральные государственные бюджетные учреждения обеспечили в 2014 году открытость и доступность информации о своей деятельности. На момент проверки 13 из 43 учреждений не разместили на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru) информацию о своей деятельности, в том числе 7 учреждений не опубликовали годовую бухгалтерскую отчетность учреждения за 2013 год, 8 учреждений - отчет о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними государственного имущества в 2013 году, 12 учреждений - сведения о проведенных в отношении них контрольных мероприятиях.
13. В ходе проверки ФГБУ "Севзапрыбвод" установлено, что в нарушение статей 10 и 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" дебиторская задолженность, образовавшаяся по не оплаченным в полном объеме договорам купли-продажи, в сумме 0,2 млн. рублей не отражена в регистрах бухгалтерского учета, в результате сведения о дебиторской задолженности в составе годовой (квартальной) отчетности за 2014 год не были отражены.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по рыболовству предлагается следующее:
1. Обеспечить сбор и обобщение прогнозов, уточненных прогнозов, а также оценку поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с приказом Росрыболовства от 8 апреля 2013 г. N 246.
2. Обеспечить надлежащее выполнение бюджетных полномочий, установленных статьями 158 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в части:
включения Росрыболовство в перечень получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Росрыболовства от 29 декабря 2011 г. N 1318;
приведения бюджетных смет получателей бюджетных средств в соответствие с требованиями приказов Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об Общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений" и Росрыболовства от 22 сентября 2010 г. N 802 "Об утверждении Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений";
обеспечения в полном объеме целевого характера использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение функций Росрыболовства, в том числе путем заключения со сторонними потребителями договора о возмещении коммунальных расходов и организации раздельного учета потребления электроэнергии, тепло- и водопотребления.
3. В отношении подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений обеспечить своевременное формирование государственных заданий и предоставление субсидий из федерального бюджета в целях его финансового обеспечения, а также субсидий на иные цели.
4. Принять меры по обеспечению внесения в реестр федерального имущества данных по объектам движимого и недвижимого имущества, а также по оформлению свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество.
5. Обеспечить контроль за финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных бюджетных учреждений и использованием ими имущественного комплекса, в части:
недопущения распоряжения недвижимым имуществом, закрепленным за федеральными бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, без согласования с собственниками - Росрыболовством и Росимуществом;
выполнения требований Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" по предварительному согласованию крупных сделок с учредителем;
размещения на официальном сайте в сети Интернет (www.bus.gov.ru) информации о своей деятельности в полном объеме.
6. Принять необходимые меры по сокращению объемов незавершенного строительства.
7. Сформировать и представить уточненный годовой отчет о реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" в 2014 году с учетом выявленных замечаний и нарушений.
8. Обеспечить контроль за соблюдением требований постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" по выдаче служащим центрального аппарата денежных авансов на оплату командировочных расходов и своевременному предоставлению ими авансовых отчетов по командировкам.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 мая 2015 г. N 22К (1033).
О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах необходимо проинформировать Счетную палату Российской Федерации в течение 180 дней со дня его получения.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 26 мая 2015 г. N ПР 09-73/09-02
Текст представления официально опубликован не был