Постановление Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 307-АД15-12567
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь импорт" на решение Арбитражного суда Тверской области от 17.03.2015, постановление Четырнадцатого апелляционного суда от 22.05.2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2015 по делу N А66-98/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тверь Импорт" о признании незаконным и отмене постановления Тверской таможни от 19.12.2014 N 10115000-164/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тверь Импорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Тверской таможни от 19.12.2014 N 10115000-164/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 105 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 17.03.2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015, оспариваемое постановление изменено в части назначенного штрафа: учитывая положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд снизил назначенное наказание до 50 000 рублей.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2015 указанные судебные акты оставлены без изменения.
Общество обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на указанные судебные акты, считая их незаконными.
При изучении доводов жалобы и обжалуемых судебных актов оснований для удовлетворения жалобы не установлено.
Частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18.07.1999 N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" под контролируемыми товарами и технологиями понимается сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности (права на них), которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, а также продукция, являющаяся особо опасной в части подготовки и (или) совершения террористических актов.
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Указы Президента Российской Федерации об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования (статья 6 Закона N 183-ФЗ).
Статьей 19 Закона N 183-ФЗ установлено, что внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых в Российскую Федерацию подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона (часть 1). Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля (часть 2).
Указами Президента Российской Федерации N 1661 и N 1083 утверждены "Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль" (Список N 1) и "Список микроорганизмов, токсинов, оборудования и технологий, подлежащих экспортному контролю" (Список N 2).
Оценив представленные доказательства, установив, что согласно экспертному заключению от 19.05.2014 N 021/00949-14 заявленный обществом в ДТ N 10115070/100414/0003580 товар N 2 ("оборудование дыхательное - полнолицевые защитные маски - самоспасатель промышленный изолирующий СПИ-20, предназначен для экстренной защиты органов дыхания и зрения при эвакуации из зданий, на всех видах транспорта, не военного назначения") по своим техническим характеристикам принадлежит к товарам, приведенным в разделе 1 пункта 1.1.4.1 и в разделе 5 пункта 7.1.1 Списка N 1, а также в разделе 5 пункта 5.6.1 Списка N 2, в связи с чем в отношении данных товаров осуществляется экспортный контроль, суды признали обоснованным отнесение этих товаров к товарам, экспорт которого должен осуществляться на основании лицензий ФСТЭК России и, как следствие, доказанным событие вмененного обществу правонарушения.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 17.03.2015, постановление Четырнадцатого апелляционного суда от 22.05.2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31.07.2015 по делу N А66-98/2015 оставить без изменения, а жалобу общества с ограниченной ответственностью "Тверь импорт" - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 26 ноября 2015 г. N 307-АД15-12567 по делу N А66-98/2015
Текст постановления официально опубликован не был