Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 51-АПГ15-15
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Меркулова В.П., Никифорова С.Б.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" о признании недействующими пунктов 1 и 2 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 10 декабря 2014 г. N 376 "Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую открытым акционерным обществом "Алтай-Кокс" потребителям муниципального образования город Заринск, Заринского района Алтайского края, на 2015 год", приложений 1 и 2 к решению по апелляционной жалобе открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" на решение Алтайского краевого суда от 26 мая 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" Зюзина Д.Н., представителя Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Колеговой О.А., пояснения специалистов Федеральной антимонопольной службы Вовкивской Л.В., Громова А.О., мнение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
открытое акционерное общество "Алтай-Кокс" (далее - ОАО "Алтай-Кокс", общество) обратилось в Алтайский краевой суд с заявлением о признании недействующим пунктов 1 и 2 решения Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее - Управление) от 10 декабря 2014 г. N 376 "Об установлении тарифов на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую открытым акционерным обществом "Алтай-Кокс" потребителям муниципального образования город Заринск, Заринского района Алтайского края, на 2015 год", приложений 1 и 2 к решению.
Решением Алтайского краевого суда от 26 мая 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "Алтай-Кокс" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ОАО "Алтай-Кокс" осуществляет производственную деятельность, в том числе питьевое водоснабжение.
Пунктом 1 оспариваемого решения Управления утверждена производственная программа открытого акционерного общества "Алтай- Кокс" в сфере холодного водоснабжения согласно приложению 1. Пунктом 2 методом экономических обоснованных расходов (затрат) установлены тарифы на питьевую воду в сфере холодного водоснабжения, поставляемую ОАО "Алтай-Кокс" потребителям муниципального образования город Заринск; Верх-Камышенского, Яновского сельсоветов Заринского района Алтайского края, с календарной разбивкой согласно приложению 2.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции сделал вывод о том, что оспариваемое решение не противоречит положениям нормативных правовых актов, регламентирующих возникшие правоотношения, и не нарушает права и интересы заявителя.
Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
В силу статьи 31 Закона о водоснабжении холодное водоснабжение относится к регулируемым видам деятельности, в этой сфере регулированию подлежит тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
Организации, осуществляющие в том числе холодное водоснабжение обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в сфере водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих холодное водоснабжение, и единой системой классификации таких затрат, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 12 указанной нормы).
В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования), при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них.
В силу пункта 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.
Согласно пункту 32 Основ ценообразования расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, которая может рассчитываться в том числе методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.
При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
Порядок применения метода экономических обоснованных расходов (затрат) определен разделом VI Основ ценообразования.
Согласно пункту 38 Основ ценообразования при применении названного метода необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт; в) административных расходов; г) сбытовых расходов гарантирующих организаций; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования; ж) расходов, связанных с оплатой налогов и сборов; з) нормативной прибыли; и) расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
Как следует из материалов дела, по статье "Расходы на энергетические ресурсы и холодную воду" ОАО "Алтай-Кокс" заявило расходы на электрическую энергию в размере 9 910 тыс. руб., из которых Управление приняло 7 592 тыс. руб.
Согласно пункту 48 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.
В рассматриваемом случае обществом указаны технические характеристики механизмов и сооружений (по маркам насосов: ЭЦВ 6-6,5-125, ЭЦВ 10-63-150, Д 200/60 и др.).
Типовые паспорта насосного оборудования не представлены, в том числе для отопления хлораторной, колодцев учета, павильонов и скважин (электронагреватель марки ПЭТ-4), станций II подъема (насос Д 200-90).
Расчет экономически обоснованных объемов планируемой потребности электроэнергии по каждому виду насосов регулируемой организацией не произведен. Данные, на основании которых определено время работы оборудования, не представлены, равно как обоснование и документальное подтверждение одновременной работы двух осветительных установок на скважинах в с. Яново.
Согласно статистическим отчетам, представленным регулируемой организацией, за 2013 год бухгалтерский учет затрат по водоснабжению (питьевая воды) не осуществлялся.
Поскольку общество не представило сведения о фактическом отнесении затрат на регулируемый вид деятельности, у Управления отсутствовала возможность сопоставить фактический расход электроэнергии на производство питьевой воды ОАО "Алтай-Кокс" за предыдущие периоды регулирования с плановым расчетом электроэнергии на текущий период регулирования.
Расчет экономически обоснованных объемов планируемой потребности электроэнергии осуществлен Управлением в соответствии с Методическими рекомендациями по определению потребности в электрической энергии на технологические нужды в сфере водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод, разработанными Центром муниципальной экономики и права, с учетом объема отпуска воды в количестве 4 336,2 тыс. куб.м, включенного в производственную программу на 2015 год, и технических характеристик установленных насосов: производительности (объем поднятой воды за 1 час времени), среднепотребляемой мощности и прочего оборудования по материалам, представленным обществом.
В обоснование цены приняты договоры купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок на сутки вперед от 6 сентября 2006 г. N ..., договоры купли-продажи электрической энергии по результатам конкурентного отбора ценовых заявок для балансирования системы от 6 сентября 2006 г. N ..., договоры оказания услуг по передаче электрической энергии от 1 февраля 2012 г. N ...
Также учтен расход электроэнергии на отопление и освещение насосных станций, хлораторной станции обезжелезивания.
Согласно пункту 50 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на приобретение используемых ею для производственных нужд сырья и материалов, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы, и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.
В соответствии с инструкцией по эксплуатации станция обезжелезивания находится в здании хлораторной станции обезжелезивания. Согласно техническим характеристикам регулируемой организацией предусмотрено электроотопление хлораторной.
Вместе с тем, поскольку материалы, подтверждающие необходимость отопления станции обезжелезивания дополнительно покупным теплом, отсутствовали, двойные затраты на один объект Управлением исключены.
Следует отметить, что удельный расход электроэнергии для осуществления питьевого водоснабжения при установлении тарифа на 2015 год увеличен органом регулирования по сравнению с 2013 и 2014 годами, а объем поднимаемой воды снижен в 2015 году. Кроме того, данный показатель в два раза превышает средний показатель по краю.
По статье "Общехозяйственные расходы" Управлением учтено 1 989 тыс. руб. из предложенных заявителем 4 927 тыс. руб. Орган регулирования исходил из того, что расчеты по плановым показателям на 2015 год обществом не представлены, сводные показатели не обоснованы.
Так, расчет затрат на услуги цеха автоматизации и на услуги лаборатории метрологии произведены органом регулирования на основании актов оказанных услуг за 2013 год и реестра работ по техническому обслуживанию. Принятые расходы составили 427,71 тыс. руб. и 124,15 тыс. руб. соответственно.
Затраты на услуги АТЦ (пассажирский автотранспорт) приняты Управлением в размере 633,30 тыс. руб. на основании помесячного свода фактических затрат по участку "Пассажирский транспорт АТЦ" за 2013 год. Орган регулирования исходил из того, что общество не представило обоснования количества машино-часов автоуслуг для участка по производству питьевой воды, сводные показатели не обоснованы.
На охрану труда расходы учтены в размере 145,49 тыс. руб. на основании расшифровки таких затрат для участка по производству питьевой воды.
Управленческие расходы приняты в размере 513,15 тыс. руб. с учетом представленных обществом показателей.
Расходы по прочим выплатам, в том числе направленным на страхование, орган регулирования учел в размере 145,44 тыс. руб.
Другие расходы в составе общехозяйственных не приняты Управлением как экономически необоснованные. Невключение в состав необходимой валовой выручки расходов на услуги участка сетей и подстанций (СИП), услуги АТЦ грузовой транспорт, услуги АТЦ специальный транспорт обусловлено отсутствием доказательств необходимости в этих услугах, а также отсутствием раздельного учета, поскольку Методика калькулирования регулируемой организации по местам возникновения затрат не содержит сведений о том, какой период является основанием для возникновения затрат.
Согласно пункту 45 Основ ценообразования при определении размера расходов, связанных с уплатой налогов и сборов, учитывается плата за негативное воздействие на окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду, размер которой определяется исходя из того, что указанные выбросы (сбросы) и размещение осуществляются в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, в том числе в соответствии с планами снижения сбросов.
Налоги и сборы с фонда оплаты труда учитываются в составе производственных, ремонтных и административных расходов.
При расчете налога на прибыль регулируемой организации сумма амортизации основных средств и нематериальных активов определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Пунктом 4 статьи 376 названного кодекса предусмотрен, что средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу
По статье "Расходы, связанные с уплатой налогов и сборов" органом регулирования учтены расходы в сумме 119,81 тыс. руб., в том числе плата за негативное воздействие на окружающую среду - 1,14 тыс. руб. в соответствии с расчетом такой платы за 2013 год, налог на прибыль в размере 118,67 тыс. руб.
Затраты по налогу на имущество организаций полностью исключены.
При этом Управление исходило из отсутствия в деле об установлении тарифов сведений, соответствующих положениям статей 357, 376 Налогового кодекса Российской Федерации.
Общество представило только информацию об остаточной стоимости имущества на первое и последнее число года, данные о предполагаемой остаточной стоимости имущества на начало и конец каждого месяца, об амортизационных группах и процентах амортизационных отчислений отсутствовали, в связи с чем орган регулирования не смог произвести самостоятельный расчет.
Производственная программа, утвержденная заявителю, соответствует Правилам разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 641. Доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции в данной части, апелляционная жалоба не содержит.
Порядок установления регулируемых тарифов, предусмотренный Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406, Управлением соблюден.
Оспариваемое решение принято Управлением в пределах предоставленных ему полномочий в соответствии с порядком принятия такого нормативного правового акта.
С учетом изложенного Судебная коллегия приходит к выводу, что решение Управления от 10 декабря 2014 г. N 376 в оспариваемой части соответствует нормам действующего законодательства в сфере водоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренного законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Алтайского краевого суда от 26 мая 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Алтай-Кокс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 октября 2015 г. N 51-АПГ15-15
Текст определения официально опубликован не был